Судья Холуева Л.Ф. Дело № 33 - 151 (2011)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего САМАНЦОВОЙ Л.К.
судей областного суда ПЕТРАКОВОЙ Н.П. и СУПРОНЕНКО И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 января 2011 года по докладу судьи Супроненко И.И. дело по кассационной жалобе Г на решение Клинцовского городского суда Брянской области от 29 ноября 2010 года по делу по иску Г к МУЗ «Клинцовский роддом» об увеличении базового оклада, перерасчете заработной платы и взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
У С Т А Н О В И Л А:
Г обратилась в Клинцовский городской суд с иском к МУЗ «Клинцовский роддом» об увеличении базового оклада, перерасчете заработной платы и взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, ссылаясь на то, что ее месячный оклад по разряду 11 составляет 3588 рублей 83 копейки. Расчет ее месячной заработной платы производят ей с оклада 3588 рублей 83 копейки, и к нему суммируются компенсационный выплаты, а именно 30% за непрерывный стаж работы; за расширенный объем работы. На основании ФЗ РФ № 545-ФЗ от 20.04.2007 года «О внесении изменений в ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», где размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, величина которого с 01.01.2009 года составила 4330 рублей, к этой величине должны суммироваться ее компенсационные выплаты. В связи с чем просила суд считать ее месячный оклад не ниже МРОТ, т.е 4300 рублей и к нему назначить компенсационные выплаты ежемесячно в соответствии с МРОТ. Кроме того просила взыскать недоначисленную и невыплаченную зарплату.
Решением Клинцовского городского суда Брянской области от 29 ноября 2010 года в удовлетворении иска об увеличении базового оклада, перерасчете заработной платы и взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы Г отказано.
В кассационной жалобе Г просит отменить решение суда, указывая, что суд постановил решение вопреки обстоятельствам дела и нормам права.
Заслушав доклад по делу судьи Супроненко И.И., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Судом установлено, что Г работает в «МУЗ Клинцовский роддом» в должности врача акушера гинеколога по 11 разряду. Заработная плата складывается из оклада, компенсационных и стимулирующих выплат (а именно: 30% за непрерывный стаж работы; расширенный объем работ). Заработная плата истца Г складывается из оклада на полную ставку, который составляет 3588 рублей 83 копейки, а так же, компенсационных и стимулирующих выплат.
Согласно Конституции РФ в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ст.7 ч.2); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст.37 ч.3), т.е. размер оплаты труда предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Согласно ст. 133 ч.3 ТК РФ следует, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Федеральным законом от 20.04.2007 года № 54-ФЗ с 1 сентября 2007 года признана утратившей силу ч.2 ст. 129 ТК РФ, которая запрещала включать в величину МРОТ компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.
В соответствии с ФЗ от 20.04.2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты РФ» в ст. 129 ТК РФ «Основные понятия и определения» исключены понятия минимального размера оплаты труда и его взаимосвязь с базовыми ставками заработной платы, при этом в соответствии с ч 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Заработной платой признается плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а так же компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии поощрительные выплаты).
С 1 сентября 2007 года признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а так же базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже МРОТ.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих выплат.
Базовый оклад, базовая ставка заработной платы - минимальный оклад, ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Из этого следует, что органы государственной власти освобождены от необходимости выдерживать соотношение размеров тарифных ставок, окладов и размеров МРОТ. При этом, размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационном группа работников для отдельных категорий работников могут быть установлены в размерах ниже МРОТ, однако, производящиеся работнику ежемесячные выплаты за полное отработанное время, в сумме не могут быть менее МРОТ.
Судом установлено, что исходя из совокупного размера всех выплат, Г получала и получает заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, (сама истец данный факт не оспаривает), и это свидетельствует о том, что нарушений ее трудовых прав со стороны ответчика в данной части не имеется.
Таким образом, доводы кассационной жалобы о том, что ответчик начисляет и выплачивает ей заработную плату в нарушение действующего законодательства, суд обоснованно признал несостоятельными.
Постановлением администрации Брянской области № 776 от 28.09.2007 года «О повышении с 1 сентября 2007 года размера тарифной ставки (оклада) первого разряда единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений, находящихся в ведении Брянской области были утверждены тарифные ставки (оклады) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждения, находящихся в ведении Брянской области.
Так же согласно Положения об оплате труда работников МУЗ «Клинцовский роддом» (настоящее положение разработано на основании «Положения об оплате труда работником муниципальных учреждений здравоохранения, финансируемых из городского бюджета и средств обязательного медицинского страхования», утвержденного Постановлением администрации г. Клинцы от 18.11.2005 года № 1250, определен порядок окладов и ставок работников учреждений здравоохранения на основе ЕТС оклады ставки на 01.10.2006 года по 1 разряду составили 1221 рубль, а на 01.10.2006 года составили 2499 рублей.
Поэтому суд правильно указал, что указанное Постановление администрации Брянской области вступило в законную силу и до введения новой системы оплаты труда обязательно к исполнению на территории Брянской области., и положение об оплате труда, Постановление предусматривает увеличение с 1 сентября 2007 года в 1,15 раза (15%) размер тарифной ставки (оклада) первого и всех последующих разрядов; тарифная ставка первого разряда установлена в размере 1404.15 рублей, и таким образом, согласуется с едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 20 декабря 2006 года.
Пунктом 4 Постановления Администрации Брянской области исполнительным органам государственной власти Брянской области и администрации муниципальных образований предписывается обеспечить минимальный размер оплаты труда в сумме 2300 рублей в месяц, (с учетом компенсационных и стимулирующих выплат) и тем самым обеспечить гарантированный размер месячной заработной платы не ниже установленного МРОТ.
Таким образом, суд правильно и обоснованно пришел к выводу, что такие категории: как минимальный размер оплаты труда и тарифная ставка не тождественны. Данный вывод суда, согласуется с положениями ст.129,133,133.1 ТК РФ, по смыслу которых месячная заработная плата работника не может быть ниже минимального размера оплаты труда, а не тарифная ставка, от которой исчисляются и иные выплаты.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Г.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы, изложенные в решении, а выражают несогласие с ними, поэтому не могут служить основанием к отмене решения.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Клинцовского городского суда Брянской области от 29 ноября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.
Председательствующий Л.К. САМАНЦОВА
Судьи областного суда : Н.П. ПЕТРАКОВА
И.И. СУПРОНЕНКО