иск проокурора о взыскании неосновательного обогащения



Судья Саворинко Г.П.         Дело № 33-141

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Гоменок З.И.,

судей областного суда Суярковой В.В., Горбачевской Ю.В.,

с участием прокурора Корниенко Я.В.,

при секретаре Шульга В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гоменок З.И.                     «20» января 2011 года дело по кассационному представлению старшего помощника прокурора Брянского района Фининой Л.Ф. на решение Брянского районного суда Брянской области от «09» декабря 2010 года по иску прокурора Брянского района в защиту интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (Брянской области) к Артюхову Александру Ивановичу, Артюховой Светлане Владимировне о взыскании неосновательного обогащения,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Брянского района обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что в администрации Брянского района за 2009 год была проведена проверка, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о предоставлении субсидии Артюхову А.И., работающему директором ГНУ ВНИИ люпина Российской Академии сельскохозяйственных наук в Брянском районе в п. Мичуринский.

В 2009 году ответчик был включен в список граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года». Ответчиками была приобретена (по договору купли-продажи от 22.04.2010года) в общую долевую собственность, по 1/2 доле каждому, однокомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью 43,2 кв.м.

Имея в собственности квартиру <адрес>, проживая в ней с 2006 года, будучи обеспеченными по учетной норме, семья Артюховых намеренно ухудшила свои жилищные условия, для получения квартиры в Брянском районе по месту работы супруга Артюхова А.И., что в силу ст.53 Жилищного кодекса Российской Федерации является основанием для постановки на жилищный учет не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Просил взыскать с Артюхова А.И., Артюховой СВ. в солидарном порядке в доход бюджета Брянской области <данные изъяты> рублей. Взыскать с Артюхова А.И., Артюховой СВ. в солидарном порядке в доход федерального бюджета <данные изъяты> рублей. Взыскать с ответчиков проценты за пользование денежными средствами в доход бюджета Брянской области <данные изъяты> рублей, в доход федерального бюджете <данные изъяты> рублей. Указанные средства перечислить на счет комитета по сельскому хозяйству Брянской области. Взыскать с ответчиков государственную пошлину в установленном размере.

Суд в иске отказал.

В кассационном представлении старший помощник прокурора Брянского района Брянской области Финина Л.Ф. просит отменить решение суда, ссылаясь на доводы обращения в суд, а также на то, что решение судом постановлено в нарушение требований норм ГПК РФ.

Заслушав доклад по делу судьи облсуда Гоменок З.И., выслушав прокурора Корниенко Я.В., поддержавшую доводы кассационной представления, возражения ответчика Артюхова А.И., возражения представителя администрации Брянского района, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.

Из материалов дела следует, что на основании поданных в администрацию Брянского района документов комиссией по реализации программы «Социальное развитие села до 2012 года», подпрограмм «Обеспечение жильем молодых семей» и «Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве области», образованной распоряжением администрации района от 18.09.2008 г. № 344-р, после доработки и устранения замечаний по перечню документов в отношении ответчика Артюхова А.И. было принято решение о включении Артюхова А.И. в список граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» в 2009 году. Комиссия подготовила документы и направила в комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области (протокол №8 от 18.06.2009, протокол №9 от 13.08.2009 л.д.109-128). На основании которых в июне 2010 г Артюхову на состав семьи 2 человека были предоставлены социальные выплаты.

Отказывая в удовлетворении заявления прокурора, суд свой вывод мотивирует тем, что на момент постановки ответчика на получение субсидии последний был зарегистрирован д <адрес>а в общежитии, своего жилья не имел и с учетом того, что являлся работником сельского хозяйства, поэтому обоснованно был включен в списки лиц имеющих право на получение субсидии по указанной программе.

Ссылки на то, что право на получение данных выплат семья не имела по причине умышленного ухудшения жилищных условий в связи с отчуждением имевшейся в собственности жены квартиры, находящейся в <адрес>а, суд считает не имеющими правового значения, поскольку в соответствии с Конституцией РФ ответчик имел право на свободу передвижения и выбора жилища.

Кроме того, суд исходит из того, что несоотвествующих недействительности сведений ответчики при включении в списки не предоставляли.

Исследовав материалы дела и представленные доказательства, судебная коллегия находит решение суда постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями законодательства.

Порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета и бюджета субъектов РФ на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой « Социальное развитие села до 2012 года, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2002г. №858. регламентированы Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, введены Постановлением Правительства РФ от 31.01. 2009г. № 83.

Под сельской местностью в настоящих Правилах понимаются сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории объединенные общей территорией в границах муниципального района, а также сельские населенные пункты и рабочие поселки, входящие в состав городских поселений или городских округов, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции.

Согласно п. 7 Порядка предоставления социальных выплат на строительство ( приобретение ) жилья в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, принятым Постановлением администрации Брянской области от 01.07. 2009г. №660 ( в редакции от 27.05. 2010 г. ) Получателями социальных выплат являются граждане, проживающие в сельской местности и работающие в организациях агропромышленного комплекса области, а также машинно - технологических станциях, сельскохозяйственных НИИ и опытных станциях, государственных ветеринарных учреждениях, обслуживающих сельскохозяйственных товаропроизводителей и население на закрепленной территории.

В силу п. 3 п.. в Порядка формирования и утверждения списков получателей социальных выплат на строительство ( приобретение ) жилья в сельской местности, выдачи свидетельств о предоставлении социальной выплаты на строительство ( приобретения ) жилья в сельской местности (Постановление администрации Брянской области от 1.07. 2009г. №660 ( в редакции от 10.11. 2010 г. )- гражданами нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 го марта 2005г., а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 -го марта 2005г по основаниям установленным ст. 51 ЖК РФ для признания граждан. нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Преимущественное право на получение социальной выплаты имеют граждане, работающие по трудовым договорам в сельской местности, которую они избрали для постоянного места проживания.

Поскольку ответчик Артюхов работает директором НИИ Люпина, то в силу указанных нормативных актов имеет право на предоставление данных выплат.

Кроме того, судом установлено, что ранее местом жительства его являлся Выгоничский район, а в настоящее время местои его работы и жительства является Брянский район, то по новому месту жительства он, согласно перечисленных требований законодательства, был обоснованно включен в списки на получение социальных выплат.

С учетом смены места жительства, обстоятельства связанные с отчуждением членом его семьи квартиры, находящейся в другом муниципальном районе, правового значения для включение его в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в другом муниципальном районе, не имеют.

Помимо этого согласно данного порядка формирования списков необходимо и наличие собственных и заемных средств в размере части стоимости строительства и ( приобретения ) жилья, не обеспеченной за счет социальной выплаты. .

При таких обстоятельствах факт предоставления субсидии не может свидетельствовать о неосновательном обогащении, а в связи с этим взысканию полученного.

В силу ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество ( приобретатель ) за счет другого лица ( потерпевшего ) обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество ( неосновательное обогащение ), за исключением случаев предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса.

Исходя из требований данных норм закона, судебная коллегия считает, что отказывая в удовлетворении заявления прокурора, суд пришел к правильному выводу и оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Брянского районного суда Брянской области от 09 декабря 2010 года оставить без изменения, а кассационное представление без удовлетворения.

Председательствующий:                                                         З.И.ГОМЕНОК

Судьи облсуда:                           Ю.В.ГОРБАЧЕВСКАЯ

                   В.В. СУЯРКОВА