Судья: Ткачева Е.И. Дело №
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Саманцова Л.К.,
судей областного суда Супроненко И.И., Парамоновой Т.И.,
при секретаре Пирожок Д.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Парамоновой Т.И. «23» декабря 2010 года дело по кассационной жалобе Добродеевой Марии Григорьевны на решение Советского районного суда г. Брянска от «10» ноября 2010 года, по исковому заявлению Добродеевой Марии Григорьевны к Департаменту по строительству Брянской области о признании незаконным решения об отказе в выдачи субсидии для приобретения жилья,
УСТАНОВИЛА:
Добродеева М.Г. обратилась в Советский районный суд г. Брянска с исковым заявлением к Департаменту по строительству Брянской области о признании незаконным решения об отказе в выдачи субсидии для приобретения жилья.
В обоснование своих требований истец Добродеева М.Г. указала, что она является участником-инвалидом ВОВ. С 09.03.2010 года, на основании распоряжения Советской районной администрации г. Брянска, была принята на жилищный учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Однако ответчиком необоснованно было отказано в выдаче ей субсидии на приобретение жилья.
Добродеева М.Г. просила признать незаконным отказ Департамента по строительству Брянской области и обязать ответчика выдать ей субсидию на приобретение жилого помещения в соответствии с Федеральным Законом «О ветеранах».
10.11.2010 года Советский районный суд г. Брянска вынес решение, согласно которому, отказал в удовлетворении исковых требований Добродеевой М.Г.
В кассационной жалобе Добродеева М.Г. просит отменить решение Советского районного суда г. Брянска от 10.11.2010 года, ссылаясь на то, что она не согласна с мнением суда о том, что истец является членом семьи собственника, ее сына Бурого В.В. В доме, в котором она живет не возможно проживать, так как он построен в 1960 году, находится в ветхом состоянии, крыша протекает, канализации и горячего водоснабжения нет.
Заслушав доклад по делу судьи облсуда Парамоновой Т.И., выслушав представителя Добродеевой М.Г. Бурого В.В., поддержавшего доводы жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение Советского районного суда г. Брянска подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов гражданского дела следует, что Добродеева М.Г. 21.03.1921 года рождения - участник ВОВ, инвалид 1 группы.
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов от 23.06.2010 года гражданам, имеющим льготы согласно Закона «О ветеранах», в том числе Добродеевой М.Г. было отказано в выдаче субсидии в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным Законом «О ветеранах», вставших на учет ветеранов и инвалидов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ.
Как следует из письменного отказа Департамента по строительству Брянской области Добродеевой М.Г. было отказано в выдаче субсидии на приобретение жилья со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ в связи с тем, что она является членом семьи собственника и обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи свыше учетной нормы.
Отказывая истице в удовлетворении исковых требований о признании незаконным отказа в выдаче субсидии, суд пришел к выводу, что данный отказ не противоречит требованиям действующего жилищного законодательства, т.к. Добродеева М.Г. обеспечена общей площадью жилого помещения на одного человека свыше учетной нормы.
Данный вывод суда сделан без учета фактических обстоятельств дела.
В соответствии с пп.4 п.1 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно п.3.1 ст. 23.2 указанного Федерального закона по письменным заявлениям указанных граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Администрации Брянской области от 21.03.2008 N 255 утвержден Административный регламент по исполнению государственной функции "Предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий", согласно которому к органам участвующим в исполнении государственной функции "Предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий" отнесены, в том числе, департамент по строительству Брянской области, как главный распорядитель бюджетных средств, выделяемых для финансирования мероприятий по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан, и органы местного самоуправления, осуществляющие функции по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставлению списков граждан для формирования сводного реестра и списков граждан - получателей субсидий (п.1.5).
Согласно п.2.1.1 указанного Административного регламента департамент по строительству Брянской области на основании очередности сводного реестра ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий по Брянской области, до 10 января текущего года формирует список кандидатов на получение жилищной субсидии в зависимости от объема выделенных на очередной финансовый год средств субвенции и в трехдневный срок доводит его до муниципальных образований области.
Основания для отказа в предоставлении субсидии предусмотрены п. 2.1.2.7. Административного регламента и к ним относятся: неполное представление документов; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; реализация ранее права на улучшение жилищных условий; отсутствие личного заявления.
Указанные обстоятельства не приняты судом во внимание. Как следует из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов от 23 июня 2010 года и письма директора департамента по строительству Брянской области от 14 сентября 2010 года, Добродеевой М.Г. отказано в выдаче субсидии в связи с тем, что она не является нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д. 7-8).
Однако, в материалах дела имеется выписка из распоряжения Советской районной администрации г. Брянска от 17.03.2010 г. № 63-р и письмо за подписью главы администрации от 19.03.2010 г. № 361, из которых следует, что Добродеева М.Г. признана нуждающейся в жилом помещении и принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на состав семьи 1 человек с 09 марта 2010 года (л.д. 18, 19).
На момент вынесения решения судом первой инстанции указанное распоряжение о признании Добродеевой М.Г. нуждающейся в улучшении жилищных условий никем не оспорено и не отменено. Таким образом, вывод суда в этой части противоречит имеющимся в материалах дела документам, подтверждающим, что на момент обращения с заявлением о выдаче субсидии, истица была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Суд надлежащим образом не проверил обоснованность принятого Департаментом по строительству Брянской области решения об отказе истице в выдаче субсидии и не дал указанным обстоятельствам оценки в решении суда.
На основании изложенного решение суда нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене. При новом рассмотрении дела суду следует устранить указанные недостатки, надлежащим образом проверить доводы сторон, дать им оценку и постановить решение суда в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 10 ноября 2010 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий: Саманцова Л.К.
Судьи облсуда: Супроненко И.И.
Парамонова Т.И.