Судья Сидоренкова Е.В. Дело № КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе: председательствующего ГОМЕНОК З.И. судей областного суда КРАВЦОВОЙ Г.В. ЗУБКОВОЙ Т.И. при секретаре КЛОЧКОВОЙ С.И. рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кравцовой Г.В. 3 февраля 2011 года дело по кассационной жалобе Р.Е. на решение Советского районного суда г.Брянска от 6 декабря 2010 года по делу по по иску Р.Е. к Брянской городской администрации, Департаменту ТЭК и ЖКХ Брянской области о понуждении предоставить жилое помещение вне очереди по договору социального найма, УСТАНОВИЛА: Р.Е. в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Р.Ф. и Р.Д. обратился в суд с иском к Брянской городской администрации, ссылаясь на следующее. Семья Р.Е. в настоящее время проживает в доме барачного типа по <адрес>. Дом шлакоблочный, без водоснабжения, без канализации, построенный в 1948 году, в установленном порядке решением городской межведомственной комиссии от 28.12.2008 года №273 признан аварийным, ремонту и реконструкции не подлежит, подлежит сносу, жилые помещения в доме непригодны для проживания. Решение принято на основании акта технического обследования дома специализированной проектно-изыскательной организацией «Брянсккоммунпроект» в октябре 2007 года. Данное жилое помещение признано непригодным для проживания, а дом- аварийным и подлежащим сносу, и включен в программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Решение о сносе аварийного дома приняли органы местного самоуправления. Р.Е. обратился с заявлением о предоставлении его семье жилья вне очереди по договору социального найма по норме предоставления в Брянскую городскую администрацию. Однако, Брянской городской администрацией было отказано в предоставлении ему жилья вне очереди по договору социального найма по норме предоставления. Департаментом ТЭК И ЖКХ Брянской области для переселения жителей квартиры <данные изъяты> аварийного дома <адрес> закуплена однокомнатная квартира по <адрес> общей площадью 39,5 кв.м, равная по площади в аварийном доме, то есть на основании ч.1 ст.89 ЖК РФ. Однако, данная квартира не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, минимальный размер площади должен обеспечивать размещение необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования с учетом требований эргономики. Р.Е. просил суд обязать Брянскую городскую администрацию предоставить его семье составом три человека благоустроенную квартиру вне очереди по договору социального найма по норме предоставления согласно п.1 ч.2 и ч.5 ст.57 ЖК РФ. В судебном заседании представитель Р.Е. по доверенности Е.З. поддержала заявленные исковые требования, при этом уточнила правовые основания иска, пояснив суду, что Р.Е. имеет право на отдельное жилье со своей семьей по договору социального найма как обеспеченный общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, и проживающий в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, по норме предоставления вне очереди. Решением суда в иске отказано. В кассационной жалобе Р.Е. просит отменить решение суда, как постановленное в нарушение норм материального и процессуального права. Заслушав доклад судьи Кравцовой Г.В., объяснения представителя истца Р.Е. - Е.З., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения представителя Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда. Как следует из материалов дела, 07.12.2009 года Р.Е. обратился с заявлением в Брянскую городскую администрацию о предоставлении его семье жилого помещения по договору социального найма вне очереди по норме предоставления как льготнику - согласно п.1 ч.2 и ч.5 ст.57 ЖКРФ. Как следует из сообщения Брянской городской администрации от 25.12.2009 года №134грРа, в 2009 году д. <адрес> включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья на территории Брянской области (2009 год)», утвержденную постановлением администрацией Брянской области от 12.03.2009 №214. Закуп жилых помещений для переселения граждан проводится Департаментом ТЭК и ЖКХ Брянской области. Департаментом ТЭК и ЖКХ Брянской области был подписан государственный контракт со строительной фирмой ОАО СКФ «Комфорт» о приобретении квартиры общей площадью 39,88 кв.м по <адрес> в шестнадцатиэтажном доме переселения жителей квартиры <адрес> аварийного дома <адрес>. Также в ответе указано, что выделение жилого помещения в порядке ст. 89 Жилищного кодекса РФ носит компенсационный характер и не связано с улучшением жилищных условий, при этом за гражданами сохраняется право состоять в очереди на улучшение жилищных условий. В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (далее - Положение). В соответствии с п. 7 Положения, признание помещения жилым помещением, пригодньм (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Согласно заключению межведомственной комиссии Брянской городской администрации о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 28 декабря 2008 года №273, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, не соответствует санитарным нормам и правилам, общий износ здания составляет 68 процентов. Жилые помещения в данном доме признаны непригодными для проживания, многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно поданной заявке муниципального образования «город Брянск» в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства», вышеуказанный многоквартирный дом был включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки на переселение граждан в рамках программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья на территории Брянской области» (2009-2010 год), утвержденной постановлением администрации Брянской области от 12.03.2009 года (далее - Программа). Основной целью региональной адресной программы на основании ст. 2 ФЗ от 21.07.2007 года № 185-ФЗ является финансовое и организованное обеспечение переселения граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2009 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Приобретенные в областную собственность жилые помещения подлежат передаче в муниципальную собственность для предоставления переселяемым гражданам в соответствии с жилищным законодательством. Между субъектом РФ - Брянская область, от имени которого действовал Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области и муниципальным образованием «город Брянск», от имени которого действовала Брянская городская администрация, заключено соглашение о взаимодействии (сотрудничестве) № 55 от 16.09.2009 года. Согласно п. 3.6. соглашения, переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется Брянской городской администрацией. Департамент ТЭК и ЖКХ Брянской области обязуется приобрести жилые помещения и передать их в муниципальную собственность. Все полномочия по переселению находятся у органа местного самоуправления. Очередность переселения граждан из многоквартирных домов на территории муниципального образования определяется органом местного самоуправления (раздел 6 Программы). В соответствии со ст.89 Жилищного кодекса РФ, а также согласно указанной Программе, истцы имеют право на получение жилья, равноценного по площади занимаемому в настоящее время. Закуп жилых помещений для переселения граждан проводился Департаментом ТЭК и ЖКХ Брянской области. Для переселения жильцов квартиры <адрес>, общей площадью 39,5 кв.м, Департаментом ТЭК и ЖКХ Брянской области была закуплена квартира, в многоквартирном доме <адрес> общей площадью 39,5 кв.м. Решением Фокинского районного суда г.Брянска от 10 августа 2010 года, вступившим в законную силу 28 октября 2010 года и Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 28 октября 2010 года, установлено, что лицам, проживающим в жилом помещении по адресу: <адрес>, вместо ранее занимаемой квартиры из двух жилых комнат, была предоставлена однокомнатная квартира, имеющая худшие потребительские качества, в связи с чем их проживание было существенно ухудшено, поскольку предоставление в порядке ст.89 ЖК РФ равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся. Указанным решением Фокинского районного суда г.Брянска иск Фокинской районной администрации г.Брянска к Е.З., Е.Р., Е.Г., Е.Д., Е.А., Р.Е.., Р.Ф., Д.Е., Я.Е., Я.К., Я.М. о выселении из занимаемого жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения оставлен без удовлетворения. В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ, на которую ссылается сторона истца, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Из содержания Определения Конституционного Суда РФ от 5 марта 2009 года № 376-О-П по жалобе гр.Алексеева Р.В. следует, что для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ) предусмотрена при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении. Таким образом, право на внеочередное получение жилья по договору социального найма имеют не все граждане, а лица, признанные в установленном законом порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и состоящие в данной очереди. Судом установлено, что Р.Е. на жилищном учете не состоит, на его обращение в Фокинскую районную администрацию о постановке на жилищный учет, 23 января 2009 года было направлено письмо о предоставлении необходимых документов. С учетом изложенного, суд обоснованно пришел к выводу о том, что предоставление жилого помещения вне очереди на основании п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ возможно гражданам, состоящим на жилищном учете, при условии, что их жилые помещения признаны не только непригодными для проживания, но и одновременно не подлежащими ремонту или реконструкции. Как установлено судом, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, не соответствует санитарным нормам и правилам; общий износ здания составляет 68 процентов; жилые помещения в данном доме признаны непригодными для проживания, многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Поскольку на данные правоотношения распространяются положения ст.89 ЖК РФ, что подтверждено вышеуказанными судебными постановлениями, суд, отказывая в иске, правильно указал на то, что в данном случае истец вправе требовать предоставления ему жилого помещения, равнозначного ранее занимаемому. С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА : Решение Советского районного суда г.Брянска от 6 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу- без удовлетворения. Председательствующий З.И. ГОМЕНОК Судьи областного суда Г.В. КРАВЦОВА Т.И. ЗУБКОВА