возмещение вреда здоровью



<данные изъяты>

    К А С С А Ц И О Н Н О Е      О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

    Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего                                                       Тумакова А.А.

судей областного суда                                                           Парамоновой Т.И.

                                                                                                 Петраковой Н.А.

при секретаре Поляковой Е.В.

с участием: ФИО1 и представителя <данные изъяты>

<данные изъяты> ФИО6,

                     прокурора ФИО4 и представителя <данные изъяты>

<данные изъяты> ФИО5

        Рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тумакова А.А. «16» декабря 2010 года дело по кассационной жалобе представителя <данные изъяты> ФИО6 на решение Сельцовского городского суда Брянской области от «11» октября 2010 года по иску ФИО1 к <данные изъяты> о взыскании сумм в возмещении вреда здоровью с учетом индексации, взыскании стоимости судебно-медицинской экспертизы, взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л А:

      ФИО1 обратился в суд с иском, ссылаясь на то, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по контракту, заключенному между ним и МВД РФ, он был направлен для прохождения службы в МВД Чеченской республики, где ДД.ММ.ГГГГ при обстреле неизвестными лицами из автоматического оружия получил ранение, вследствие чего ДД.ММ.ГГГГ был уволен из <данные изъяты> по болезни (свидетельство о болезни от ДД.ММ.ГГГГ, представление от ДД.ММ.ГГГГ), просил взыскать с ответчиков ежемесячно компенсацию в счет возмещения вреда, причиненного здоровью с учетом индексации в размере 20461руб.46коп., начиная с октября 2004г., взыскать с <данные изъяты> компенсацию морального вреда в размере 150тыс.руб. и денежные средства в размере 5тыс. руб., затраченные им на оплату судебно-медицинской экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ .

     В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 просил взыскать с ответчиков денежную сумму в возмещение вреда, причиненного здоровью, с учетом индекса потребительских цен, характеризующий уровень инфляции в Брянской области, начиная с октября 2004г., ежемесячно, в размере 20446руб.36коп., взыскать с ответчиков единовременно денежную сумму в размере 736069руб.50коп. в счет возмещения вреда, причиненного здоровью за 36 месяцев, предшествующих с момента возникновения права на данную выплату, взыскать с ответчиков 5тыс.руб. затраченные им на оплату судебно-медицинской экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ , взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 50тыс.руб., выразившейся в его нравственном страдании: в молодом возрасте он стал инвалидом вследствие военной травмы и был уволен из <данные изъяты> по состоянию здоровья, до настоящего времени он переживает случившееся с ним и в результате страдает заболеванием сердца.

      В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 ссылаясь на ст.29 ч.4 Закона РФ «О милиции», Постановление Конституционного Суда РФ от 15.07.2009г. № 13-П, поддержал принесенные им уточнения к исковому заявлению от 29.09.2010г. и просил требования удовлетворить.

Решением Сельцовского городского суда Брянской области от 11 октября 2010 года исковые требования ФИО1 были удовлетворены частично.

      Взыскана с <данные изъяты> в пользу ФИО1 денежная сумма ежемесячно в возмещение вреда, причиненного повреждением здоровью в размере 18870 руб. 35коп., начиная с ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ (заключение СМЭ ).

           Взыскана с <данные изъяты> в пользу ФИО1 единовременно денежная сумма в возмещении вреда, причиненного повреждением здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 693 479руб.33коп.

      Требование ФИО1 к <данные изъяты> о взыскании компенсации морального вреда было отклонено.

      Требование ФИО1 к <данные изъяты> о взыскании стоимости СМЭ от ДД.ММ.ГГГГ было отклонено.

      Взыскана с <данные изъяты> в доход федерального бюджета денежная сумма в размере 21636руб. в счет возмещения средств затраченных на оплату СМЭ в отношении ФИО1(заключение ГУЗ «Брянское областное бюро судебно-медицинских экспертизы» от ДД.ММ.ГГГГ).

     <данные изъяты> от оплаты госпошлины в доход государства было освобождено.

В кассационной жалобе представитель <данные изъяты> ФИО6 просит отменить решение суда, как постановленное в нарушение норм материального права.

Заслушав доклад по делу судьи областного суда Тумакова А.А., выступление представителя <данные изъяты> ФИО6 поддержавшего доводы жалобы, выступление ФИО1 возражавшего против доводов жалобы, выступление представителя Управления казначейства по <адрес> ФИО5 поддержавшей доводы жалобы, заключение прокурора ФИО4 возражавшей против доводов жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

В Российской Федерации, согласно Конституции Российской Федерации, обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2), гарантируются равенство прав и свобод человека и гражданина (статья 19, часть 2), социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

По смыслу статьи 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 32 (часть 4), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункт "е"), служба в органах внутренних дел Российской Федерации, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 декабря 2002 года N 17-П, особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такую службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним. Обязанности, возлагаемые на этих лиц, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что в силу статей 1 (часть 1), 2, 7, 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1) и 71 (пункт "в") Конституции Российской Федерации влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении службы.

Исходя из приведенной правовой позиции, государство призвано гарантировать сотрудникам милиции возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с исполнением ими служебных обязанностей, в объеме, позволяющем в максимальной степени компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса. При этом характер выполняемых этими лицами функций - в силу конституционных принципов справедливости и соразмерности - предполагает установление для них условий возмещения вреда, по крайней мере не худших по сравнению с другими категориями граждан.

Конституционная обязанность государства по возмещению вреда, причиненного здоровью сотрудников милиции в связи с исполнением ими служебных обязанностей, может осуществляться в различных юридических формах, в том числе в форме установленного в целях обеспечения социальных интересов этих лиц и интересов государства обязательного государственного страхования их жизни и здоровья, которое финансируется за счет бюджетных средств (пункт 1 статьи 969 ГК Российской Федерации, Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы"), в форме гражданско-правового (деликтного) возмещения вреда, причиненного здоровью гражданина при исполнении обязанностей службы в милиции (статья 1084 ГК Российской Федерации), в форме предоставления единовременного пособия и денежной компенсации (части третья и четвертая статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции").

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (пункты 2 и 3 статьи 927, пункт 1 статьи 935, пункт 1 статьи 969) законом на указанных в нем лиц может быть возложена обязанность страховать жизнь и здоровье других определенных в нем лиц на случай причинения вреда их жизни или здоровью (обязательное страхование); кроме того, законом могут быть предусмотрены случаи обязательного страхования жизни и здоровья граждан - государственных служащих определенных категорий за счет средств, предоставляемых из соответствующего бюджета (обязательное государственное страхование). При этом правовое регулирование обязательного страхования граждан на случай причинения вреда их жизни или здоровью при исполнении ими трудовых обязанностей и обязательного государственного страхования жизни и здоровья государственных служащих осуществляются с учетом особенностей работы по трудовому договору и государственной, в том числе правоохранительной, службы.

Отношения, связанные с обязательным социальным страхованием работников, причинение вреда здоровью которых возможно при исполнении ими обязанностей по трудовому договору, регулируются Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в соответствии с которым обеспечение лица, работающего по трудовому договору, по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется работодателем в виде страховых выплат - единовременной страховой выплаты и ежемесячных страховых выплат застрахованному лицу, а также в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая (статья 8); единовременная страховая выплата осуществляется в размере, определяемом в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из максимальной суммы, установленной федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год (статья 11); размер ежемесячной страховой выплаты определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности (статья 12).

Таким образом, по своей природе, источникам, условиям, объему и порядку осуществления выплат система обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, в том числе сотрудников милиции, принципиально отличается от системы обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а следовательно, отсутствие какого-либо элемента одной системы в другой системе само по себе не может рассматриваться как недостаток или тем более как дискриминация по признаку профессии.

Гражданско-правовой институт деликтных обязательств предназначен для регулирования отношений, возникающих из причинения вреда, в том числе вреда здоровью лица в связи с осуществлением им трудовой или служебной деятельности. Как правило, обязанность возместить вред является мерой гражданско-правовой ответственности, которая применяется к причинителю вреда при наличии состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между противоправным поведением причинителя вреда и наступлением вреда, а также вину причинителя вреда.

Согласно статье 1084 ГК Российской Федерации вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении обязанностей службы в милиции, возмещается по правилам главы 59 (статьи 1064 - 1101) данного Кодекса, если законом не предусмотрен более высокий размер ответственности. В системной связи со статьей 1064 ГК Российской Федерации, устанавливающей общие основания ответственности за причинение вреда, и его статьей 1069, в силу которой вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов либо их должностных лиц, подлежит возмещению за счет соответствующей казны, это означает, что обязанность по возмещению вреда жизни или здоровью сотрудника милиции в порядке главы 59 ГК Российской Федерации за счет соответствующей казны возникает в случае установления вины государственных органов или их должностных лиц в причинении этого вреда. Если же вина государственных органов или их должностных лиц в причинении вреда жизни или здоровью сотрудника милиции отсутствует, обязанность по его возмещению по указанным в данной главе основаниям на государство не возлагается.

Следовательно, статья 1084 ГК Российской Федерации не исключает, а, напротив, предполагает обеспечение выплаты государством в полном объеме возмещения вреда, причиненного здоровью сотрудника милиции при исполнении им служебных обязанностей, в качестве меры гражданско-правовой ответственности государственных органов или их должностных лиц как причинителей этого вреда.

Пенсионное обеспечение граждан, в том числе ставших инвалидами вследствие повреждения здоровья, связанного с исполнением трудовых или служебных обязанностей, направлено на возмещение утраченного ими заработка (денежного довольствия) и осуществляется с учетом различий в правовом положении лиц, работающих по трудовому договору, и военнослужащих и приравненных к ним лиц, включая сотрудников милиции.

Пенсия по инвалидности гражданам, ставшим инвалидами в связи с осуществлением трудовой деятельности, назначается на основании Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; ее размер зависит в том числе от степени ограничения способности к трудовой деятельности, суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, наличия или отсутствия иждивенцев.

Пенсии по инвалидности, устанавливаемые лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", исчисляются из денежного довольствия указанных лиц с учетом окладов по должности, специального звания (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентной надбавки за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Размер пенсии по инвалидности дифференцируется в зависимости от группы и причины инвалидности.

Статьей 29 Закона Российской Федерации "О милиции" предусматривается выплата сотруднику милиции при получении им в связи с осуществлением служебной деятельности телесных повреждений, исключающих для него возможность дальнейшего прохождения службы, единовременного пособия в размере пятилетнего денежного содержания из средств соответствующего бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц (часть третья) и денежной компенсации в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в данной статье основаниям, за счет средств соответствующего бюджета либо средств организаций, заключивших с милицией договоры (часть четвертая).

Денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью, согласно Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких (утверждена Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 15 октября 1999 года N 805), выплачивается потерпевшему сотруднику органов внутренних дел ежемесячно при назначении ему пенсии по инвалидности, связанной с телесными повреждениями, иным повреждением здоровья, полученными в связи с осуществлением служебной деятельности (при исполнении служебных обязанностей) и ведущими к досрочному увольнению со службы в органах внутренних дел по болезни или ограниченному состоянию здоровья; выплата сумм в возмещение вреда производится финансовым подразделением (бухгалтерией) соответствующего органа внутренних дел в течение всего срока, на который установлена инвалидность.

Норма части четвертой статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции", по ее буквальному смыслу, представляет собой установленную данным специальным законом для сотрудников милиции дополнительную социальную гарантию, которая, соответственно, находится за рамками гражданско-правовых обязательств, вытекающих из причинения вреда. Предусмотренная ею денежная компенсация подлежит выплате ежемесячно при наличии лишь факта наступления вреда при исполнении сотрудником милиции служебных обязанностей (увечья или иного повреждения здоровья) при отсутствии вины государственных органов или их должностных лиц в причинении этого вреда.

Следовательно, в системе действующего правового регулирования часть четвертая статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции" предполагает выплату государством ежемесячной денежной компенсации сотрудникам милиции в возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья в связи с осуществлением ими служебной деятельности, исключающим для них возможность дальнейшего прохождения службы. Государство в данном случае берет на себя компенсацию причиненного вреда как орган, действующий в публичных интересах. По смыслу правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 27 декабря 2005 года N 523-О, государство, устанавливая систему компенсаций, выступает не как страхователь, не как причинитель вреда и не как должник по деликтному обязательству, а как публичный орган, выражающий общие интересы, и как распорядитель бюджета, создаваемого и расходуемого в общих интересах.

Иное понимание части четвертой статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции" приводило бы к нарушению статей 7, 19 и 39 Конституции Российской Федерации, из которых вытекает необходимость установления для сотрудников милиции по крайней мере не худших по сравнению с гражданами, работающими по трудовому договору, условий возмещения вреда, причиненного их жизни или здоровью при исполнении ими служебных обязанностей, при том что различия в источниках, условиях, порядке и объеме возмещения такого вреда указанным категориям граждан не свидетельствуют о какой-либо дискриминации или неоправданном ограничении прав сотрудников милиции.

С учётом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы представителя <данные изъяты> ФИО6– нет, поскольку они по существу являются переоценкой выводов суда и не могут являться основаниями для отмены правильного по существу решения суда.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Сельцовского городского суда Брянской области от 11 октября 2010 года, оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий                                                               А.А. Тумаков

Судьи областного суда                                                                 Т.И. Парамонова

                                                                                                         Н.П. Петракова