Судья Хромина А.С. Дело № КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе: председательствующего ЯНИШЕВСКОЙ Л.В., судей областного суда КРАВЦОВОЙ Г.В., при секретаре ШЕПЕЛЕНКО Е.В. рассмотрев в открытом судебном заседании 31 марта 2011 года по докладу судьи Кравцовой Г.В. дело по кассационной жалобе У. на решение Советского районного суда г. Брянска от 04 февраля 2011 года по делу по иску У. к Управлению социальной защиты населения Брянской области об оспаривании действий, восстановлении ранее назначенной доплаты к пенсии, обязании к индексации, перерасчету и выплате доплаты к пенсии за выслугу лет, компенсации морального вреда и взыскании судебных расходов, У С Т А Н О В И Л А: У. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в январе 2005 года, после достижения пенсионного возраста и увольнения с государственной гражданской службы - с должности начальника отдела УСЗН Брянской области, ей была назначена доплата к пенсии в размере 5 887 руб. 42 коп. В феврале 2005 года она вновь была принята по срочному трудовому контракту на должность начальника отдела, после чего доплата к пенсии за выслугу лет была приостановлена и не выплачивалась. После увольнения в июне 2009 года ей стали выплачивать доплату к пенсии за выслугу лет в установленном ранее размере 5 887 руб. 42 коп. Истица мотивировала свои требования тем, что в течение последних трех лет в рамках Закона Брянской области от 14 ноября 2007 г. № 154-3 «О внесении изменений в Закон Брянской области «О государственной гражданской службе Брянской области» и в соответствии с п. 21 Положения (Приложение №7), на основании постановлений администрации области были произведены индексации доплат к пенсиям за выслугу лет на 12%, 10%, 12%, т.е. в общем, на 34 %. Обратившись в УСЗН с заявлением о проведении индексации доплаты к пенсии, 30.09.2010 года получила ответ, из которого следует, что пенсия после индексации вместо увеличения наоборот уменьшена и составила 5 867 руб.93 коп. Истица полагала, что при перерасчете доплаты к пенсии за выслугу лет специалистами УСЗН неправильно и не в полном объеме были применены нормы ранее действовавшего Закона Брянской области от 10 июля1997 г. № 18-3 (п.23, абз.4 п.24), поскольку доплата к пенсии должна составлять 8 123 руб. 70 коп. Просила суд признать действия УСЗН Брянской области по уменьшению назначенной в 2005 году доплаты к пенсии за выслугу лет, как противоречащие действующему Закону Брянской области «О государственной гражданской службе Брянской области»; обязать УСЗН Брянской области восстановить первоначально назначенный размер доплаты к пенсии за выслугу лет в размере 5 887 руб. 42 коп; обязать УСЗН Брянской области проиндексировать доплату к пенсии за выслугу лет на 12%, 10%, 12% в соответствии с постановлениями администрации области; обязать УСЗН Брянской области произвести перерасчет и выплату недополученной разницы доплаты к пенсии после индексации и ранее установленной доплаты к пенсии за выслугу лет с момента возобновления выплаты, с июля 2009 года по настоящее время за 16 месяцев в размере 35 780 руб. 48 коп. В судебном заседании У. исковые требования увеличила, просила суд признать действия УСЗН Брянской области по уменьшению назначенной в 2005 году доплаты к пенсии за выслугу лет, как противоречащие действующему Закону Брянской области «О государственной гражданской службе Брянской области»; обязать УСЗН Брянской области восстановить первоначально назначенный размер доплаты к пенсии за выслугу лет в размере 5 887 руб. 42 коп; обязать УСЗН Брянской области проиндексировать доплату к пенсии за выслугу лет на 12%, 10%, 12% в соответствии с постановлениями администрации области; обязать УСЗН Брянской области произвести перерасчет и выплату недополученной разницы доплаты к пенсии после индексации и ранее установленной доплаты к пенсии за выслугу лет с момента возобновления выплаты, с июля 2009 года по февраль 2011 года, в размере 44 720 руб. 56 коп; взыскать компенсацию морального вреда в размере на усмотрение суда и судебные расходы в виде уплаченной при подаче иска государственной пошлины в размере 200 рублей. Представители Управления социальной защиты населения Брянской области Г., ведущий специалист, и М., главный специалист, исковые требования не признали, пояснив, что оснований для перерасчета пенсии не имеется. Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано. В кассационной жалобе У. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права. Заслушав доклад по делу судьи Кравцовой Г.В., объяснения истицы, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения представителей ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. Рассматривая заявленный иск, суд исходил из того, что отношения, связанные с гражданской службой Брянской области, регулируются Законом Брянской области «О государственной гражданской службе Брянской области» от 16 июня 2005 г. №46-3, с последующими изменениями и дополнениями. Суд правильно указал на то, что в соответствии со ст. 29 ранее действовавшего Закона Брянской области от 10 июля 1997 г. N 18-3 «О государственной службе в Брянской области», при выходе на пенсию государственные служащие Брянской области обладают правом на установление ежемесячной доплаты к государственной пенсии за счет средств областного бюджета в порядке, предусмотренном Положением о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности, государственные должности государственной службы Брянской области. Пунктом 3 Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности, государственные должности государственной службы Брянской области предусматривалось увеличение размера ежемесячной доплаты на 3 процента среднемесячного денежного содержания государственного служащего за каждый полный год стажа государственной службы, дающего право на ежемесячную доплату к пенсии, свыше 15 лет. При этом сумма базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности) и ежемесячной доплаты к ней не может превышать 75 процентов среднемесячного денежного содержания государственного служащего. При замещении лицом, получающим ежемесячную доплату к пенсии, государственной должности Российской Федерации, государственной должности категории "А" Брянской области либо другого субъекта Российской Федерации, выборной муниципальной должности, должности федеральной государственной службы, государственной службы Брянской области либо другого субъекта Российской Федерации или муниципальной должности муниципальной службы выплата ежемесячной доплаты приостанавливается со дня замещения одной из указанных должностей (п. 18 Положения). При последующем освобождении от государственной должности выплата ежемесячной доплаты к пенсии возобновляется по заявлению лица, направленному в областной орган социальной защиты, с приложением копии решения об освобождении от соответствующей должности (п. 19 Положения). Как усматривается из материалов дела, 28.01.2005 года истица была уволена с государственной службы области - должности начальника отдела по работе с ветеранами и инвалидами УСЗН Брянской области по собственному желанию, п.3 ст. 77 ТК РФ, в связи с выходом на пенсию. С 29 января 2005 года У. к государственной пенсии по старости в размере 2 296 руб. 58 коп установлена ежемесячная доплата (с января 2006 г. пенсия за выслугу лет) в размере 5 887 руб. 42 коп, исходя из общей суммы государственной пенсии и доплаты к ней в размере 8 184 руб., составляющей 75% среднемесячного денежного содержания 10 912 руб. 01 февраля 2005 года истица назначена на ведущую государственную должность категории «В» государственной службы области по срочному трудовому контракту начальником отдела по работе с ветеранами и инвалидами. Приказом № 169-к от 25.06.2009 года освобождена от занимаемой должности и уволена с государственной гражданской службы Брянской области, в связи с сокращением должности. Пунктом 22 Положения (в редакции Закона Брянской области от 19.09.2000 г. N В период с 2005 г. по 2006 г. нормативный правовой акт в отношении увеличения денежного содержания по государственным должностям не издавался. Согласно пункту 23 Положения, при изменении в соответствии с законодательством Российской Федерации размера государственной пенсии, с учетом которой определена ежемесячная доплата, размер ежемесячной доплаты пересчитывается областным органом социальной защиты на основании сообщения соответствующего органа, выплачивающего государственную пенсию, о новом размере пенсии. При таких обстоятельствах, суд правильно указал на то, что истице с 2005 г. должен был быть произведен соответствующий перерасчет пенсии за выслугу лет с учетом увеличения пенсии по старости. При проведении соответствующего перерасчета пенсии за выслугу лет, пенсия за выслугу лет должна быть уменьшена по отношению к росту пенсии по возрасту, но общая сумма пенсий должна составлять 75% среднемесячного содержания 8 184 руб. В связи с изданием Закона Брянской области от 14 ноября 2007 г. N 154-3 "О внесении изменений в Закон Брянской области "О государственной гражданской службе Брянской области", Закон Брянской области от 10 июля 1997 года N 18-3 "О государственной службе в Брянской области" и Закон Брянской области от 12 июля 2006 года N 47-3 "О внесении изменения в Закон Брянской области "О государственной службе в Брянской области" признаны утратившими силу. При этом Положение изложено в новой редакции, где пункт 23 отменен. В период с августа 2006 года по май 2008 года Администрацией Брянской области были приняты постановления "О перерасчете размеров пенсии за выслугу лет, ежемесячных доплат к государственной пенсии, пенсий для лиц, замещавших государственные должности Брянской области" № 504 от 21.08.2006 года - на 12% с 01.08.2006 года; № 22 от 22.01.2007 года - на 10% с 01.01.2007 года; № 175 от 29.02.2008 года - на 12% с 01.05.2008 года. Как установлено судом, после произведенного перерасчета с учетом вышеуказанных постановлений, размер пенсии за выслугу лет с мая 2008 года до последующего увеличения пенсии за выслугу лет установлен У. в размере 5 867 руб. 93 коп. Истица в обоснование своих доводов ссылалась на необходимость применения аналогии закона при возобновлении выплаты пенсии, т.е. применения ст.21 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ. Указывала, что при проведении перерасчета доплаты к пенсии за выслугу лет с учетом индексации государственной пенсии путем уменьшения, не было учтено действие абз.4 пункта 24 Положения, согласно которому, в случае, если размер ежемесячной доплаты к пенсии при расчете в соответствии с настоящим Положением уменьшается по сравнению с ранее установленной, ежемесячная доплата к пенсии выплачивается в размере, установленном до вступления в силу настоящего Положения. Суд пришел к правильному выводу о несостоятельности указанных доводов, поскольку пункт 24 Положения, на который ссылается истица, применялся только в отношении тех лиц, которым ежемесячная доплата к пенсии была установлена по ранее действовавшему до 29.10.2000 года Положению, размер ежемесячной доплаты к пенсии пересчитывался по нормам нового Положения. При этом, если размер доплаты к пенсии при расчете по нормам нового Положения уменьшался по сравнению с ранее установленным, ежемесячная доплата к пенсии выплачивалась в прежнем размере. Нормами действовавшего на то время законодательства предусматривались иные условия установления доплаты к пенсии государственным служащим. Судебная коллегия соглашается с мнением суда первой инстанции, что пункт 24 Положения, в части сохранения размера ежемесячной доплаты, не распространяется на данные правоотношения, поскольку ежемесячная доплата к пенсии была установлена истице с 29.01.2005 года. Как установлено судом, в период с мая 2008 г. по настоящее время размер пенсии по старости, выплачиваемый истице, изменялся. В настоящее время пенсия по старости выплачивается в размере 9 652 руб. 07 коп (из средств пенсионного фонда), пенсия за выслугу лет - 5 867 руб. 93 коп (из средств областного бюджета). 15 октября 2010 года истица обратилась в органы Прокуратуры Советского района г.Брянска по вопросу индексации пенсии за выслугу лет. По результатам проведенной проверки, 12.11.2010 года в адрес У. направлен ответ, из которого следует, что УСЗН правомочно произвело перерасчет ежемесячной доплаты в период с 2005 по 2008 года, применив к указанным правоотношениям нормы Положения, действовавшего в указанный период времени, несмотря на то, что в настоящее время Положение утратило юридическую силу. Исходя из конкретных обстоятельств дела и оценив доказательства, представленные сторонами, суд пришел к правильному выводу, что при определении размера пенсии за выслугу лет ответчиком правильно произведен перерасчет указанной пенсии, нарушений в действиях УСЗН Брянской области судом не установлено. При таких обстоятельствах, суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требования и требований истицы о восстановлении первоначально назначенного размера доплаты к пенсии за выслугу лет; индексации доплаты к пенсии за выслугу лет; перерасчете и выплате недополученной доплаты к пенсии за период с июля 2009 года по февраль 2011 года, взыскании судебных расходов и компенсации морального вреда. Судом исследованы доводы сторон, дана правильная правовая оценка представленным доказательствам, постановлено законное решение. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Советского районного суда г.Брянска от 04 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Председательствующий Л.В. ЯНИШЕВСКАЯ Судьи областного суда Е.А. КИСЕЛЕВА Г.В. КРАВЦОВА
КИСЕЛЕВОЙ Е.А.,
51-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Брянской области "О государственной службе в Брянской области") предусматривалось, что размер ежемесячной доплаты к пенсии на основании соответствующего нормативного правового акта органа государственной власти Брянской области пересчитывается областным органом социальной защиты с соблюдением правил, установленных данным Положением, при увеличении (повышении) в централизованном порядке денежного содержания по соответствующей государственной должности Брянской области и должности государственной службы Брянской области и включении необходимых средств в областной бюджет на соответствующий год в сроки, устанавливаемые законом Брянской области.