Судья Булахов Н.П. Дело №
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего ЮДИНОЙ В.И.,
судей областного суда КРАВЦОВОЙ Г.В.,
ЗУБКОВОЙ Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 мая 2011 года по докладу судьи Кравцовой Г.В. дело по кассационной жалобе С. на решение Трубчевского районного суда Брянской области от 2 февраля 2011 года по делу по иску С. к Администрации Усохского сельского поселения о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма и возложении обязанности по постановке на учёт в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л А:
С. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что ей - вдове участника Великой Отечественной войны 9 декабря 2010 г. администрацией Усохского сельского поселения Трубчевского района было отказано в постановке её на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма, по тем основаниям, что она является членом семьи собственника жилого помещения, обеспеченного жилой площадью на каждого проживающего в соответствии с учетной нормой. Считая отказ незаконным, истица просила суд обязать администрацию поставить её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 г.
В обоснование заявленного требования С. пояснила, что её супруг С.П., умерший <данные изъяты> г., являлся участником ВОВ. На момент смерти мужа, они проживали с ним в собственном доме в д. Радутино, <адрес>. 5 июля 2005 года, она продала дом по расписке П., но договор купли-продажи они не оформляли. После продажи дома она перешла жить в дом <адрес>, который её дочь купила себе под дачу. Данное домовладение не зарегистрировано на дочь, договор купли-продажи не оформлялся, дом продали дочери по расписке. В указанном доме она зарегистрирована с внуком. Этот дом был построен предположительно в 1950 г., жилая площадь дома составляет 25 кв.м., удобств нет, за водой нужно ходить на колонку, санузел на улице, имеется печное отопление, но чтобы готовить еду, она покупает газовые баллоны, крыша в доме шиферная, старая.
Представитель истицы - адвокат Родин Н.М. заявленные требования поддержал, мотивируя тем, что в соответствии с Указом Президента РФ от 7.05.2008 г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов» и п.п.4 п.1 ст. 21 Федерального Закона РФ «О ветеранах» С. должна быть поставлена на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма, так как она в собственности жилья не имеет, проживает в доме, принадлежащем её дочери, в котором также прописан и её внук, а также и тем, что истица является вдовой инвалида, участника ВОВ, и обеспечена жилой площадью менее учетной нормы.
Представитель Администрации Усохского сельского поселения К., действующая на основании доверенности, заявленные С. требования считала необоснованными, поскольку последняя является членом семьи собственника жилого дома <адрес>, принадлежащего её дочери -Д. Общая площадь дома составляет 54 кв.м. Этот дом был приобретен дочерью истицы в 1998 г. С. была зарегистрирована в указанном доме в 2005 г., а в 2006 г. в доме был зарегистрирован её внук - сын истцы -Д.Е. Учётная норма жилой площади на территории Усохского сельского поселения при постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении или в улучшении жилищных условий, составляет 10 кв.м. на одного члена семьи.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе С. просит решение суда отменить, как постановленное в нарушение норм материального и процессуального права.
Заслушав доклад по делу судьи Кравцовой Г.В., проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 N30) предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов, и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку вне зависимости от даты постановки их на учет, согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Статьёй 21 п.1 п.п. 4 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 Ы135-Ф3, от 21.12.2009 Ы327-ФЗ) установлены меры социальной поддержки для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, предоставляемые нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. В качестве меры социальной поддержки предусмотрено право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов, и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Частью 1 статьи 23.2 указанного Закона, предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Решением Усохского сельского Совета народных депутатов №2-25 от 29.12.2009 г., на территории Усохского сельского поселения была установлена учетная норма общей площади жилого помещения при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 10 кв.м. на одного человека, и норма предоставления жилых помещений по договорам социального найма в размере 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Согласно сведениям из похозяйственней книги №2 за 2011 г. Усохского сельского поселения в качестве членов семьи собственника домовладения <адрес> Д., зарегистрированными в нём значатся: мать - С., сын - Д.Е. Общая площадь указанного домовладения составляет 54 кв.м., что подтверждается справками Главы Усохского сельского поселения.
Суд указал на то, что факт принадлежности Д. - дочери истицы, домовладения №, расположенного по <адрес>, подтверждается распиской бывшего собственника о продаже указанного дома в 1998 г., и справкой, выданной Главой Усохского сельского поселения.
Как следует из справки Трубчевского филиала ГУП «Брянскоблинвентаризация», а также выписки из ЕГРП за С. квартир и индивидуальных домовладений в Трубчевском районе не значится.
Судом установлено, что истица С. не имеет в собственности жилого помещения, т.к. она продала принадлежащий ей на праве собственности дом, расположенный <адрес>. гражданину П. 05.07.2005 г.
Отказывая в удовлетворении исковых требований С., суд свой вывод мотивировал тем, что отказ Усохской сельской администрации в принятии на учет С. в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма, является обоснованным, так как истица является членом семьи собственника дома <адрес>: ее дочери - Д. Данное домовладение имеет общую площадь 54 кв.м. В указанном доме зарегистрированы и проживают истица С., и её внук. Общая площадь, в расчете на одного члена семьи, в том числе и на истицу, составляет 27 кв.м., что превышает учетную норму, принятую на территории Усохского сельского поселения в размере 10 кв.м.
Однако, судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда, поскольку в решении суда не приведено доказательств, с достоверностью подтверждающие указанные выводы.
Имеющаяся в деле копия расписки Е. о получении денег за домовладение от Д. не может служить подтверждением права собственности последней на домовладение, из расписки неясно, за какой конкретно дом переданы деньги, адрес не указан, договор купли-продажи в материалах дела отсутствует.
В судебном заседании истица указывала на то, что данное домовладение ее дочь Д. приобретала под дачу, однако дом не зарегистрирован на дочь, дочь истицы проживает в г.Брянске, т.е. совместное хозяйство они не ведут, в связи с чем, вывод суда о том, что истица является членом семьи собственника противоречит материалам дела. На данные обстоятельства истица ссылается в своей кассационной жалобе.
При рассмотрении спора суд не выяснил, в каком состоянии находится домовладение, в котором проживает истица, пригодно ли оно для проживания, какова степень износа, истица в судебном заседании указывала на то, что дом 1950 года постройки, жилая площадь дома 25 кв.м, газового отопления нет, крыша старая, судом указанные доводы не проверены, правовая оценка им в решении не дана.
С учетом изложенного, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Трубчевского районного суда Брянской области от 02 февраля 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий В.И. ЮДИНА
Судьи областного суда Т.И. ЗУБКОВА
Г.В.КРАВЦОВА