Судья: Карнеева Е.К. Дело №
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Янишевской Л.В.,
судей областного суда Суярковой В.В., Парамоновой Т.И.
при секретаре Пирожок Д.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Парамоновой Т.И. «02» декабря 2010 года дело по кассационной жалобе Тищенко Елены Михайловны на решение Советского районного суда г. Брянска от «28» октября 2010 года, по исковому заявлению Тищенко Елены Михайловны к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Брянской области и ФБУ Центр государственного имущества и жилищно-бытового обеспечения России о признании незаконными ответов и включении ее в состав участников Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы на 2009 год и в состав получателей государственных жилищных сертификатов на 2010 год,
УСТАНОВИЛА:
Тищенко Е.М. обратилась в Советский районный суд г. Брянска с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Брянской области и ФБУ Центр государственного имущества и жилищно-бытового обеспечения России о признании незаконными ответов и включении ее в состав участников Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы на 2009 год и в состав получателей государственных жилищных сертификатов на 2010 год.
В обоснование своих требований истец Тищенко Е.М. указала, что в период 31.10.78 года по 01.07.94 года проходила службу в органах внутренних дел, а с 01.07.94 года по 01.09.03 года - в органах уголовно-исполнительной системы. В настоящее время она является пенсионером УФСИН России. С 11.06.03 года проживает в общежитии по адресу: <адрес>. С 22.07.03 года состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в ФБУ ИК № УФСИН России по Брянской области. 13.11.09 года она была снята с очереди на улучшение жилищных условий. Решением Клинцовского городского суда Брянской области от 15.03.10 г., оставленным без изменения кассационной инстанций, она была восстановлена в очереди на улучшение жилищных условий с момента постановки на учет. Она обратилась в УФСИН России по Брянской области и ФБУ ЦЖКХ ФСИН России по вопросу выделения ей государственного жилищного сертификата в 2010 году. Из полученных ответов следовало, что сводные списки граждан, изъявивших желание получить государственные жилищные сертификаты формируются и утверждаются в году, предшествующему планируемому, т.е. списки на 2010 год были сформированы в 2009 году, в связи с чем включить ее в список получателей государственных жилищных сертификатов на 2010 год не представляется возможным.
Тищенко Е.М. просила суд признать незаконными ответ ФБУ ЦЖКХ ФСИН России от 07.10.09 года №ж и ответ УФСИН России по Брянской области от 26.07.10 года №-Т-13 об отказе в выдаче ей государственного жилищного сертификата в 2010 году и не включении ее в состав участников Федеральной целевой программы на 2009 год; обязать УФСИН России по Брянской области и ФБУ ЦЖКХ ФСИН России включить ее в состав участников Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы на 2009 год и в состав получателей государственного жилищного сертификата на 2010 год на состав семьи 1 человек.
28.10.2010 года Советский районный суд г. Брянска постановил решение, которым в удовлетворении исковых требований Тищенко Е.М. отказал.
В кассационной жалобе Тищенко Е.М. просит отменить решение Советского районного суда г. Брянска от 28.10.2010 года, ссылаясь на то, судом не исследованы обстоятельства составления и предоставления сводных списков по Брянской области в ФБУ ЦЖКХ ФСИН России в 2009 году и получения сертификатов в сопоставлении.
Заслушав доклад по делу судьи облсуда Парамоновой Т.И., выслушав Тищенко Е.М., поддержавшую доводы жалобы, возражения представителя УФСИН России по Брянской области Шербакову Е.В., проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение Советского районного суда г. Брянска подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Тищенко Е.М. проходила службу с 31.10.1978 года по 01.11.1980 года и с 25.04.1982 года по 01.07.1994 года в органах внутренних дел, с 01.07.1997 года по 01.09.2003 года в органах уголовно-исполнительной системы. В настоящее время Тищенко Е.М. является пенсионером УФСИН России.
С 11.06.2003 года она проживает в общежитии по адресу: <адрес>
С 22.07.2003 года Тищенко Е.М. состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в ФБУ ИК-№ УФСИН России по Брянской области (ранее №).
Решением комиссии по жилищно-бытовым вопросам ФБУ ИК-№ УФСИН России по Брянской области от 13.11.2009 года Тищенко Е.М. была снята с очереди на улучшение жилищных условий по п.п. 6 п. 1 ст. 56 ЖК РФ, как принятая на учет в связи с неправомерными действиями должностных лиц.
Решением Клинцовского районного суда Брянской области от 15.03.10 года, оставленным без изменением кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 27.05.10 года, Тищенко Е.М. была восстановлена в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента постановки, то есть с 22.07.2003 года.
Тищенко Е.М. была восстановлена в очереди на улучшение жилищных условий с 22.07.2003 года, что подтверждается выпиской из протокола заседания комиссии по жилищно-бытовым вопросам ФБУ ИК-6 УФСИН России по Брянской области № от 25.06.2010 года.
Постановление Правительства Российской Федерации № 153 от 21.03.06 года «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» регламентируются правила участия и получения гражданами государственных жилищных сертификатов.
В соответствии с п. 5 указанного Постановления, право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянии здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
В уголовно-исполнительной системе порядок организации работы по включению в подпрограмму и выдача сертификатов регламентирован приказом ФСИН России № № от 04.06.07 г. «Об утверждении Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы в уголовно-исполнительной системе».
В соответствии с данным приказом для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин-участник подпрограммы в период с 1 января по 15 июля года, предшествующего планируемому, представляет в учреждение или орган УИС, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификатов в планируемом году. Список, утвержденный начальником подразделения и сформированные в установленном порядке учетные дела до 1 августа, предшествующего планируемому, представляются в территориальный УИС. Сводные списки граждан, изъявивших желание на участие в подпрограмме на планируемый год, до 10 сентября, предшествующего планируемому, направляются в Федеральную службу исполнения наказании. ФСИН России на основании сводных списков, представленных территориальными органами и образовательными учреждениями, направляет до 1 октября года, предшествующего планируемому, государственному заказчику подпрограммы сведения о необходимом количестве сертификатов на планируемый год.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции сослался на то, что в соответствии с п. 19 Инструкции «о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" в уголовно-исполнительной системе», утвержденной Приказом ФСИН РФ от 04.06.2007 N № внесение дополнительных лиц в утвержденные списки не допускается и, кроме того, согласно заявления Тищенко Е.М. она включена в состав участников федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 г. по УФСИН России по Брянской области.
Вместе с тем, как следует из материалов гражданского дела, суд первой инстанции, давая правовую оценку требованиям Тищенко Е.М., не истребовал ее учетное дело, равно как и сводные списки граждан, изъявивших желание на участие в подпрограмме, сформированные в 2009 г. Судом не исследовался вопрос - была ли включена в сводные списки УФСИН России по Брянской области, сформированные в 2009 г., для получения государственного жилищного сертификата в 2010 году истец Тищенко Е.М., и если не была, что послужило основанием к этому, не проверены списки, сформированные в 2008 г. в сравнении со списками 2009, 2010 г.г.
Также не истребован судом сводный список граждан, получателей сертификатов в 2010 г. и сводный список граждан, включенных в резерв на получение сертификатов в этом же году.
Кроме того, суд не учел, что Тищенко Е.М. была включена в сводный список граждан-участников подпрограммы на 2011 г. при условии ее продления.
Разрешая вопрос по требованиям истца о признании незаконными ответа ФБУ ЦЖКХ ФСИН России от 07.10.09 года № № и ответа УФСИН России по Брянской области от 26.07.10 года №, суд не уточнил требования истца в этой части, не выяснил, какие правовые последствия, нарушающие права истца, они за собой влекут.
Суд вышеуказанные обстоятельства, имеющие значение по делу, на обсуждение не поставил, надлежащей юридической оценки им не дал и пришел к поспешному выводу, положенному в обоснование принятого решения.
При таких обстоятельствах, решение Советского районного суда г. Брянска от 28.10.2010 г. нельзя признать законным и обоснованным, и поэтому оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить указанные недостатки, уточнить заявляемые истцом требования, надлежащим образом распределить бремя доказывания по делу между участниками процесса, проверить доводы сторон, дать им оценку и постановить решение суда в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 28 октября 2010 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий: Янишевская Л.В.
Судьи облсуда: Суяркова В.В.
Парамонова Т.И.