Судья Хромина А.С. Дело № *** Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе: председательствующего: Юдиной В.И., судей областного суда Богородской Н.А., Горбачевской Ю.В., с участием прокурора Пахомовой Н.А., адвоката Стариковой Э.В., при секретаре: Рудовой В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании 19 мая 2011 года по докладу судьи Горбачевской Ю.В. дело по кассационному представлению помощника прокурора Брянской области Пахомовой Н.А. на решение Советского районного суда г. Брянска от 16 марта 2011 года по делу по иску прокурора Брянской области в защиту интересов Брянской области и неопределенного круга лиц к Ж. о взыскании денежных средств в пользу бюджета Брянской области, УСТАНОВИЛА: Прокурор Брянской области обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в ходе проведенной проверки был установлен факт неосновательного получения Ж. из бюджета Брянской области 28 августа 2008 года субсидии в размере 469 368 руб. по подпрограмме «Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве области» областной целевой программы «Жилище» на 2007-2010 годы. В связи с изложенным, истец просил суд взыскать с Ж. денежные средства в размере 469 368 руб. в пользу бюджета Брянской области. Определением Советского районного суда г.Брянска от 23 октября 2009 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОАО «Ипотечная корпорация Брянской области» и Департамент по строительству Брянской области. Постановлением администрации Брянской области от 26 ноября 2010 года Департамент по строительству Брянской области переименован в Департамент строительства и архитектуры Брянской области с 25 февраля 2011 года. В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал. Ответчица Ж., представители ответчицы Г. и М., адвокат С. в интересах Ж. исковые требования не признали. Решением Советского районного суда г. Брянска от 16 марта 2011 года в удовлетворении исковых требований прокурора Брянской области в защиту интересов Брянской области и неопределенного круга лиц отказано. В кассационном представлении помощник прокурора Брянской области Пахомова Н.А. просит решение суда отменить, как принятое при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм материального права. На доводы кассационного представления принесены возражения Ж., которая просит оставить решение суда без изменения. Заслушав доклад по делу судьи облсуда Горбачевской Ю.В., выслушав заключение прокурора Пахомовой Н.А., поддержавшей доводы кассационного представления, возражения на доводы кассационного представления Ж., ее представителя М. и адвоката С., а также представителя администрации Брянской области Ч., проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления и возражений, судебная коллегия приходит к следующему. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 г. № 675 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы. Постановлением администрации Брянской области от 29 декабря 2006 года N 882 утверждена областная целевая программа "Жилище" на 2007 - 2010 годы", включающая в себя подпрограмму «Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве области», механизм реализации которой предполагает оказание государственной поддержки гражданам в улучшении жилищных условий путем предоставления им субсидий на приобретение жилья. Постановлением администрации Брянской области от 13 июля 2007 г. N 549 (в ред. Постановления администрации Брянской области от 25.12.2007 г. №1048) утверждены Порядок предоставления субсидий и Порядок предоставления займов участникам подпрограммы "Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве области" областной целевой программы "Жилище" на 2007 - 2010 годы". Пунктами 2.1, 2.2 Порядка предоставления субсидий установлено, что субсидии предоставляются участникам подпрограммы для приобретения (строительства) жилых помещений (жилых домов, квартир) на территории Брянской области при условии оформления участниками подпрограммы ипотечного займа, предоставленного региональным оператором, или ипотечного кредита, предоставляемого кредитной организацией, с которой региональным оператором заключено соглашение о сотрудничестве для оплаты части стоимости приобретаемого жилья. Субсидии на компенсацию части стоимости приобретаемого (строящегося) жилого помещения предоставляются участникам подпрограммы, являющимся работниками бюджетных учреждений, определенных нормативно-правовыми актами администрации области: при размере совокупного дохода на каждого члена семьи не более 2,0 прожиточного минимума субсидия предоставляется в размере 60 процентов (п.п. «а»); при размере совокупного дохода на каждого члена семьи свыше 2,0 прожиточного минимума, но не более 2,5 прожиточного минимума субсидия предоставляется в размере 30 процентов (п.п. «б»). Согласно п.п. «в» п.2.2. Порядка, при размере совокупного дохода на каждого члена семьи свыше 2,5 прожиточного минимума субсидия не предоставляется, оплата жилья производится за счет личных средств граждан и ипотечного кредита (займа). Пунктом 2.8. Порядка установлено, что субсидия предоставляется на основании решения областной комиссии и реестра получателей субсидии в соответствии с заключенным договором на предоставление субсидии на компенсацию части стоимости приобретаемого (строящегося) жилого помещения и (или) договором на компенсацию части платежа по договору ипотечного займа (кредита). Как следует из материалов дела, 13 мая 2008 года Ж. обратилась к Региональному оператору подпрограммы «Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве области» областной целевой программы «Жилище» на 2007-2010 г.г. с заявлением о включении в состав участников подпрограммы для приобретения жилья с помощью субсидии за счет средств областного бюджета с привлечением ипотечного кредита (займа) на состав семьи 1 человек, указывая на то, что не имеет в собственности жилого помещения, проживает у родственников. В соответствии с Заключением № ИПв-0638-08/06-бк специалиста по андеррайтингу, документы представленные Ж. на получение субсидии, соответствуют условиям подпрограммы «Жилище», Ж. имеет право на получение субсидии. Решением областной комиссии по предоставлению субсидий участникам подпрограммы «Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве области» областной целевой программы «Жилище» на 2007-2010 годы (протокол № 4 от 20.05.2008 года) Ж. предоставлена субсидия во внеочередном порядке. Согласно договору купли-продажи от 07.07.2008 года Ж. приобрела у П. однокомнатную квартиру общей площадью 31,8 кв.м, расположенную по адресу: **** По условиям договора стоимость квартиры определена в размере 1 850 000 руб. При этом согласован следующий порядок расчета: денежная сумма в размере 750 632 руб. оплачена покупателем до подписания договора; денежная сумма в размере 469 368 руб. будет оплачена покупателем в течение двадцати банковских дней с момента государственной регистрации договора, перехода права собственности к покупателю и ипотеки в силу закона на квартиру; окончательный расчет на сумму 630 000 руб. производится покупателем после государственной регистрации договора, перехода права собственности к покупателю и ипотеки в силу закона на квартиру за счет кредитных средств. В соответствии с п.4.6. Порядка, 28 августа 2008 года между Департаментом по строительству Брянской области (Заказчик подпрограммы), ОАО «Ипотечная корпораций Брянской области» (Региональный оператор) и участником подпрограммы «Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве области» областной целевой программы «Жилище» на 2007-2010 годы Ж. заключен договор № ИПв-0638-08/06-6 на предоставление Ж. субсидии в сумме 469 368 руб. на компенсацию стоимости жилого помещения по договору купли-продажи б/н от 14.07.2008 г. с П. При этом пунктами 4.1., 4.2. указанного договора установлено, что субсидия зачисляется на лицевой счет Участника подпрограммы в пределах перечисленных заказчиком подпрограммы средств областного бюджета, открытый у Регионального оператора, в течение трех рабочих дней, следующего за днем поступления денежных средств от Заказчика подпрограммы. Перечисление средств с лицевого счета получателя субсидии производится Региональным оператором подпрограммы в безналичном порядке на основании договора на приобретение жилья. Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора Брянской области суд пришел к выводу, что право на предоставление субсидии возникло у ответчицы на основании заключенных в установленном законом порядке решения комиссии, реестра получателей субсидии и гражданско-правового договора, которые до настоящего времени не оспорены и не отменены, а представленные ею справки о доходах не являются правоустанавливающими документами для предоставления субсидии. Кроме того, денежные средства в размере 469 368 руб. из бюджета Брянской области Ж. не получала ни в наличной, ни в безналичной форме, на банковский лицевой счет ответчицы указанные денежные средства не поступали, она ими не распоряжалась и реальной возможности распорядиться не имела. Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласиться не может, решение суда находит незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям. Судом неправильно определены юридически значимые по делу обстоятельства, не учтено, что иск заявлен прокурором на основании ст. 1102 ГК РФ, в соответствии с которой лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли. Юридически значимым обстоятельством по настоящему делу будет являться наличие у ответчицы права на получение субсидии в соответствии с названной подпрограммой и соблюдение установленного порядка получения субсидии. Из материалов дела следует, что Ж. субсидия из областного бюджета была предоставлена как работнику бюджетного учреждения, имеющего совокупный доход на каждого члена семьи не более 2.5. прожиточного минимума. ( п. 2.2.1. Порядка предоставления субсидий участникам подпрограммы, утв. пост. администрации Брянской области от 13.07.2007 г. № 549). В соответствии с п. 2.10. названного порядка субсидия на компенсацию части платежа по договорам ипотечных кредитов ( займов) предоставляется после предъявлении справки ( раз в месяц) с места работы, подтверждающей, что основным местом работы получателя субсидии является областное или муниципальное бюджетное учреждение Брянской области. При увольнении участника подпрограммы ( заемщика) из бюджетного учреждения региональный оператор прекращает предоставление субсидии со дня, следующего за днем увольнения, и производит уточнение общей суммы ранее выделенной субсидии исходя из фактического времени работы в бюджетном учреждении. При прекращении трудовых отношений не по инициативе участника подпрограммы (увольнение при ликвидации учреждения, сокращение численности, по инвалидности, в связи с уходом на пенсию) решение о дальнейшем предоставлении субсидии участнику подпрограммы принимается областной комиссией по предоставлению субсидий. Однако из пояснений Ж. следует, что в июне 2008 года она уволилась, поэтому в расчет за июнь были включены связанные с этим выплаты. Основания увольнения Ж. судом не выяснялись. Пунктом 2.11. Порядка определены случаи первоочередного получения субсидии, однако основания получения Ж. субсидии во внеочередном порядке судом не устанавливались. При определении размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, или дохода одиноко проживающего участника программы учитываются все виды доходов членов семьи до вычета налогов и сборов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (доходы индивидуальных предпринимателей - участников подпрограммы, применяющих как общую, так и упрощенную систему налогообложения, и членов их семей определяются до вычета налогов и сборов) ( пункт 3.1.1. Порядка). Размеры дохода получателя субсидии Ж. суд не устанавливал. Вывод суда о том, что этот вопрос неподведомствен суду является неправомерным, поскольку суд обязан оценить доказательства, представленные в обоснование иска, в частности, проверить довод прокурора о занижении ответчицей своего совокупного дохода с целью получения субсидии. Пунктом 4.1. Порядка установлен перечень документов, необходимых для получения субсидии, в том числе документы, подтверждающие доходы всех членов семьи за последние 6 месяцев до месяца подачи заявления (справки о доходах (по форме 2-НДФЛ либо иной форме, установленной региональным оператором); о пособиях, о стипендиях и т.п.); копия трудовой книжки, трудового договора участника подпрограммы, заверенная работодателем. В соответствии с п. 4.2. Порядка участник подпрограммы с указанными в пункте 4.1. документами обращается в комиссию органа местного самоуправления муниципального образования по месту жительства ( регистрации) участника подпрограммы, которая по результатам рассмотрения направляет региональному оператору вышеуказанный пакет документов и ходатайство о предоставлении субсидии. После проведения андеррайтинга документов региональный оператор формирует очередность участников, претендующих на получение субсидии ( п. 4.3. Порядка), после чего областная комиссия принимает решение о предоставлении субсидии по результатам рассмотрения заключения об андеррайтинге ( п. 4.4.). Из дела видно, что решение о предоставлении Ж. субсидии, оформленное протоколом заседания областной комиссии по предоставлению субсидий, состоялось 20.05.2008 года. Справка о средней заработной плате Ж. по основному месту работы была выдана лишь 24.06.2008 года, согласно указанным на ней реквизитам. Суд не выяснил, какие документы были представлены в областную комиссию на получение субсидии. Данные обстоятельства имеют правовое значение для дела, однако не оценены и не исследованы судом, т.е. не проверен довод прокурора о неосновательном обогащении Ж. за счет средств областного бюджета. Довод суда о том, что денежные средства в размере 469 368 руб из бюджета Брянской области Ж. не получала ни в наличной, ни в безналичной форме, на банковский лицевой счет ответчицы указанные денежные средства не поступали, она ими не распоряжалась и реальной возможности распорядиться не имела, не имеют правового значения по делу, поскольку установлено, что денежные средства перечислены на расчетный счет продавца квартиры, с которым Ж. заключила договор купли-продажи, и являлись средством платежа Ж. по договору. С учетом вышеизложенного решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение, при котором суду следует установить, являлась ли Ж. работником бюджетного учреждения на момент получения субсидии, каков был ее совокупный доход на каждого члена семьи, имела ли она право на получение субсидии в первоочередном порядке, предоставлены ли ею соответствующие документы в областную комиссию по предоставлению субсидии, соблюден ли установленный порядок предоставления субсидии, имеет ли место неосновательное обогащение Ж. за счет средств областного бюджета. Постановить решение в соответствии с установленными обстоятельствами дела и требованиями закона. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Советского районного суда г. Брянска от 16 марта 2011 года отменить. Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд. Председательствующий В.И. ЮДИНА Судьи областного суда Н.А.БОГОРОДСКАЯ Ю.В. ГОРБАЧЕВСКАЯ