...
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Гоменок З.И.
судей областного суда Супроненко И.И.
Богородской Н.А.
при секретаре Копыловой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Богородской Н.А. 16 декабря 2010 года дело по кассационной жалобе представителя Военного комиссариата Брянской области на решение Советского районного суда гор. Брянска от 12 ноября 2010 года по делу по заявлению Д. об установлении факта участия в работах по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС,
У С Т А Н О В И Л А :
Д. обратился в суд с заявлением об установлении юридического факта участия в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, ссылаясь на то, что в августе-сентябре 1986 года, в период работы в Военном комиссариате Брянской области он направлялся в командировку в юго-западные районы Брянской области для оказания помощи райвоенкоматам по организации работы в/ч № ... (гор. Новозыбков) и в/ч ... (гор. Клинцы) для осуществления эвакуации 4-х населенных пунктов Красногорского района Брянской области: Прогресс, Барсуки, Нижняя Мельница, Князевщина и осуществления дезактивационных работ в зоне отчуждения. Установление данного факта имеет для него юридическое значение, так как позволит получить удостоверение ликвидатора последствий аварии на ЧАЭС и льготы, предусмотренные законодательством.
Решением Советского районного суда гор. Брянска от 12 ноября 2010 года заявление Д. удовлетворено. Суд установил факт участия Д. в работах по ликвидации аварии на ЧАЭС в августе-сентябре 1986 года в населенных пунктах Прогресс, Барсуки, Нижняя Мельница, Князевщина Красногорского района Брянской области, отнесенных к зоне отчуждения Российской Федерации.
В кассационной жалобе представитель Военного комиссариата Брянской области Ш. просит об отмене решения суда, как постановленного без учета обстоятельств, имеющих значение для дела, ссылаясь на то, что согласно постановлению Верховного Совета РФ от 13 августа 1993 года № 5625-1 контроль за военнослужащими, которые ликвидировали последствия аварии на ЧАЭС, не относятся к списку работ, относящихся к работам по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, проведенным в период с 26.04.1986 года по 31.12.1990 года в зоне отчуждения. Указанные работы признаются таковыми при условии, если они выполнялись в зоне отчуждения по указанию государственных органов исполнительной власти. Д. был откомандирован в гор. Клинцы и гор. Новозыбков, которые не относятся к зоне отчуждения, в личном деле заявителя отсутствуют документы, подтверждающие факт участия в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.
Заслушав доклад судьи областного суда Богородской Н.А., объяснения представителя Брянского облвоенкомата Ш., поддержавшей доводы жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона РФ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ.
В соответствии с ч.4 и ч.5 ст. 15 названного Закона указанным гражданам выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные законом, с момента их предъявления. Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством РФ.
Пунктом 6 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утв. Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства финансов РФ от 08 декабря 2006 г. №727/831/165н, предусмотрено, что документами, подтверждающими участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, являются: командировочное удостоверение с отметками о пребывании в населенных пунктах (пункте), находящихся в зоне отчуждения; справка об участии в работах в зоне отчуждения, выданная в 1986 - 1990 годах предприятием, организацией, учреждением, воинскими частями, выполнявшими работы непосредственно в зоне отчуждения; Штабом Гражданской обороны СССР, соответствующими архивами; трудовая книжка (раздел "Сведения о работе") с записью о работе в зоне отчуждения; табель учета рабочего времени в зоне отчуждения; справка о праве на повышенный размер оплаты труда (о выплате денежного содержания в повышенных размерах) за работу в зоне отчуждения (в зонах опасности внутри зоны отчуждения); задания (заявка) на полет в зону отчуждения, летная книжка и полетные листы летно-подъемного состава с записью о полетах в зону отчуждения; военный билет (разделы "Прохождение учебных сборов" и "Особые отметки") с записью о работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (в зоне отчуждения); выписка из приказа по личному составу воинской части, принимавшей участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, о прибытии, убытии и работе в зоне отчуждения; выписка из приказа по личному составу начальника органа безопасности (государственной безопасности) о командировании военнослужащих КГБ СССР для участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и сроках пребывания в зоне отчуждения в 1986 -1990 годах.
В силу разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 14 декабря 2000 года №35 в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005 №7, от 11.05.2007 №23, поскольку факт участия в работах по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы порождает права и льготы, закрепленные в базовом Законе, то он может быть установлен в судебном порядке в случае, если у заявителя отсутствуют документы, на основании которых в соответствии с Положением о порядке оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС выдаются удостоверения, подтверждающие право на получение указанных льгот и компенсаций, и такие документы невозможно получить в ином порядке либо восстановить их в случае утраты (глава 28 ГПК РФ). Факт участия в работах по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы может доказываться любыми средствами из числа названных в части 1 статьи 55 ГПК РФ, в том числе и показаниями свидетелей(п.17).
Удовлетворяя заявление Д., суд пришел к выводу, что факт участия его в работах по ликвидации аварии на ЧАЭС летом 1986 года подтвердили в судебном заседании свидетели А.,Р. и С., пояснившие, что Д. занимался организационными вопросами при отселении населенных пунктов Прогресс, Барсуки, Нижняя Мельница, Князевщина и проведении радиологического контроля и дезактивации в указанной 30-ти км зоне в войсковых частях в/ч ... и в\ч ...
Однако, данный вывод суда сделан без учета фактических обстоятельств дела.
В соответствии со Списком работ,относящихся к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проведенным в период с 26 апреля 1986 г. по 31 декабря 1990 года в зоне отчуждения Российской Федерации, утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 13 августа 1993 года № 5625-1,к указанным работам относятся : радиологическое обследование подвергшихся радиоактивному загрязнению местности, техники, зданий и сооружений, помещений, угодий, включая личные подсобные хозяйства и имущество граждан (отбор проб, наземные и воздушные измерения гамма-фона), и определение степени их загрязнения; погрузка и транспортировка всеми видами транспорта материальных ресурсов, животных, сельскохозяйственной продукции, оборудования, перевозка людей и их имущества; обеспечение охраны отселенных жилых массивов, безопасности перевозок, профилактика и тушение пожаров; работы, связанные с оценкой стоимости зданий, хозяйственных строений, плодово-ягодных насаждений, посевов, имущества, а также определение возможности их вывоза в зависимости от степени их радиоактивной загрязненности; строительно-монтажные работы по строительству новых, реконструкции и ремонту (приспособление) существующих зданий и сооружений, включая прокладку разводящих сетей, водопроводных линий, линий электропередач, автомобильных дорог, столовых, душевых и других вспомогательных сооружений; Ремонт и содержание железнодорожных путей, дорог, расположенных на них сооружений, закрепление грунтов в придорожной полосе и стабилизация (обеспыливание) дорог с неусовершенствованными видами покрытий; дезактивация зданий, сооружений, оборудования, техники всех видов, транспорта, сельскохозяйственных угодий, территорий, спецодежды и спецобуви; сбор, удаление, транспортировка и захоронение радиоактивных материалов (отходов), в том числе снятие и вывоз загрязненного грунта, снос ветхих строений, вырубка лесов и насаждений; работы по оборудованию пунктов (станций) по дезактивации техники, оборудования, подвижного состава, а также спецодежды и спецобуви; работы, связанные с формированием, размещением и обеспечением войсковых подразделений, принимавших участие в проведении работ по дезактивации, и их расформированием; агротехнические, агрохимические, мелиоративные, лесотехнические и гидротехнические работы, в том числе связанные со снижением уровня радиации производимой сельскохозяйственной продукции; работы по обеспечению связи, энергетическому, коммунально - техническому обслуживанию, обслуживанию систем газоснабжения, а также отключение этих систем при ликвидации населенного пункта;работы по сносу, утилизации, захоронению и консервации зданий, сооружений, материальных ценностей; радиационный (дозиметрический) контроль, медицинское и санитарно - эпидемиологическое обеспечение населения и граждан, привлекаемых для ликвидации последствий аварии; работы, связанные с организацией и проведением эвакуации (переселения) населения, материально - технических ресурсов, сельскохозяйственных животных, а также с обеспечением торгового, социально - бытового, медицинского и культурного обслуживания, снабжением продуктами питания населения;распыление и рассев с воздушных судов веществ с целью дезактивации объектов земной поверхности и водоемов.
Указанный список не содержит указания о том, что к работам по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС относятся работы по контролю за военнослужащими, занятыми на таких работах. В решении суда не указано какие конкретно виды работ, включенные в указанный Список, выполнял заявитель. Показания свидетелей в этой части не конкретизированы, других доказательств, подтверждающих выводы суда в этой части в материалах дела нет.
Показания свидетеля С. о том, что они «вместе проводили радиологический контроль, дезактивацию, отселение жителей из зоны отчуждения»(л.д.53) противоречат показаниям самого заявителя, из заявления которого следует, что он выезжал в юго-западные районы: г.Новозыбков, Клинцы, Красная Гора, Климово - для контроля и оказания помощи райвоенкомам по отмобилизованию команды военнообязанных для осуществления эвакуации 4 населенных пунктов Красногорского района, а также для оказания и контроля за РВК в отмобилизовании роты химической защиты в августе 2986 года и сентябре — инженерной роты. При этом заявитель не указывает на участие в работах, на которые ссылается свидетель в своих объяснениях (л.д.5-9).
Кроме того, из материалов дела следует, что на основании приказов от 7, 12, 19 августа 1986 года Д. был командирован в гор.Клинцы, гор.Новозыбков, г. Климово, г.Погар и п.Красная Гора, которые не относятся к зоне отчуждения. Сведения о нахождении заявителя в зоне отчуждения в показаниях свидетелей также не конкретизированы, других доказательств, подтверждающих его доводы в этой части в суд не представлено.
На основании изложенного решение суда нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене. При новом рассмотрении дела суду следует устранить указанные недостатки, надлежащим образом проверить доводы заявителя, дать им оценку и постановить решение суда в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Советского районного суда гор. Брянска от 12 ноября 2010 года отменить, дело направить в тот же суд на новое рассмотрение.
Председательствующий З.И. Гоменок
Судьи областного суда И.И. Супроненко
Н.А. Богородская