Судья Сосков А.А. Дело № 33-3585/2010
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего ГОМЕНОК З.И.
судей областного суда БОГОРОДСКОЙ Н.А. и СУПРОНЕНКО И.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Супроненко И.И. 16 декабря 2010 года дело по кассационной жалобе начальника УПФ РФ (государственное учреждение) в Брасовском муниципальном районе Брянской области на решение Брасовского районного суда Брянской области от 1 ноября 2010 года по делу по иску Р к Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждению ) в Брасовском муниципальном районе Брянской области об оспаривании действий должностного лица,
У С Т А Н О В И Л А :
Р обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий руководителя УПФ РФ в Брасовском муниципальном районе Брянской области, отказавшего ей в назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию в связи с постоянным проживанием и работой на территории зоны с правом на отселение и на территории с льготным социально-экономическим статусом, предоставляющих ей право на уменьшение пенсионного возраста на 4 года. Кроме того, она родила и воспитала до 8 лет ребенка-инвалида с детства и поэтому также имеет право на уменьшение пенсионного возраста от общеустановленного на 5 лет и на назначение трудовой пенсии на льготных основаниях с уменьшением пенсионного возраста от общеустановленного на 9 лет..
Однако, ответчик отказал ей в уменьшении пенсионного возраста от общеустановленного, ссылаясь на то, что она имеет право на снижение пенсионного возраста лишь по одному основанию, установленному Законом «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».
Истица просила суд признать отказ пенсионного органа не обоснованным и обязать ответчика УПФ РФ в Брасовском муниципальном районе Брянской области уменьшить ей пенсионный возраст и назначить трудовую пенсию на льготных основаниях.
Решением Брасовского районного суда Брянской области от 1 ноября 2010 года исковые требования Р удовлетворены.
Суд обязал Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Брасовском муниципальном районе Брянской области уменьшить пенсионный возраст Р на девять лет от общеустановленного и назначить ей трудовую пенсию по старости с даты первоначального обращения за назначением пенсии, то есть с 24 сентября 2010 года.
Взыскан с Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Брасовском муниципальном районе Брянской области в пользу Р возврат государственной пошлины в размере 200 рублей.
В кассационной жалобе начальник УПФ РФ (государственное учреждение) в Брасовском муниципальном районе Брянской области В.А. Михеева просит отменить решение суда как постановленное вопреки обстоятельствам дела и требованиям закона.
Заслушав доклад судьи областного суда Супроненко И.И., проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и письменные возражения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения по доводам кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, Р родилась 2 октября 1963 года, и с 16 января 2006 года зарегистрирована по месту жительства в <адрес> Брасовского района Брянской области.
Согласно трудовой книжки АТ-1У № и справки директора техникума Р с 20 августа 1985 года по 1 февраля 1987 года работала учителем в Медведовской средней школе Клинцовского района Брянской области, а со 2 февраля 1987 года по настоящее время преподавателем в ФГОУ СПО «Брасовский промышленно-экономическом техникуме», расположенного в <адрес> Брасовского района Брянской области.
Как следует из справки главы Локотской поселковой администрации Брасовского района Брянской области от 20 сентября 2010 года территория пос. Локоть Брасовского района Брянской области на основании Распоряжения Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-Р с 26 апреля 1986 года по 31 января 1998 года относилась к 4 зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно справки главы Медведовской сельской администрации Клинцовского района Брянской области № 6586 от 24 августа 2010 года Р была зарегистрирована и проживала в <адрес> Клинцовского района Брянской области с 26 апреля 1986 года по 21 декабря 1987 года и территория с 26 апреля 1986 года по настоящее время на основании Распоряжения Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-Р, Постановлений Правительства РФ от 18 декабря 1997 года № 1582, от 7 апреля 2005 года № 197 относится к 3 зоне проживания с правом на отселение в связи с аварией на Чернобыльской АЭС.
Согласно ксерокопии трудовой книжки истицы ( л.д. 6-10) с августа 1985 года по 1.02.1087 года она работала преподавателем, затем завучем Медведовской средней школы.
Согласно справок ОСЗН Брасовского района Брянской области Р воспитала до 8 лет ребенка-инвалида Р.Ю, 11 октября 1987 года рождения (свидетельство о рождении №)
В соответствии с п.п.1 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего ФЗ одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет.
В соответствии с п.п.7, 8 ч.1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ЧАЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы относятся граждане постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение и с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно ст. 33 указанного Закона гражданам, указанным в п.7 ч.1 ст. 13 настоящего закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Согласно ст.34 указанного выше закона гражданам, указанным в п.8 ч.1 ст. 13 настоящего Закона, пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В судебном заседании установлено, что Р работала и проживала в <адрес> Клинцовского района Брянской области на территории зоны проживания с правом на отселение с 26 апреля 1986 года по 1 февраля 1987 года и <адрес> Брасовского района Брянской области на территории с льготным социально-экономическим статусом со 2 февраля 1987 года по 31 января 1998 года и имеет страховой стаж более 15 лет.
Согласно вышеуказанного Закона первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная ст.ст. 32-35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Р имеет право на снижение пенсионного возраста в соответствии со ст. 33 указанного выше Закона на 2 года (первоначальная величина) и на 2 года, в соответствии со ст.34 указанного Закона (исходя из фактического проживания и работы на территории с льготным социально экономическим статусом более 9 лет).
В соответствии со ст.28.1 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», гражданам пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в порядке, предусмотренном ст.ст.30-37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» при наличии страхового стажа не менее 5 лет или ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС, не может быть меньше для женщин - 45 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
Гражданам, указанным в ст. 13 настоящего Закона, которым в предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», в порядке, предусмотренном ст. 3О -37 настоящего Закона и которые одновременно имеют право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с п.п. 1-10 п. 1 ст.27 и п.п. 1-9 п. 1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ, предусмотренному п.п. 1-10, 16-18 п. 1 ст.27 и п.п. 7-9 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», который применяется при оценке пенсионных прав застрахованных лиц в соответствии с п.9 и 10 ст.3О ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Согласно ч.2 ст.3 указанного выше Закона при наличии у гражданина РФ права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину РФ только по одному из оснований по его выбору.
Вместе с тем, согласно определения Конституционного Суда РФ от 11 июля 2006 года № 403 - О статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13, уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы, но не более чем на 3 года в общей сложности.
При этом согласно примечанию к статьям 32-35 названного Закона установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на данной территории до момента переселения (выезда) с нее или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Таким образом, как следует из приведенных положений Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в их взаимосвязи, величина снижения пенсионного возраста обусловливается статусом гражданина на момент обращения за назначением пенсии: право на снижение пенсионного возраста на первоначальную величину граждане имеют независимо от места проживания в момент обращения за пенсией (на той же территории, на территории, по решению Правительства Российской Федерации переведенной в другую зону, или на любой территории, куда они могли выехать по собственному выбору), право же на снижение пенсионного возраста с учетом дополнительного его уменьшения граждане имеют, если на момент обращения за пенсией они постоянно проживают в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
При таких обстоятельствах, суд правильно пришел к выводу о том, что пенсионный возраст Р должен быть снижен от общеустановленного на 9 лет ( 2 года - первоначальная величина снижения пенсионного возраста + 2 года - проживания и работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом + 5 лет - воспитавшая ребенка инвалида с детства до 8 лет).
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы, изложенные в решении, а выражают несогласие с ними, поэтому не могут служить основанием к отмене решения.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Брасовского районного суда Брянской области от 1 ноября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.
Председательствующий З.И. ГОМЕНОК
Судьи областного суда Н.А. БОГОРОДСКАЯ
И.И. СУПРОНЕНКО