Судья: Вороно Е.Н. Дело №
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Янишевской Л.В.,
судей областного суда Суярковой В.В., Парамоновой Т.И.
при секретаре Пирожок Д.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Парамоновой Т.И. «02» декабря 2010 года дело по кассационной жалобе Чумасова Георгия Ивановича на решение Погарского районного суда Брянской области от «14» октября 2010 года, по исковому заявлению Чумасова Георгия Ивановича к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Погарском муниципальном районе Брянской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на льготных условиях,
УСТАНОВИЛА:
Чумасов Г.И. обратился в Погарский районный суд Брянской области с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Погарском муниципальном районе Брянской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на льготных условиях.
В обоснование своих требований истец Чумасов Г.И. указал, что пенсионным органом ему было отказано в досрочном назначении льготной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием у него необходимого специального трудового стажа и отсутствии необходимой информации о его трудовой деятельности (условиях работы) в требуемый период времени. Вместе с тем, считает данный отказ незаконным и необоснованным, поскольку он, достигнув возраста 55 лет и, имея общий трудовой стаж более 25 лет, а специальный трудовой стаж - более 12 лет 6 месяцев, полагает, что приобрел право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании пункта 6 части 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 26 июня 2010 года, поскольку он, с 02.04.1979 года по 01.02.1993 года, то есть на протяжении 13 лет 9 месяцев, осуществлял полевые работы в морской геолого-поисковой партии геологоразведочной экспедиции государственного предприятия «Латвияс Геология», то есть выполнял в указанный период времени геологоразведочные и поисковые работы в полевых условиях.
Чумасов Г.И. просил суд признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии подпунктом 6 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», засчитав ему в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды его работы в должностях: техника-геофизика, старшего техника-геофизика и геофизика в геолого-разведочной экспедиции в морской геолого-поисковой партии государственного предприятия «Латвияс геология» с 02.04.1979 года по 31.12.1990 года и с 01.01.1991 года по 01.02.1993 год, а также обязать ответчика досрочно назначить и выплачивать ему трудовую пенсию по старости с 26 июня 2010 года.
14.10.2010 года Погарский районный суд Брянской области постановил решение, которым отказал Чумасову Г.И. в удовлетворении исковых требований о признании за ним права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии подпунктом 6 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 26.06.2010 г., включил в стаж работы по специальности, учитываемый при досрочном назначении трудовой пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период работы Чумасова Георгия Ивановича в должностях: техник-геофизик, старший техник-геофизик и геофизик в геологоразведочной экспедиции в морской геолого-поисковой партии государственного предприятия «Латвияс геология» с 02.04.1979 года по 31.12.1990 года включительно.
В кассационной жалобе Чумасов Г.И. просит отменить решение Погарского районного суда Брянской области от 14.10.2010 года, ссылаясь на то, что данное решение не соответствует нормам материального права.
Заслушав доклад по делу судьи облсуда Парамоновой Т.И., выслушав Чумасова Г.И., поддержавшего доводы жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, истец в период со 02.04.1979 года по 01.02.1993 года работал в геолого-разведочной экспедиции в морской геолого-поисковой партии государственного предприятия «Латвияс геология», а именно: с 02.04.1979 года до 01.03.1980 года - техником геофизиком; с 01.03.1980 года до 02.01.1984 года - старшим техником-геофизиком; с 02.01.1984 года по 01.02.1993 года - геофизиком и исполнял в указанный период времени полевые работы полный рабочий день.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации №173-Ф3 от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона (мужчинам по достижении возраста 60 лет, женщинам- 55 лет) мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательных работ и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В соответствии с изложенным, суд пришел к правильному выводу о включении работы истца Чумасова Г.И. в период с 02.04.1979 года по 31.12.1990 года в должностях: техник-геофизик, старший техник-геофизик и геофизик в геологоразведочной экспедиции в морской геолого-поисковой партии государственного предприятия «Латвияс геология» в стаж работы по специальности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку все необходимые требования и условия, предъявляемые пенсионным законодательством к работе, которую выполнял истец в оспариваемый период, а именно: занятость на выполнении геофизических работ; непосредственное выполнение этих работ в полевых условиях; выполнение предусмотренных работ в составе экспедиции, партии, подтверждается представленными доказательствами.
Отказывая истцу в признании права на досрочное назначение трудовой пенсии с 26.10.2010 г. суд первой инстанции правомерно исходил из того, что на данную дату у Чумасова Г.И. отсутствовали 12 лет 6 месяцев специального стажа, дающего право на досрочную пенсию с заявленной даты.
Данный вывод суда сделан на том основании, что с 01.01.1991 года по 01.02.1993 год (по день увольнения) трудовая деятельность истца протекала в республике Латвия в организации, принадлежащей данному государству, то есть за пределами территории Российской Федерации, и доказательств уплаты взносов в Пенсионный фонд РФ (либо иных приравненных платежей) истец суду не предоставил.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом по следующим основаниям.
Постановлением Государственного Совета СССР от 06.09.1991 года № ГС-2 была признана независимость Латвийской Республики.
В соответствии с Соглашением от 08.12.1991 года «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 года № 2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12.12.1991 года.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств- участников Содружества независимых Государств в области пенсионного обеспечения».
Иной порядок определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости, предусмотрен для лиц, прибывших из государств - республик бывшего СССР, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992 года и не заключивших соответствующего соглашения с Российской Федерацией.
Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
/¦
В соответствии же с п. 2 ст. 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
С учетом того, что страховая часть трудовой пенсии финансируется за счет страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, само по себе такое правовое регулирование, как направленное на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, формирование пенсионных прав граждан, приобретение ими права на получение трудовой пенсии, согласуется с требованиями статей 19 и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22.06.2004 года № 99р (в ред. от 28.01.2005 г. № 11р) «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР, пунктом 8 которых предусмотрено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств- республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с российской Федерацией (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 года, независимо от уплаты страховых взносов (письмо Минтруда России от 15 января 2003 г. №88-16). Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Судебная коллегия отвергает довод кассационной жалобы о том, что судом первой инстанции неправомерно применено Распоряжение Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22.06.2004 года № 99р без учета письма Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 года № 1 - 369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР» и указания Минсоцзащиты РФ от 18.01.1996 года №1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР», предусматривавших возможность учета при назначении пенсий гражданам, прибывшим на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992 года, трудового стажа, приобретенного на территории бывшего СССР за время до 1 декабря 1991 года, по следующим основаниям.
Вышеуказанные письмо и указание Минсоцзащиты РФ были изданы до вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Истец обратился за назначением пенсии 13.08.2010 г., т.е. в период действия ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 N 173-ФЗ.
П. 2 ст. 31 данного закона предусматривает, что со дня его вступления в силу утрачивают силу Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Поскольку во время действия закона "О государственных пенсиях в Российской Федерации" право на назначение пенсии у истца не возникло, к рассматриваемому спору не могут быть применены законы и разъяснения, данные до вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в части, противоречащей действующему законодательству.
Согласно п. 2 ст. 29 вышеуказанного закона «О трудовых пенсиях в РФ» при применении настоящего Федерального закона уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу настоящего Федерального закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Примененное судом первой инстанции при рассмотрении спора Рас-поряжение Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22.06.2004 года № 99р согласуется с указанными нормами федерального закона.
Судом первой инстанции истцу в соответствии со ст. 56 ГПК РФ было предложено представить доказательства, свидетельствующие о возможности зачета времени его работы в Латвийской Республике после 01.01.1991 г. в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в РФ. Однако истцом суду такие доказательства предоставлены не были.
Доводы кассационной жалобы не содержат данных, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения, или сведений, опровергающих выводы суда, и не могут являться основанием к отмене вынесенного судебного постановления.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Погарского районного суда Брянской области от 14 октября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения
Председательствующий: Янишевская Л.В.
Судьи облсуда: Суяркова В.В.
Парамонова Т.И.