О понуждении к совершению действий.



Судья Поставнева Т.Н.                                                               Дело

                                               КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

           Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего                                ЗУБКОВОЙ Т.И.,

судей областного суда                                    КРАВЦОВОЙ Г.В.,                                                                           ПАРАМОНОВОЙ Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 20 января 2011 года по докладу судьи Кравцовой Г.В. дело по кассационной жалобе главы Унечской городской администрации на решение Унечского районного суда Брянской области от 18 ноября 2010 года по делу по исковому заявлению прокурора Унечского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Унечской городской администрации Брянской области о понуждении к совершению действий,

                                                          У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Унечского района Брянской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Унечской городской администрации Брянской области о понуждении к совершению действий, указывая на то, что прокурором Унечского района проведена проверка исполнения Унечской городской администрации законодательства об охране, использовании и сохранении объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

На территории Унечского городского поселения находятся 8 объектов культурного наследия, соответствующих требованиям ст.3 ФЗ РФ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»: мест о расстрела советских граждан ( г. Унеча, ул. Октябрьская) ; памятный знак-«Танк» ( г. Унеча); воинское кладбище 117 советских воинов ( г. Унеча); братская могила 6 советских воинов ( г. Унеча, Белец); могила лейтенанта Н.А. Ткаченко ( 400 м. к югу от п. Белец г. Унеча); братская могила советских воинов ( г. Унеча); братская могила воинов и мирных жителей ( г. Унеча, сенобаза); братская могила советских воинов (д.    Коржовка Унечского района), являющихся памятниками истории и монументального искусства.

Указанные объекты культурного наследия в собственности городского поселения не находятся. Так же не имеется их и в собственности муниципального района, федеральной собственности и собственности субъекта РФ. Они являются бесхозяйными, бремя их содержания и сохранения никто не несет.

Прокурор просил суд обязать Унечскую городскую администрацию принять меры по постановке указанных бесхозяйных объектов культурного наследия на учет в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В судебном заседании истец поддержал требования в полном объеме.

Представитель ответчика исковые требования не признал.

    Решением суда иск прокурора Унечского района удовлетворен. Суд обязал Унечскую городскую администрацию Брянской области в срок до 1 марта 2011 года принять меры по постановке бесхозяйных объектов культурного наследия: место расстрела советских граждан (г.Унеча, ул. Октябрьская) - гос. номер М 406 1501623000; памятный знак- «Танк» (г. Унеча)- гос. номер М 406 1501624000; воинское кладбище 117 советских воинов ( г. Унеча)- гос. номер М 406 1501625000; братская могила 6 советских воинов (г. Унеча, Белец)- гос. номер М 406 1501 626000; могила лейтенанта Н.А. Ткаченко ( 400 м к югу от п. Белец г. Унеча)- гос. номер М 406 1501627000; братская могила советских воинов ( г. Унеча) - гос. номер М 406 1501628000; братская могила воинов и мирных жителей ( г. Унеча, сенобаза)- гос. номер М 406 1501629000; братская могила советских воинов (д. Коржовка Унечского района) - гос. номер М 406 1501642000, на учет в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В кассационной жалобе глава Унечской городской администрации просит решение суда отменить как необоснованное. Указывает на то, судом неправильно истолкованы нормы действующего законодательства, неправильно применен закон.

Заслушав доклад по делу судьи Кравцовой Г.В., проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 3 Закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Как следует из материалов дела, 8 объектов: место расстрела советских граждан ( г. Унеча, ул. Октябрьская); памятный знак- «Танк» ( г. Унеча); воинское кладбище 117 советских воинов ( г. Унеча); братская могила 6 советских воинов ( г. Унеча, Белец); могила лейтенанта Н.А. Ткаченко ( 400 м к югу от п. Белец г. Унеча); братская могила советских воинов ( г. Унеча); братская могила воинов и мирных жителей ( г. Унеча, сенобаза); братская могила советских воинов ( д. Коржовка Унечского района), являются памятниками истории и монументального искусства на основании решения исполкома Брянского Совета народных депутатов от 10.07.1979 года № 406).

Суд пришел к правильному выводу о том, что данные объекты культурного наследия, обладающие определенными законом характеристиками, относятся к объектам недвижимого имущества. Указанное подтверждается ответом Комитета по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области.

Как усматривается из материалов дела, согласно ответам Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области (Росимущество) от 5.04.2010 года и от 17.11.2010 года указанные в иске объекты культурного наследия в реестре федерального имущества не значатся.

Суд, учитывая изложенное, пришел к правильному выводу о том, что перечисленные в исковом заявлении объекты не являются федеральной собственностью.

Доводы представителя ответчика об обратном обоснованно не приняты судом во внимание, поскольку доказательств того, что объекты культурного наследия, перечисленные в иске, являются федеральной собственностью, ответчиком не предоставлено.

Достаточных и убедительных доказательств того, что объекты культурного наследия, перечисленные в иске, являются собственностью субъекта РФ, в частности Брянской области, ответчиком не предоставлено.

Как установлено судом, указанные в иске объекты не являются и муниципальной собственностью Унечского городского поселения.

Так согласно письму от 15.04.2010 года Аминистрации Унечского района Брянской области в муниципальной собственности Унечского муниципального района памятников истории и монументального искусства нет.

Согласно письму Унечской городской администрации (ответчика) № 495 от 18 февраля 2010 года указанные в иске объекты историко-культурного наследия не являются муниципальной собственностью Унечского городского поселения.

В соответствии со ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

Как видно из материалов дела, ответчик в судебном заседании не отрицал, что объекты являются бесхозяйными.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что фактически вышеуказанные 8 объектов культурного наследия являются бесхозяйными, бремя их содержания и сохранения никто не несет.

Рассматривая заявленный иск, суд правильно исходил из того, что истец не предъявляет к ответчику требований о возложении обязанности на Унечскую городскую администрацию принять объекты в муниципальную собственность. Предъявляются лишь требования принять меры по постановке бесхозяйных объектов на учет в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Постановка бесхозяйных объектов на учет не связана с тем, какое значение имеют спорные объекты культурного наследия: федеральное, областное или местного значения.

Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Суд исходил из того, что согласно ст. 1 Закона РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» № 4292-1 от 14 января 1993 года увековечению подлежат память погибших в ходе военных действий, умерших от ран, контузий, погибших, умерших в плену.

В силу ст. 2 этого указанного Закона одними из форм увековечения памяти погибших при защите Отечества являются сохранение и благоустройство воинских захоронений, установка памятников, надгробий, стел, обелисков и др., сооружение на местах боевых действий памятных знаков, сохранение и обустройство отдельных территорий, исторически связанных с подвигами погибших при защите Отечества. К воинским захоронениям относятся отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ.

В соответствии со ст. 5 этого Закона, воинские захоронения подлежат государственному учету. На территории Российской Федерации их учет ведется местными органами власти и управления. Органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях (ст. 11 Закона «Об увековечении    памяти погибших при защите Отечества» №4292-1 от 14 января 1993 года ).

Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления.

В силу ст. 7 этого же Закона пришедшие в негодность воинские захоронения и объекты, увековечивающие память погибших, подлежат восстановлению органами местного самоуправления.

Как установлено судом, все объекты, указанные в иске, включены в перечень объектов, расположенных на территории Унечского городского поселения. До настоящего времени никто прав на указанные объекты не заявил.

Согласно ответу Администрации Унечского района № 796 от 26.03.2010 года) все памятники, расположенные на территории Унечского района, являются памятниками местного значения и только один памятник архитектуры - церковь Дмитрия Солунского постройки 1780 года ( в иске прокурора данный объект не указан), расположенный в с. старое Задубенье Ивайтенского сельскогого поселения является памятником федерального значения.

В соответствии с п. 1 ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности.

Согласно ст. 64 ФЗ «Об объектах культурного наследия»: памятники истории и культуры республиканского значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством РСФСР и законодательством РФ, а также объекты в исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством РФ по состоянию на день вступления в силу ФЗ «Об объектах культурного наследия», отнесены к категории объектов культурного наследия федерального значения, включенных в Реестр; памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР от 15 декабря 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры», отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр.

В силу требований ст. 15 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия. Положение о Реестре объектов культурного наследия, которое должно быть утверждено уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п. 4 ст. 15 ФЗ «Об объектах культурного наследия»), а также Реестр как государственная информационная система до сих пор отсутствует.

Поскольку объекты, указанные в исковом заявлении прокурора Унечского района, имеют статус объектов культурного наследия регионального (областного) значения и могут находиться в любой форме собственности как объекты недвижимого имущества. Суд пришел к правильному выводу о том, что на них распространяется общий порядок постановки на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества (ст. 225 ГК РФ)- по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Следовательно, обязанность по обращению в органы государственной регистрации прав для постановки на учет недвижимых объектов культурного наследия, в том числе памятников воинской славы, возложена на органы местного самоуправления. (Судом по настоящему делу установлено, что спорные объекты не относятся к объектам федерального значения.)

Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд правильно исходил из того, что бездействие Унечской городской администрации по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества противоречит интересам как граждан, проживающих в г. Унеча, так и муниципального образования - «Унечское городское поселение», является причиной их разрушения либо изменения облика в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий, чем нарушается право каждого на доступ к культурным ценностям и сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений, так как именно после постановки на учет объектов как бесхозяйных будет решаться в последующем вопрос об определении собственника данных объектов и как следствие о сохранности этих объектов, о возможном включении их в реестр.

Судом исследованы доводы сторон, дана правильная правовая оценка представленным доказательствам, постановлено законное решение, оснований к отмене решения по доводам кассационной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Унечского районного суда Брянской области от 18 ноября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий                                    Т.И. ЗУБКОВА

Судьи областного суда                                      Т.И. ПАРАМОНОВА

                                                                                 Г.В.КРАВЦОВА