О предоставлении в собственность за плату земельного участка.



Судья Обыденнов И.А.                                       Дело

                                           КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

          Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего                                  ЯНИШЕВСКОЙ Л.В.

судей областного суда                                     КРАВЦОВОЙ Г.В.,
                                                                           КИСЕЛЕВОЙ Е.А.,

при секретаре                                                     РУДОВОЙ В.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании 31 марта 2011 года по докладу судьи Кравцовой Г.В. дело по кассационной жалобе представителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области на решение Трубчевского районного суда Брянской области от 18 февраля 2011 года по делу по иску П. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области и Федеральному Агентству по управлению Государственным имуществом (Росимущество), о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка и о возложении обязанности подготовить договор купли-продажи земельного участка,

                                                        У С Т А Н О В И Л А:

П. обратился в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что он обратился в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области о предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 11916 кв. метров, имеющего кадастровый номер 32:26:920702:0014, расположенного по адресу: <адрес>, который находится в государственной собственности, и на котором расположены, принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости, приобретенные по договору купли продажи от 16.08.2004 года №1 у ООО «Трубчевскгражданстрой». В частности: склад, литер «Б» условный номер 15-01/26-5-445 (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 25.01.2005 г. серия 32 №009571); здание РБУ, литер «Б», условный номер 15-01/26-5-444, (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 25.01.2005 г. серия 32№009570); пилорама литер «Б», условный номер 15-01/26-5-443, (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 25.01.2005 г. серия 32 №009569); гараж, литер «Б», условный номер 15-01/26-5-442, (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 25.01.2005 г. серия 32 № 009568). Указанные объекты недвижимости составляли производственную базу ООО «Трубчевскгражданстрой» и находились на земельном участке площадью 11916 кв. метров, ранее предоставленном ООО «Трубчевскгражданстрой» на праве постоянного бессрочного пользования. Однако в письме Территориального управления №05-4385 от 16.07.2010 года он получил отказ на свое заявление.

Судом с согласия сторон в качестве соответчика определением от 21 декабря 2010 года, вступившим в законную силу привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Представитель ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области, Г., иск не признала, пояснив, что спорный земельный участок находится в собственности Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным в Брянской области. В настоящее время у Территориального управления нет никаких планов по использованию указанного земельного участка. Обратившись с заявлением о приобретении участка в собственность, истец представил необходимые документы, но Территориальное управление не стало заключать договор купли продажи в связи с письмом Росимущества, где указано, что П. необходимо обосновать площадь земельного участка, необходимую для использования объектов недвижимости, которые находятся в собственности истца на указанном участке.

Представитель ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области, М. иск не признала, пояснив, что территориальное управление заключает договоры купли продажи объектов федерального имущества, по поручению Федерального агентства (Росимущества). Такого поручения Росимущество в отношении земельного участка, который желает приобрести истец, не давало. Других оснований для отказа в продаже земельного участка в собственность П. нет.

Решением суда иск П. удовлетворен.

Суд обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области и Федеральное агентство по управлению Государственным имуществом (Росимущество), подготовить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 32:26:92 07 02:0014, расположенного по адресу: <адрес>, направив его истцу П.

В кассационной жалобе представитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. Указывая на то, что судом не дана оценка обстоятельствам, имеющим значение для дела. Заключение экспертизы, представленное истцом в материалы дела, нельзя признать объективным, достаточным и допустимым доказательством обоснования необходимой площади, поскольку экспертиза проводилась по заказу истца без участия ответчика.

Заслушав доклад по делу судьи Кравцовой Г.В., объяснения представителя ответчика, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения истца, представителя в его интересах, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, как постановленное в нарушение норм материального и процессуального права.

Удовлетворяя исковые требования П., суд свой вывод мотивировал тем, что предусмотренных законом оснований для отказа в предоставлении истцу в собственность за плату земельного участка, на котором расположены принадлежащие ему объекты недвижимости, не имеется. Ограничений, предусмотренных ст. 27 ЗК РФ, для отказа в предоставлении в частную собственность земельного участка, по мнению суда, также не имеется.

Однако, как следует из материалов дела, возражая против исковых требований П., представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области в судебном заседании указывал на то, что спорный земельный участок площадью 11916 кв.м на основании свидетельства о праве собственности от 20.07.2009 г. является собственностью Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 9 ЗК РФ предусмотрено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации \федеральной собственностью\.

Территориальное управление осуществляет свою деятельность на основании Положения и поручений Росимущества. Подготовкой договоров купли-продажи в соответствии с Положением Территориальное управление занимается по поручению Росимущества. Поручения в отношении спорного земельного участка, который желает приобрести истец, Росимуществом не выдавалось. Росимущество возвратило пакет документов по вопросу приватизации истцом спорного земельного участка по основаниям, указанным в письме от 23.06.2010 г.

Судом не дана правовая оценка указанным доводам представителя ответчика, на указанные обстоятельства ответчик ссылается в своей кассационной жалобе.

Кроме того, как следует из пояснения в судебном заседании истца, на данном земельном участке у него находится действующая пилорама, земельный участок необходим ему для занятия и развития предпринимательской деятельности.

В соответствии с ч.1 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении спора суд не учел данные обстоятельства, не выяснил, имеет ли истец статус индивидуального предпринимателя, состоит ли на учете в налоговых органах, как индивидуальный предприниматель. Выяснение данных обстоятельств имеет правовое значение для определения подведомственности спора.

С учетом изложенного, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Трубчевского районного суда Брянской области от 18 февраля 2011 года отменить, дело направить в тот же суд на новое рассмотрение.

Председательствующий                          Л.В. ЯНИШЕВСКАЯ

Судьи областного суда                             Е.А. КИСЕЛЕВА

                                                                       Г.В. КРАВЦОВА