Судья: Звонкова М.Т. Дело № Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе: председательствующего Парамоновой Т.И., судей областного суда Кравцовой Г.В., Апокиной Е.В., при секретаре Рудаковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Парамоновой Т.И. «21» апреля 2011 года дело по кассационной жалобе представителя Соловьева Валерия Евгеньевича в интересах Гмыриной Пелагеи Алексеевны на решение Клетнянского районного суда Брянской области от «17» марта 2011 года,по заявлению Гмыриной Пелагеи Алексеевны о признании незаконным отказа главы Мужиновского сельского поселения Клетнянского района в выдаче постановления о признании жилого дома непригодным и понуждении выдать постановление, УСТАНОВИЛА: Гмырина П. А. обратилась в суд с вышеуказанным заявлением, указывая, что она как вдова участника ВОВ обратилась в администрацию Мужиновского сельского поселения с заявлением о выдаче ей постановления о признании ее жилого дома, расположенного в д. <адрес>, Клетнянского района, не пригодным для проживания и представила заключение районной межведомственной комиссии, которым ее жилое помещение признано непригодным для проживания. Однако глава Мужиновской сельской администрации отказал в выдаче такого постановления. Считает данный отказ не законным и не обоснованным. Просила суд признать незаконным отказ главы Мужиновского сельского поселения Клетнянского района в выдаче постановления о признании жилого дома, расположенного в д. <адрес>, Клетнянского района Брянской области, <адрес> принадлежащего Гмыриной П.А. непригодным для проживания, ремонта, не подлежащего реконструкции. Обязать главу Мужиновского сельского поселения Клетнянского района выдать данное постановление. 17.03.2011 года Клетнянский районный суд Брянской области вынес решение, которым отказал в удовлетворении заявленных требований. В кассационной жалобе представитель Соловьев В.Е. в интересах Гмыриной П.А. просит отменить решение Клетнянского районного суда Брянской области от 17.03.2011 года, так как решение суда вынесено с нарушением закона. Заслушав доклад по делу судьи облсуда Парамоновой Т.И., выслушав представителя Соловьева В.Е. в интересах Гмыриной П.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы,проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение Клетнянского районного суда Брянской области подлежащим отмене по следующим основаниям. Согласно п. 4 ст. 15 ЖК РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с п. 8 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 (далее «Положение») орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан. Постановлением Администрации Клетнянского района Брянской области от 31.08.2009 г. № 412\2 создана районная межведомственная жилищная комиссия. В соответствии с п. 2.3 Положения о районной межведомственной жилищной комиссии Клетнянского района, решение Комиссии является рекомендательным для принятия правового акта муниципального образования Клетнянского района. Заседания комиссии считаются правомочными, если на них присутствует не менее половины постоянных членов комиссии (л.д. 37-38). Как следует из материалов гражданского дела, протоколом № от 30.12.2010 г. районной межведомственной жилищной комиссии домовладение Грыминой П.А., расположенной по адресу: Клетнянский район, <адрес>, <адрес> признан не пригодным (износ домовладения составляет 68%) для проживания, ремонта, реконструкции не подлежит. Имеется заключение межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы Клетнянского района от 31.08.2010 г., с аналогичными выводами (л.д. 18). С данным заключением Гмырина П.А. обратилась в Мужиновское сельское поселение с заявлением о выдаче ей постановления о признании ее жилого помещения не пригодным для проживания. Как следует из протокола жилищной комиссии Мужиновского сельского поселения № 10 от 15.02.2010 года, по результатам рассмотрения заявления Гмыриной П.А. было вынесено решение об отказе в выдаче постановления о признании жилого дома непригодным для проживания в связи с тем, что заявителем не представлены: заключение соответствующих органов госконтроля и надзора, заключение проектно-изыскательной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта РФ о результатах проведения в отношении жилого помещения мероприятий по контролю, необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным требованиям. Заключение районной межведомственной комиссии сделано без обследования строения специализированной организацией, не представлены план дома, технический паспорт. Письмом от 16.02.2011 г. № 15 глава Мужиновского сельского поселения Клетнянского района Брянской области довел до сведения представителя Грыминой П.А. Соловьева В.Е. информацию о не возможности вынести постановление о признании жилого дома, принадлежащего заявителю, непригодным для проживания, ремонта, не подлежащего реконструкции, поскольку в заключении межведомственной комиссии отсутствуют подписи трех членов комиссии (л.д. 8). Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что жилищной комиссией обоснованно отказано Грыминой П.А. в выдаче постановления о признании жилого дома непригодным для проживания, поскольку заявителем не представлены необходимые документы для принятия данного решения, решение межведомственной комиссии не соответствует требованиям закона и носит рекомендательный характер, представитель заявителя отказался представлять дополнительные документы. Судебная коллегия не соглашается с выводом суда. Согласно ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений …по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Обязанности по доказыванию … законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на …органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела (ст. 249 ГПК РФ). П. 49 «Положения» предусмотрено, что на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. Решение соответствующего … органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке (п. 52 «Положения»). Т.о. действующим законодательством предусмотрена обязанность органа местного самоуправления по изданию акта в установленной форме - распоряжение (постановление), в котором должно быть отражено решение по рассматриваемому вопросу (положительное либо отрицательное). Вместе с тем органом местного самоуправления - Мужиновская сельская администрация Клетнянского района Брянской области (либо уполномоченный ею орган) распоряжение (постановление) по результатам полученного заключения межведомственной комиссии издано не было. Ответ, направленный в адрес представителя заявителя, нельзя расценить как решение по вопросу, облеченное в надлежащую форму. Кроме того, из данного ответа усматривается, что единственной причиной послужившей к отказу заявителю в вынесении постановления о признании дома не пригодным для проживания, явилось отсутствие трех подписей в заключении комиссии. Однако, как следует из п. 3.1 Положения о районной межведомственной жилищной комиссии Клетнянского района, заседания комиссии считаются правомочными, если на них присутствует не менее половины постоянных членов комиссии. Вопрос о причинах отсутствия трех подписей в заключении межведомственной комиссии судом не выяснялся, выводы суда о правомочности состава межведомственной комиссии, подписавшего заключение, в решении отсутствуют. В материалах дела имеется протокол жилищной комиссии Мужиновского сельского поселения № 10 от 15.02.2011 г., из которого следует, что комиссия приняла решение об отказе в выдаче постановления о признании спорного дома не пригодным для проживания (л.д. 32-34). Из положения о жилищно-бытовой комиссии Мужиновского сельского поселения, утвержденного постановлением администрации Мужиновского сельского поселения от 19.02.2010 г. № 4 не усматривается делегирование органом местного самоуправления данной комиссии права принимать решения по вопросу признания жилого помещения не пригодным для проживания. Как следует из протокола судебного заседания от 17.03.2011 г., представитель заявителя обжаловал в том числе и вышеуказанный протокол жилищной комиссии (л.д. 43). Выводы суда относительно легитимности вышеуказанного протокола в решении суда отсутствуют. В соответствии с п. 45 указанного «Положения», заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением документы: - нотариально заверенные копии жилое помещение; - план жилого дома с его техническим паспортом. По усмотрению заявителя также могут быть представлены заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания. Истребование иных документов у заявителя не предусмотрено. П. 44 «Положения» содержит описание процедуры проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем «Положении» требованиям. По результатам работы комиссия принимает одно из решений, указанных в п. 47 «Положения». Орган местного самоуправления принимает решение по итогам работы комиссии (п. 44 «Положения»). Критически относясь к заключению межведомственной комиссии, суд дело, сформированное комиссией, не истребовал, членов комиссии не опросил, сделал выводы по вопросам, требующим специальных познаний, без использования заключений специалистов, полученных в установленном порядке. Суду надлежало обсудить вопрос о проведении судебной экспертизы для разрешения вопроса о пригодности жилого дома заявителя для проживания. При этом необходимо было учесть положения ст. 249 ГПК РФ. Суд вышеуказанные обстоятельства, имеющие значение для дела, на обсуждение не поставил, надлежащей юридической оценки им не дал и пришел к поспешному выводу, положенному в обоснование принятого решения. При таких обстоятельствах, решение Клетнянского районного суда Брянской области нельзя признать законным и обоснованным, и поэтому оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд. При новом рассмотрении дела суду следует устранить указанные недостатки, уточнить заявляемые требования, надлежащим образом распределить бремя доказывания по делу между участниками процесса, проверить доводы сторон, дать им оценку и постановить решение суда в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Клетнянского районного суда Брянской области от 17 марта 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд. Председательствующий: Парамонова Т.И. Судьи облсуда: Кравцова Г.В. Апокина Е.В.