...
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Богородской Н.А.
судей областного суда Горбачевской Ю.В.
Банного И.И.
при секретаре Гузанове Д.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Богородской Н.А. 12 мая 2011 года дело по кассационной жалобе УФСИН России по Брянской области на решение Советского районного суда гор.Брянска от 21 февраля 2011 года по делу по иску Т. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Брянской области и Федеральному бюджетному учреждению Центр государственного имущества и жилищного-бытового обеспечения России о выдаче государственного жилищного сертификата,
У С Т А Н О В И Л А :
Т. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Брянской области и ФБУ Центр государственного имущества и жилищного-бытового обеспечения России о признании незаконными ответов и включении ее в состав участников Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы на 2009 год и в состав получателей государственных жилищных сертификатов на 2010 год, ссылаясь на то, что в период с 31 октября 1978 года по 1 июля 1994 года проходила службу в органах внутренних дел, а с 1 июля 1994 года по 1 сентября 2003 года - в органах уголовно-исполнительной системы, в настоящее время является пенсионером УФСИН России. С 11 июня 2003 года проживает в общежитии, с 22 июля 2003 года состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в ФБУ ИК 36 УФСИН России по Брянской области. 13 ноября 2009 года она была снята с очереди на улучшение жилищных условий. Решением Клинцовского городского суда Брянской области от 15 марта 2010 года, оставленным без изменения кассационной инстанций Брянского областного суда, она восстановлена в очереди на улучшение жилищных условий с момента постановки на учет. Она обратилась в УФСИН России по Брянской области и ФБУ ЦЖКХ ФСИН России по вопросу выделения ей государственного жилищного сертификата в 2010 году, однако из полученных ответов следовало, что сводные списки граждан, изъявивших желание получить ГСЖ формируются и утверждаются в году, предшествующем планируемому, т.е. списки на 2010 год были сформированы в 2009 году, в связи с чем включить ее в список получателей государственных жилищных сертификатов в 2010 году не представляется возможным.
В ходе рассмотрения дела Т. уточнила исковые требования и просила обязать ответчиков исполнить в 2011 году обязательства по выдаче ей государственного жилищного сертификата, т.к. обязательства по выдаче ей государственного жилищного сертификата в 2009-2010 годах не исполнены.
Представитель УФСИН по Брянской области Щ. иск не признала, ссылаясь на то, что федеральная программа «Жилище» и входящая в ее состав подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в настоящее время продлена на 2011 год и при представлении необходимых документов Т. будет выдан сертификат.
Представитель ФКУ Центр государственного имущества и жилищного-бытового обеспечения России ФСИН России в суд не явился.
Решением Советского районного суда гор.Брянска от 21 февраля 2011 года иск Т. удовлетворен. Суд обязал Управление Федеральной службы исполнения наказания по Брянской области и Федеральное казенное учреждение Центр государственного имущества и жилищно-бытового обеспечения России выдать Т. государственный жилищный сертификат в 2011 году.
В кассационной жалобе представитель УФСИН России по Брянской области Щ. просит решение суда изменить, ссылаясь на то, что суд необоснованно возложил на ответчиков обязательства по выдаче истице вне очереди в 2011 году государственного жилищного сертификата, т.к. сертификат выдается на основании очереди, сформированной в территориальном органе в хронологической последовательности в зависимости от даты постановки на жилищный учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, истица включена в сводный список граждан-участников подпрограммы на 2011 год «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» по УФСИН России по Брянской области под № 21.
В возражениях на кассационную жалобу Т. просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи облсуда Богородской Н.А., объяснения представителя УФСИН России по Брянской области Щ., поддержавшей доводы жалобы, возражения на жалобу Т. и ее представителя А., проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 (ред. от 21.12.2009) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. 2001 г. N 675, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» утверждена федеральная целевая программа"Жилище" на 2011 - 2015 годы и установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".
Названным Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
Право на участие в подпрограмме имеют категории граждан Российской Федерации, указанные в пункте 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, к которым в числе других отнесены сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более ( абз. 6 пп. «а» п.5).
Порядок организации работы по включению в подпрограмму и выдача сертификатов в уголовно-исполнительной системе регламентирован Инструкцией о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" в уголовно-исполнительной системе, утвержденной Приказом ФСИН РФ от 04.06.2007 N 287.
Согласно п.13-17 названной Инструкциидля включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 15 июля года, предшествующего планируемому, представляет в учреждение или орган УИС, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году согласно приложению N 2 к настоящей Инструкции.
Должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья подразделения, подведомственного территориальному органу УИС, в 10-дневный срок на основании заявлений граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат в планируемом году, формируется список на планируемый год согласно приложению N 2 к Правилам.
Формирование списка осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).
Список, утвержденный начальником подразделения и заверенный оттиском мастичной печати, и сформированные в установленном порядке учетные дела до 1 августа года, предшествующего планируемому, представляются в территориальный орган УИС.
На основании представленных списков граждан - участников подпрограммы соответствующими службами территориального органа, образовательного учреждения (в том числе филиала образовательного учреждения) УИС в 10-дневный срок рассматриваются представленные списки, осуществляется проверка обоснованности включения граждан - участников подпрограммы в указанные списки.
При этом сведения, послужившие основанием для признания гражданина участником подпрограммы, подлежат уточнению с истребованием в случае необходимости от учреждения (органа) УИС, в котором гражданин состоит на жилищном учете, дополнительных документов.
По результатам рассмотрения принимается решение о включении граждан в состав участников подпрограммы по территориальному органу, образовательному учреждению УИС, о чем делается соответствующая выписка из протокола органа по учету и распределению жилья, утвержденная начальником территориального органа, образовательного учреждения УИС и заверенная оттиском мастичной печати, и организуется работа по составлению сводного списка.
Формирование сводного списка осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), а для граждан, подлежащих переселению из поселков, - в последовательности, в какой их заявления (рапорты) на участие в подпрограмме были зарегистрированы.
ФСИН России на основания сводных списков, представленных территориальными органами и образовательными учреждениями, направляет до 1 октября года, предшествующего планируемому, государственному заказчику подпрограммы сведения о необходимом количестве сертификатов на планируемый год.
Как видно из материалов дела, на основании рапорта Т. от 13 июля 2010 года комиссией по жилищно-бытовым и социальным вопросам УФСИН России по Брянской области № ... Т. включена в состав участников федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 год по УФСИН России по Брянской области при условии ее продления. Согласно Сводному списку граждан-участников на 2011 год подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» по УФСИН России по Брянской области Т. включена в данный список под № 21.
Таким образом, право истицы на получение государственного жилищного сертификата ответчиками не оспаривается. Истица включение ее в указанный список под № 21 не оспаривала.
Вместе с тем вывод суда об удовлетворении исковых требований Т. об обязательстве ответчиков выдать ей в 2011 году государственный жилищный сертификат нельзя признать обоснованным.
Согласно указанной выше Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" в уголовно-исполнительной системе, работа по выдаче сертификатов производится после выхода приказа государственного заказчика подпрограммы о выпуске и выдаче государственных жилищных сертификатов( п.20). Организацияработы по выдаче сертификатов производится в соответствии с разделом III указанной Инструкции
Для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет в территориальный орган документы, указанные в п.21 Инструкции. При этом непредставление или неполное представление документов, указанных в данном пункте или недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, является основанием для отказа в выдаче сертификата ( п.25).
Учитывая, что истица включена в Cводный список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов на 2011 год, вопрос о выдаче ей сертификата может быть разрешен только с учетом указанных положений Инструкции. При этом в случае нарушения ее прав при решении вопроса о выдаче ей сертификата, она не лишена возможности обратиться в суд с заявлением о защите нарушенного права. На момент разрешения спора вопрос о выдаче или об отказе в выдаче сертификата Т. в 2011 году еще не рассматривался, в связи с чем оснований для признания незаконными действий ответчика в этой части и удовлетворения заявленных требований истицы о выдаче ей сертификата в 2011 году в данном случае не имеется.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене. Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение по делу, установлены на основании представленных документов, судебная коллегия полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Т.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Советского районного суда гор.Брянска от 21 февраля 2011 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Т. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Брянской области и Федеральному бюджетному учреждению Центр государственного имущества и жилищного-бытового обеспечения России о выдаче государственного жилищного сертификата - отказать.
Председательствующий Н.А.Богородская
Судьи областного суда Ю.В. Горбачевская
И.И.Банный