о понуждении к совершению действий



Судья Геращенко О.А.                                                                  Дело № ***

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

           

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:            

председательствующего                         Супроненко И.И.,

судей областного суда                      Кравцовой Г.В., Горбачевской Ю.В.,

с участием прокурора:                            Пахомовой Н.А.,

при секретаре                                         Клочковой С.И.,

с участием адвоката                                 Зейналова Ш.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Горбачевской Ю.В. 10 февраля 2011 года дело по кассационным жалобам главы Стародубского муниципального района С., А. на решение Стародубского районного суда Брянской области от 10 декабря 2010 года по делу по иску и.о. прокурора Стародубского района в интересах неопределенного круга лиц к А. о признании незаконными действий и о понуждении к совершению действий,

                                                   У С Т А Н О В И Л А:

        И.о. прокурора Стародубского района Брянской области обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что проведённой прокуратурой района проверкой установлено, что А.Г., занимая должность главы администрации Стародубского муниципальной района, является полным товарищем Товарищества на вере «Красный Октябрь» п. Десятуха Стародубского района и, соответственно, состоит членом органа управления коммерческой организации - ТнВ «Красный Октябрь», что прямо запрещено Федеральным законом РФ № 25-ФЗ от 02.03.2007 г. «О муниципальной службе в РФ». Кроме того, указал на то, что при поступлении на должность главы администрации Стародубского района А.Г. представил в комиссию по проведению конкурса на замещение должности главы администрации Стародубского муниципального района заведомо ложные сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а именно: скрыл факт членства в ТнВ «Красный Октябрь».

     Прокурор в уточненных исковых требованиях просил суд признать незаконными действия А., выразившиеся в совмещении должности главы администрации Стародубского муниципального района Брянской области и членства в ТнВ «Красный Октябрь» п. Десятуха Стародубского района Брянской области; обязать МО «Стародубский муниципальный район» устранить нарушения действующего законодательства, возложить обязанность на главу МО «Стародубский муниципальный район» расторгнуть муниципальный контракт от 27.11.2009 года с главой администрации Стародубского района А.Г.

            Ответчик А.Г. и его представитель Р. в судебном заседании исковые требования не признали, суду пояснили, что с 2002 г. А. является полным товарищем ТнВ «Красный Октябрь». В 2005 г. он уволился из ТнВ в связи с переходом на работу в администрацию Стародубского района и полагал, что при этом вышел из состава полных товарищей ТнВ. С этого времени не принимал участия в деятельности ТнВ. Поэтому при заполнении деклараций и справок для участия в конкурсе на должность главы администрации Стародубского района он не указал сведения о членстве в ТнВ. В сентябре 2010 года передал принадлежащие ему доли в ТнВ в доверительное управление предпринимателю.В настоящее время ответчик обратился с заявлением к ТнВ о выходе из числа полных товарищей, решением собрания он исключен из числа полных товарищей, ведется работа по подаче документов для регистрации соответствующих изменений в учредительный договор ТнВ.

            В качестве соответчика по делу судом привлечено МО «Стародубский муниципальный район», глава которого С. исковые требования не признал, суду пояснил, что он устно ознакомил А. с представлением прокурора об устранении нарушений, А.Г. предоставил справку о том, что не получает доходов от участия в ТнВ. По этой причине при проведении конкурса на должность главы администрации Стародубского района осенью 2009 г. у комиссии вопросов к А. не возникло.. О том, что А.Г. из ТнВ не вышел ему стало известно из представления прокурора в августе 2010 г.

Представитель МО «Стародубский район» Г. исковые требования не признала, суду пояснила, что А.Г. не имел умысла в предоставлении заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, ввиду того, что доходы ему не поступали.

           Представитель третьего лица ТнВ «Красный Октябрь» Д. исковые требования не признал, суду пояснил, что А.Г. фактически не принимал участия в деятельности ТнВ с момента увольнения в 2005 г., дивидендов не получал, не был исключен из числа полных товарищей ошибочно, в связи с отсутствием его письменного заявления о выходе из ТнВ. 25.11.2010 г. рассмотрено заявление А., общим собранием полных товарищей, принято решение об исключении А. из состава полных товарищей ТнВ. До настоящего времени соответствующие изменения в учредительный договор ТнВ не зарегистрированы надлежащим образом.

Решением Стародубского районного суда Брянской области от 10 декабря 2010 года иск прокурора удовлетворен. Суд признал незаконными действия А., выразившиеся в совмещении должности главы администрации Стародубского муниципального района Брянской области и членства в ТнВ «Красный Октябрь» п.Десятуха Стародубского района Брянской области. Суд обязал муниципальное образование «Стародубский муниципальный район» устранить нарушения действующего законодательства, возложить обязанность на главу МО «Стародубский муниципальный район» расторгнуть муниципальный контракт от 27.11.2009 г. с главой администрации Стародубского района А.Г.

             В кассационных жалобах глава МО Стародубский район С. и А.Г. просят решение суда отменить, полагая, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а именно, выходу А. из ТнВ на момент рассмотрения дела

          На доводы кассационных жалоб принесены возражения прокурором Стародубского района Брянской области М., который просит оставить решение суда без изменения.

            __

Заслушав доклад по делу судьи Горбачевской Ю.В., выслушав адвоката Зейналова Ш.А. в интересах А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора Пахомовой Н.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

            Как следует из материалов дела, 27 ноября 2009 года главой муниципального образования «Стародубский муниципальный район» С. заключен контракт с главой администрации Стародубского района А.Г., назначенным на указанную должность по результатам проведения конкурса.

               Согласно учредительному договору ТнВ «Красный Октябрь» А.Г. с 16.09.2202 г. является членом органа управления данной коммерческой организации - полным товарищем названного ТнВ с долей участия 2 136 руб.

               В силу п.1 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в РФ" в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией.

                На основании ч.1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" гражданин, претендующий на замещение должности государственной или муниципальной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также служащий, замещающий должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

     В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "Омуниципальной службе в Российской Федерации" гражданин при поступлении на муниципальную службу, обязан представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Указанные сведения представляются в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации.

             В силу требований п.8 ч.1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу.

               Удовлетворяя иск прокурора Стародубского района и обязывая главу МО Стародубский муниципальный район расторгнуть контракт с А.Г., суд первой инстанции исходил из того, что проверкой прокурора Стародубского района установлен факт подачи А.Г. заведомо ложных сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера при подаче документов на конкурс по замещению должности муниципальной службы, а именно в справке о соблюдении гражданином ограничений, в разделе 2.2. «Ценные бумаги» не указаны сведения об участии в коммерческой организации - ТнВ «Красный октябрь».

                Суд пришел к выводу, что перечисленными действиями А.Г. нарушены ограничения, установленные п.8 ч.1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и запрет, установленный п.1 ч. 1 ст. 14 названного закона, связанные с муниципальной службой, поэтому у представителя нанимателя (работодателя) - главы муниципального образования Стародубского района - имеются установленные законом основания для расторжения трудового договора с А.Г. в соответствии с п.3 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в РФ».

     Судебная коллегия выводы суда находит основанными на неверном толковании материального закона в связи со следующим.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 19 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13 и 14 настоящего Федерального закона.

Распространяя действие названной нормы на возникшие правоотношения, суд не учел, что в соответствии с ч. 7 ст. 16 Закона РФ № 25-ФЗ от 02.03.2007 г. гражданин, поступающий на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности, заключает контракт. Порядок замещения должности главы местной администрации по контракту и порядок заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на указанную должность по контракту, определяется Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

    Основания расторжения контракта с главой местной администрации указаны в ч. 11 ст. 37 Закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года. Контракт с главой местной администрации может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления:

1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения, а также в связи с несоблюдением ограничений, установленных частью 9 настоящей статьи;

2) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) - в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также в связи с несоблюдением ограничений, установленных частью 9 настоящей статьи;

3) главы местной администрации - в связи с нарушениями условий контракта органами местного самоуправления и (или) органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Частью 9 ст. 37 названного Закона предусмотрены следующие ограничения: глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Глава местной администрации не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

             На основании данного положения судебная коллегия приходит к выводу о том, что при разрешении вопроса прекращения служебного контракта с главой местной администрации следует руководствоваться только специальным законом.

             Поскольку перечень оснований для расторжения контракта является исчерпывающим, вывод суда о возможности расторжения служебного контракта с главой местной администрации А. по основаниям, установленным статьями 13 и 14 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» является необоснованным.

             Ограничения, предусмотренные по должности пунктом 9 ст. 37 Закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года, А. не нарушены.

             Кроме того, его членство в ТнВ «Красный Октябрь» прекращено согласно решению внеочередного собрания полных товарищей на вере от 25.11.2010 года ( л.д. 73 т. 2).

             В связи с изложенным, судебная коллегия доводы прокурора и выводы суда находит необоснованными, в связи с чем решение суда подлежит отмене. Ввиду установления по делу обстоятельств, имеющих юридическое значение, судебная коллегия считает возможным принять новое решение, не передавая дело в суд первой инстанции.

                           Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

                                        О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Стародубского районного суда Брянской области от 10 декабря 2010 года отменить. Принять по делу новое решение. В удовлетворении исковых требования прокурора Стародубского района Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к А. и муниципальному образованию «Стародубский муниципальный район» отказать.

Председательствующий                                              И.И. СУПРОНЕНКО

Судьи областного суда                                                              Г.В. КРАВЦОВА

                                                                                                    Ю.В. ГОРБАЧЕВСКАЯ