Судья Ткачева Е.И. Дело №
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
Председательствующего: САМАНЦОВОЙ Л.К.
Судей областного суда: КРАВЦОВОЙ Г.В., ЗУБКОВОЙ Т.И.
При секретаре ИВАНОВОЙ И.Ю.
Рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Зубковой Т.И. 16 декабря 2010 года дело по кассационной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда г. Брянска от 25 октября 2010 года по делу по иску ФИО1 к УФСИН РФ по Брянской области об исключении из справки периода, включенного в выслугу лет
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к УФСИН РФ по Брянской области об исключении из выслуги лет периода заочного обучения в институте с 01.09.1974г. по 03.07.1979г. поскольку включение этого периода с коэффициентом 0,5 в размере 2г. 5 мес. 1 день фактически не влияет на размер ее пенсии, назначенной в соответствии со ст. 14 п «а» Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Поскольку в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» она вправе получать страховую часть трудовой пенсии. ФИО1 просит обязать ответчика УФСИН РФ по Брянской области исключить из справки выданной ей в Пенсионный фонд исх. № 33/40 от 24.05.2010г. исключить период с 01.09.1974г. по 03.07.1979г.
Решением суда от 25.10. 2010 г. в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе на решение суда ФИО1 просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно истолковал закон.
В возражениях на жалобу ответчик просит оставить решение суда без изменения, а кассационную жалобу — без удовлетворения.
Заслушав доклад Зубковой Т.И., объяснения ФИО1, поддержавшей доводы кассационной жалобы и просившей решение суда отменить, возражения представителя УФСИН РФ по Брянской области Щербаковой Е.В., полагавшей решение суда законным, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия считает, что решение суда не подлежит отмене.
Как усматривается из материалов дела, подполковник внутренней службы ФИО1 уволена с УФСИН Брянской области со службы по ст. 58 п. «б» (по достижении предельного возраста) 30.06.2009г.
Выслуга лет на день увольнения указана в приказе об увольнении: в календарном исчислении 31 год 01 мес. 04 дн., в льготном исчислении 35 лет 04 мес. 05 дн.
ФИО1 состоит на пенсионном учете и получает пенсию в УФСИН РФ по Брянской области с 01.07.2009г.
25.07.2008 года вступил в силу Федеральный закон от 22.07.2008 года N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения", в соответствии с которым военнослужащие при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренных статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" (достижение общего пенсионного возраста - для мужчин 60 лет и наличие страхового стажа не менее 5 лет) приобрели право на одновременно получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом РФ от 12.02.1993 года N 4468-1, и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ".
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" военнослужащим по их желанию могут назначаться пенсии на условиях и по нормам, установленным Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", выплата которых производится Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами, не осуществляющими полномочия по обеспечению реализации социальных гарантий, предусмотренных Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
При этом в случае назначения пенсии за выслугу лет в страховой стаж не включаются периоды службы, работы и иной деятельности, с учетом которых определен размер данной пенсии, а в случае назначения пенсии по инвалидности - периоды военной и приравненной к ней службы, предшествовавшие назначению этой пенсии.
При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости, в него включаются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные Законом о трудовых пенсиях (в редакции от 22 июля 2008 г.), имевшие место и до дня вступления в силу Закона от 22 июля 2008 г.
Согласно заключения о назначении пенсии истице назначена пенсия за выслугу лет (35 лет) в размере 85 % денежного довольствия на основании ст. 13 «а» Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей ".
Согласно послужного списка для исчисления пенсии льготная выслуга истицы составляет 35 лет 04 мес. 05 дней, спорный период обучения во Всесоюзном заочном финансово-экономическом институте с 01.09.1974г. по 03.07.1979г. зачтен в выслугу лет истца с коэффициентом 0,5 в размере 2 года 05 мес. 01 день.
Главным условием, определяющим право на пенсию за выслугу лет, является наличие соответствующей выслуги на военной службе (службе в органах внутренних дел).
Закрепляя право на получение пенсии за выслугу лет для лиц, у которых имеется необходимая выслуга на соответствующей службе, названный Закон в статье 18 установил правило, согласно которому в выслугу лет для назначения пенсий в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" офицерам (лицам начальствующего состава органов внутренних дел) может засчитываться время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы. Установленный порядок зачета в выслугу лет периодов, не связанных с прохождением военной службы (службы в органах внутренних дел), по существу, является льготой, позволяющей увеличивать выслугу для назначения пенсии.
Для назначения пенсии в соответствии с Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей" статья 18 указанного Закона определяет понятие выслуги лет, в которую засчитываются периоды военной и приравненной к ней службы.
Установление порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, проходившим военную службу, в соответствии с частями 2 и 3 указанной статьи, входит в исключительную компетенцию Правительства РФ.
Правовым основанием установления порядка исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий явилось Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941 с последующими изменениями и дополнениями, а также Приложения к нему N 1 и N 2.
Как видно из части 2 пункта 2 указанного Постановления, в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел, органов уголовно — исполнительной системы необходимо засчитывать время обучения их до поступления на службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что правомерно засчитан период ее учебы в стаж выслуги лет, справка, выданная ей по месту получения пенсии УФСИН России по Брянской области для Пенсионного фонда РФ, соответствует требованиям вышеуказанных нормативных актов и имеющимся данным о выслуге лет истице.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он соответствует требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
Анализ закона позволяет сделать вывод о том, что в стаж по выслуге лет может быть засчитан только период учебы, предшествующий поступлению на службу. Истица же просит включить ей в стаж работы период с 1977 г., по 1979 г., т.е. только часть периода учебы до ее поступления на службу.
Постановление Правительства не предусматривает частичного включения периода учебы в стаж на выслугу лет, п.6 Постановления предусматривает право исчислять при наличии двух и более оснований для зачета в выслугу лет на пенсию одного и того же периода службы выслугу по одному основанию, дающему наибольшую льготу только при зачете в выслугу лет определенных периодов на льготных условиях.
Изменение же порядка исчисления стажа является прерогативой законодателя и в компетенцию суда не входит.
Поскольку ответчик включил в стаж истицы для пенсии по выслуге лет период ее учебы, то и в справке, выданной ими в пенсионный фонд правомерно отражен этот период. Кроме того, истица не просила внести изменения в подсчет ей стажа для пенсии по выслуге лет, а просит только внести указанные изменения в выданную ей справку, что недопустимо, по мнению коллегии.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применен закон, подлежащий применению по спорным правоотношением, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают правильность его выводов, с которыми согласилась судебная коллегия.
Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда Брянской области от 25 октября 2010 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу — без удовлетворения.
Председательствующий: Саманцова Л.К.
Судьи областного суда:
Кравцова Г.В.
Зубкова Т.И.