... КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе: председательствующего Юдиной В.И. судей областного суда Супроненко И.И. Богородской Н.А. при секретаре Рудовой В.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Богородской Н.А. 16 июня 2011 года дело по кассационной жалобе В.П.А. на решение Советского районного суда гор.Брянска от 20 апреля 2011 года по делу по иску В.П.А. к администрации Брянской области, департаменту строительства и архитектуры Брянской области, МЧС России, администрации Почепского района Брянской области о понуждении предоставить благоустроенную жилую площадь, У С Т А Н О В И Л А : В.П.А. обратился в суд с иском к администрации Брянской области, департаменту строительства и архитектуры Брянской области, МЧС России, администрации Почепского района Брянской области о понуждении предоставить благоустроенную жилую площадь, ссылаясь на то, что являясь инвалидом третьей группы по заболеванию, полученному при выполнении работ, связанных с аварией на ЧАЭС, и проживая в п.Красная гора Брянской области (зона проживания с правом на отселение), в 1996 году он участвовал в Федеральной целевой программе по обеспечению жильем участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1995-1997г.г. Согласно договору, заключенному с МЧС РФ на 1997 год, он был уведомлен о выделении денежных средств на приобретение благоустроенного жилья. Постановлением администрации Почепского района Брянской области от 27 августа 1997 года было принято решение о приобретении для него жилья после поступления денежных средств, в рамках которого был заключен договор купли-продажи земельного участка и жилого дом с Л.Р.А., но поскольку денежные средства не поступили, заключенный с Л.Р.А. договор купли-продажи, исполнен не был. В связи с тем, что до настоящего времени жильем он не обеспечен, просил обязать администрацию Брянской области обеспечить его благоустроенной жилой площадью. В судебном заседании представитель истца В.Ю.П. исковые требования поддержал в полном объеме. Представитель администрации Брянской области Ч.С.И. иск не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать в связи с пропуском истцом срока исковой давности, поскольку Федеральная целевая программа по обеспечению жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1995-1997 г.г. действовала до 2000 года. Доказательств, подтверждающих уважительные причины пропуска срока на обращение с иском в суд, истец не представил. Представитель Департамента строительства и архитектуры Брянской области К.Ж.В. иск не признала, полагая его необоснованным. Представитель администрации Почепского района Брянской области К.М.М. иск не признал, ссылаясь на то, что администрации Почепского района Брянской области не были выделены денежные средства для приобретения жилья для истца. Решением Советского районного суда гор.Брянска от 20 апреля 2011 года в удовлетворении исковых требований В.П.А. отказано. В кассационной жалобе В.П.А. просит об отмене решения суда как постановленного в нарушение требований закона и без учета фактических обстоятельств дела. Заслушав доклад судьи облсуда Богородской Н.А., объяснения представителя В.П.А.- В.Ю.П., поддержавшего доводы жалобы, возражения на жалобу представителя администрации Почепского района Брянской области К.М.М., проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям. Из материалов дела следует, что В.П.А. является участником ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и инвалидом третьей группы по заболеванию, полученному при выполнении работ, связанных с аварией на ЧАЭС. Отказывая в удовлетворении исковых требований В.П.А., суд пришел к выводу, что В.П.А. в установленном порядке на учет на получение жилой площади, как нуждающийся в улучшении жилищных условий участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в сельской администрации не становился, т.к. с заявлением о постановке на жилищный учет - не обращался. Федеральная целевая программа по обеспечению жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1995-1997г.г. признана утратившей силу и не применяется. Кроме того, истцом пропущен срок исковой давности, т.к. с иском в суд он обратился 23 апреля 2010 года, а о нарушении своего права узнал, по мнению суда, по крайней мере в 2001 году. Данный вывод суда нельзя признать обоснованным. Согласно п.3 ч.1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в редакции Федерального закона от 24.11.1995г. № 179-ФЗ, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы было гарантировано одноразовое бесплатное обеспечение независимо от времени постоянного проживания в данном населенном пункте благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий либо проживания в коммунальных квартирах, а также одноразовое бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты. На основе Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и во исполнение распоряжения Правительства Российский Федерации от 25 мая 1994 г. N 740-р была разработана Федеральная целевая программа по обеспечению жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1995 - 1997 годах. Срок реализации указанной Федеральной целевой программы был продлен на 2000 и 2001 годы Постановлениями Правительства РФ от 19.01.1998 N 68 и от 30.12.2000 N 1034. В настоящее время срок действия программы истек. Основной целью Программы являлось обеспечение в 1995 - 1997 годах благоустроенной жилой площадью нуждающихся в улучшении жилищных условий участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В соответствии с условиями указанной программы в 1995 году в первую очередь предстояло обеспечить жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и семьи умерших инвалидов, а в последующие годы (до 1997 года) - семьи всех участников ликвидации последствий аварии и семьи умерших участников, состоящих на учете для получения жилой площади. Статьями 14 (пункт 2 части 1), 15 (пункт 1 части 1), 16 (часть 2), 17 (пункт 7), 22 (часть 1) Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) гражданам из числа указанных в данном Законе категорий гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации; при этом нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Как следует из указанных положений Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", граждане имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с данным Законом (т.е. на получение социальных выплат) при соблюдении двух условий: если они относятся к числу определенных этим Законом категорий и одновременно являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, вставшими на учет до 1 января 2005 г. Указанный срок установлен законодателем в качестве ограничительного условия лишь непосредственно в отношении времени постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и не связывается ни с основанием постановки на такой учет, ни со временем выдачи им соответствующих удостоверений, дающих право на меры социальной поддержки. С учетом изложенного мера социальной поддержки в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, гарантируется Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на равных основаниях всем гражданам, указанным в статьях 14, 15, 16, 17 и 22 данного Закона, которые встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., вне зависимости от времени получения ими соответствующих удостоверений о праве на меры социальной поддержки, предусмотренные этим Законом. Как видно из материалов дела, 3 октября 1996 года истец обращался в администрацию Почепского района Брянской области с заявлением о постановке на жилищный учет и выделении ему благоустроенной жилой площади. Заключение 30 августа 1997 года между Л.Р.А. и администрацией Почепского района Брянской области договора купли-продажи жилого дома для семьи инвалида-ликвидатора аварии на Чернобыльской АЭС В.П.А. на основании постановления администрации Почепского района Брянской области от 27 августа 1997 года подтверждает доводы истца об участии его в Федеральной целевой программе по обеспечению жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1995 - 1997 годах, в которой могли принимать участие только лица, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий. Из ответа начальника ГУ «Брянское управление по вопросам защиты населения и территорией, подвергшихся радиационному воздействию вследствие радиационных аварий, МЧС России» от 19 апреля 2011 года № ... усматривается, что В.П.А. был снят с очереди на получение жилья (л.д.86-87). Вместе с тем, суд не принял во внимание указанные обстоятельства и им не дано надлежащей оценки в решении суда. Вопрос о признании истца нуждающимся в улучшении жилищных условий, постановке его на очередь и снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий судом не исследован. Таким образом, вывод суда о том, что истец в установленном порядке на был поставлен на жилищный учет на получение жилой площади, как нуждающийся в улучшении жилищных условий и с заявление о постановке на жилищный учет не обращался нельзя признать обоснованным, т.к. он сделан без исследования фактических обстоятельств дела и надлежащим образом судом не проверен. Вывод суда о пропуске истцом срока исковой давности также нельзя признать обоснованным, поскольку он основан лишь на предположениях, без установления конкретных обстоятельств дела. На основании изложенного решение суда нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене. При новом рассмотрении дела суду следует устранить указанные недостатки, надлежащим образом проверить доводы сторон, дать им оценку и постановить решение суда в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : Решение Советского районного суда гор.Брянска от 20 апреля 2011 года отменить, дело направить в тот же суд на новое рассмотрение. Председательствующий В.И.Юдина Судьи областного суда И.И.Супроненко Н.А.Богородская