признание незаконным отказа в выдаче субсидии ветерану ВОВ



    ...

    КАССАЦИОННОЕ    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

      Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего              Гоменок З.И.

судей областного суда                 Супроненко И.И.

                                                       Богородской Н.А.

при секретаре                               Копыловой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Богородской Н.А. 16 декабря 2010 года дело по кассационной жалобе П. на решение Советского районного суда гор. Брянска от 10 ноября 2010 года по делу по иску П. к Департаменту по строительству Брянской области, администрации Брянской области, Клинцовской городской администрации о признании незаконным отказа в обеспечении жильем ветеранов ВОВ и выдаче субсидии на приобретение жилья,

У С Т А Н О В И Л А :

       П. обратилась в суд с иском к Департаменту по строительству Брянской области, администрации Брянской области, Клинцовской городской администрации о признании незаконным отказа в обеспечении жильем ветеранов ВОВ и выдаче субсидии на приобретение жилья, ссылаясь на то, что она является вдовой участника ВОВ, с 29.04.2010г. на основании распоряжения Клинцовской городской администрации Брянской области была принята на жилищный учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Однако Департаментом по строительству Брянской области ей необоснованно отказано в выдаче субсидии на приобретение жилья. Просила признать незаконным отказ Департамента по строительству Брянской области и обязать ответчиков выдать ей субсидию на приобретение жилого помещения в соответствии с ФЗ «О ветеранах».

        Решением Советского районного суда гор. Брянска от 10 ноября 2010 года в удовлетворении исковых требований П. отказано.

       В кассационной жалобе П. просит об отмене решения суда, ссылаясь на то, что она признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, своего жилья не имеет, проживает в квартире, которая на праве собственности принадлежит ее дочери и зятю, в данную квартиру она вселена на условиях договора коммерческого найма, сроком до 2014 года. Она не является членом семьи собственника жилого помещения и нуждается в улучшении жилищных условий, в связи с чем у нее есть право на получение субсидии на приобретение жилья в соответствии с ФЗ «О ветеранах».

Заслушав доклад судьи областного суда Богородской Н.А., объяснения представителя П. Х., поддержавшего доводы жалобы, возражения на жалобу представителя Департамента по строительству Брянской области М. и представителя администрации Брянской области Ч., проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.

       Судом установлено, что П.,... года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны, имеет право на льготы, предусмотренные ФЗ «О ветеранах», с 29 апреля 2010 года состоит на жилищном учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по месту жительства в Клинцовской городской администрации Брянской области.

            Решением Комиссии по рассмотрению вопросов по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов от 21 июля 2010 года, гражданам, имеющим льготы согласно ФЗ «О ветеранах», в том числе и П. отказано в выдаче субсидии в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с ФЗ «О ветеранах».

      Отказывая истице в удовлетворении исковых требований о признании незаконным отказа в выдаче субсидии, суд пришел к выводу, что данный отказ не противоречит требованиям действующего жилищного законодательства,т.к. П. обеспечена общей площадью жилого помещения на одного человека свыше учетной нормы.

            Данный вывод суда сделан без учета фактических обстоятельств дела.

         В соответствии с пп.4 п.1 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

       Согласно п.3.1 ст. 23.2 указанного Федерального закона по письменным заявлениям указанных граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

      Постановлением Администрации Брянской области от 21.03.2008 N 255 утвержден Административный регламент по исполнению государственной функции "Предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий", согласно которому к органам участвующим в исполнении государственной функции "Предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий" отнесены, в том числе, департамент по строительству Брянской области, как главный распорядитель бюджетных средств, выделяемых для финансирования мероприятий по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан, и органы местного самоуправления, осуществляющие функции по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставлению списков граждан для формирования сводного реестра и списков граждан - получателей субсидий(п.1.5).

       Согласно п.2.1.1 указанного Административного регламента    департамент по строительству Брянской области на основании очередности сводного реестра ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий по Брянской области, до 10 января текущего года формирует список кандидатов на получение жилищной субсидии в зависимости от объема выделенных на очередной финансовый год средств субвенции и в трехдневный срок доводит его до муниципальных образований области.

       Основания для отказа в предоставлении субсидии предусмотрены п. 2.1.2.7. Административного регламента и к ним относятся: неполное представление документов; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;реализация ранее права на улучшение жилищных условий;отсутствие личного заявления.

        Указанные обстоятельства не приняты судом во внимание. Как следует из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов обеспечения жильем ветеранов,инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов от 21 июля 2010 года и письма директора департамента по строительству Брянской области от 14 сентября 2010 года, П. отказано в выдаче субсидии в связи с тем, что она не является нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д.10,11).

        Однако в материалах дела имеется выписка из протокола № ... заседания жилищной комиссии Клинцовской городской администрации от 20 мая 2010 года, утв. постановлением Клинцовкой городской администрации от 10 июня 2010 года № ..., из которой следует, что П. признана нуждающейся в жилом помещении и принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на состав семьи 1 человек с 29 апреля 2010 года(л.д.15, 16).

     Кроме того, как видно из материалов дела, 2 сентября 2010 года на заседании жилищной комиссии Клинцовской городской администрации было рассмотрено письмо Департамента по строительству Брянской области от 30 августа 2010 года № ... об отказе в выдаче субсидии П. и другим гражданам и о правомерности постановки их на жилищный учет и принято решение оставить П. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с 29 апреля 2010 года. Протокол комиссии утвержден постановлением Клинцовской городской администрации от 6 сентября 2010 года № ... (л.д.13,14).

       На момент вынесения решения судом первой инстанции указанные решения о признании П. нуждающейся в улучшении жилищных условий никем не оспорены и не отменены. Таким образом, вывод суда в этой части противоречит имеющимся в материалах дела документам, подтверждающим, что на момент обращения с заявлением о выдаче субсидии, истица была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Суд надлежащим образом не проверил обоснованность принятого Департаментом по строительству Брянской области решения об отказе истице в выдаче субсидии и не дал указанным обстоятельствам оценки в решении суда.

      На основании изложенного решение суда нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене. При новом рассмотрении дела суду следует устранить указанные недостатки, надлежащим образом проверить доводы сторон, дать им оценку и постановить решение суда в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.

           Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

          Решение Советского районного суда гор. Брянска от 10 ноября 2010 года отменить, дело направить в тот же суд на новое рассмотрение.

Председательствующий                                                              З.И. Гоменок

Судьи областного суда                                                                 И.И. Супроненко

                                                                                                        Н.А. Богородская