Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе: председательствующего Саманцовой Л.К. судей областного суда Зубковой Т.И. и Мариной Ж.В. при секретаре Чеплянской В.В. рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Зубковой Т.И. 23 июня 2011 года дело по кассационной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда гор. Брянска от 16 мая 2011 года по делу по иску ФИО1 к Управлению федеральной службы исполнения наказаний по Брянской области о выплате финансовой помощи, У С Т А Н О В И Л А : ФИО3 обратился в суд с иском УФСИН по Брянской области о выплате финансовой помощи, ссылаясь на то, что с июля 1995 года по июль 2010 года работал в органах МВД и Уголовно-исполнительной системы, из них с июня 2001 года по июль 2010 года непосредственно в органах уголовно-исполнительной системы Брянской области в должности старшего инспектора отдела охраны ФБУ ИЗ-32/1 гор. Брянска. Стаж его службы в календарном исчислении составляет свыше 10 лет. Состав его семьи: он, жена ФИО4, дочь ФИО5, 1996 года рождения. Решением комиссии по жилищно-бытовым и социальным вопросам Брянской воспитательной колонии в 2001 году он был поставлен в очередь сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищно-бытовых условий. Являясь нуждающимся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Указом Президента РФ от 21.07.1992 № 796 "О дополнительных мерах по финансированию строительства и приобретению жилья для военнослужащих", Указом Президента РФ от 02.10.1992 года № 1153 «О мерах по усилению социальной защиты военнослужащих внутренних войск, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и членов их семей», Указом Президента РФ от 08.10. 1997 года № 1100 и изданному во исполнение данных Указов приказа Минюста РФ от 05.09.2006 года № 281 «Об утверждении Инструкции о порядке оказания сотрудникам уголовно-исполнительной системы безвозмездной финансовой помощи по оплате стоимости кооперативного жилья и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство» он подал рапорт на предоставление ему безвозмездной финансовой помощи. Приказом и.о. начальника ФБУ Следственный изолятор № 1 гор. Брянска от 01.12.2008 года № 309 ему была оказана безвозмездная финансовая помощь за счёт бюджетных средств в сумме 508950 руб. Указанные денежные средства перечислены организации - застройщику и банку-кредитору 12.12.2008 года в соответствии с платёжным поручением № 321. Считает, что данная сумма меньше причитающейся ему суммы, предусмотренной указанной Инструкцией, т.к. имея семью из 3-х человек, он в соответствии с п. 2.1 Инструкции мог претендовать на приобретение жилья в размере 54 кв.м. (3 человека х 18 кв.м.). Согласно п. 2.3. Инструкции, финансовая помощь оказывается в размере 75% расчетной стоимости жилья, исходя из средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья в данном регионе, при этом: 50% из указанного размера финансовой помощи относится за счет бюджетных средств, предусмотренных на эти цели в смете на содержание уголовно-исполнительной системы; 25 % из указанного размера финансовой помощи - за счет внебюджетных средств. Среднерыночная стоимость 1 кв. м. жилья в Брянской области по состоянию на 1 квартал 2008 года составляла 18850 руб. за 1 кв.м., таким образом, размер безвозмездной финансовой помощи для него должен составить 763425 рублей (54 кв.м. х 18850 руб. х 75%), из которых 50% или 508950 рублей - за счёт бюджетных средств, и 25% или 254475 рублей - внебюджетных средств. Учитывая, что ему выплачено 508950 руб., ответчик обязан выплатить ему финансовую помощь еще в размере 254475 руб. Его заявления руководителям ФБУ ИЗ-32/1 УФСИН России по Брянской области и УФСИН России по Брянской области с просьбой о выплате причитающейся ему финансовой помощи в полном объеме оставлены без удовлетворения, в связи с чем истец просил обязать УФСИН России по Брянской области выплатить ему безвозмездную финансовую помощь дополнительно в сумме 254475 руб., а также возместить судебные расходы. Решением Советского районного суда гор. Брянска от 16 мая 2011 года в удовлетворении иска отказано. В кассационной жалобе ФИО1 просит об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, без учета обстоятельств, имеющих значение для дела, ссылаясь на то, что суд необоснованно отказал ему в удовлетворении иска со ссылкой на предъявление иска к ненадлежащему ответчику. Он не возражал и суд привлек в качестве соответчика ИЗ 32/1. В возражениях на кассационную жалобу УФСИН России по Брянской области просит решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения, считает решение суда законным и обоснованным. Заслушав доклад судьи областного суда Зубковой Т.И., объяснения ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, возражения на жалобу представителя УФСИН России по Брянской области и ФБУ ИЗ-32/1 УФСИН России по Брянской области ФИО6, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям. Судом установлено, что истец, являясь сотрудником уголовно-исполнительной системы, в соответствии с Указом Президента РФ от 21.07.1992г. № 796 "О дополнительных мерах по финансированию строительства и приобретению жилья для военнослужащих", Указом Президента РФ от 02.10.1992 года № 1153 «О мерах по усилению социальной защиты военнослужащих внутренних войск, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и членов их семей», Указом Президента РФ от 08.10. 1997 года № 1100 и изданному во исполнение данных Указов приказа Минюста РФ от 05.09.2006 года № 281 «Об утверждении Инструкции о порядке оказания сотрудникам уголовно-исполнительной системы безвозмездной финансовой помощи по оплате стоимости кооперативного жилья и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство» имел право на оказание безвозмездной финансовой помощи по оплате стоимости кооперативного жилья и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство. Данные обстоятельства не оспаривались ответчиками. Согласно п.1 указанной Инструкции финансовая помощь оказывается сотруднику по месту его службы только один раз в порядке очередности. Очередность на получение финансовой помощи среди сотрудников устанавливается в той же хронологической последовательности, в какой каждый из них был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Пунктом 2 Инструкции предусмотрено, что финансовая помощь оказывается сотрудникам: в пределах нормы предоставления площади жилья, устанавливаемой субъектом Российской Федерации, но не более 18 кв. метров общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. метра общей площади на семью из двух человек и 33 кв. метра общей площади на одного человека (расчетная стоимость) ( п.2.1); сверх нормы предоставления площади при расчете суммы финансовой помощи учитывается право отдельных категорий сотрудников и членов их семей на дополнительную площадь жилого помещения, предоставляемую в соответствии с действующим законодательством. В этом случае расчетная стоимость увеличивается на размер стоимости дополнительной площади жилого помещения (п.2.2); в размере 75 процентов расчетной стоимости жилья исходя из средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в данном регионе, определяемой Министерством регионального развития Российской Федерации, на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 г., на момент заключения договора на приобретение кооперативного жилья или кредита банка на индивидуальное жилищное строительство, при этом: 50 процентов из указанного размера финансовой помощи относятся за счет бюджетных средств, предусмотренных на эти цели в смете на содержание уголовно-исполнительной системы; 25 процентов из указанного размера финансовой помощи - за счет внебюджетных средств, в том числе прибыли, получаемой учреждениями уголовно-исполнительной системы от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности за вычетом расходов по осуществлению этой деятельности, или прибыли предприятий уголовно-исполнительной системы после уплаты обязательных платежей в соответствии с действующим законодательством, а также экономии бюджетных средств по смете на содержание уголовно-исполнительной системы. Оставшиеся 25 процентов расчетной стоимости жилья оплачиваются за счет денежных средств сотрудников (п.2.3). Жилая площадь, превышающая норму предоставления жилья с учетом дополнительной площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с действующим законодательством отдельным категориям сотрудников, оплачивается за счет денежных средств сотрудников(п.2.4). Как видно из материалов дела, приказом и.о. начальника ФБУ Следственный изолятор № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 была оказана безвозмездная финансовая помощь за счёт бюджетных средств в сумме 508950 руб. Указанные денежные средства перечислены организации - застройщику и банку-кредитору 12.12.2008 года в соответствии с платёжным поручением № 321. Отказывая в удовлетворении исковых требований истца, суд признал его право на получение 25% финансовой помощи за счет внебюджетных средств в размере 166822 рубля, но вместе с тем установил, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику - УФСИН России по Брянской области, на замену ответчика истец он не согласился. Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального законодательства и представленных сторонами доказательствах, которые исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка. Согласно п.1 указанной Инструкции финансовая помощь оказывается сотруднику по месту его службы только один раз в порядке очередности, местом службы истца является ИЗ 32-1. УФСИН по Брянской области является по отношению к ИЗ -32/1 вышестоящей организацией, ИЗ-32/1 является самостоятельным юридическим лицом. В соответствии с Законом РФ от 21.07. 1993 г. ( в редакции от 7.02. 2011 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (ст.11) территориальные органы уголовно - исполнительной системы несут ответственность по обязательствам учреждений, исполняющих наказания, только по обязательствам, связанным с осуществлением ими собственной производственной деятельности. Возникшие правоотношения с производственной деятельностью ИЗ -32/1 не связаны, и, следовательно, требование, адресованное к УФСИН по Брянской области, основано на неправильном применении норм материального права. Доводы кассационной жалобы о том, что судом ИЗ- 32/1 было привлечено в качестве соответчика и суд был вправе разрешить вопрос о взыскании причитающейся истцу суммы с надлежащего ответчика, не могут быть признаны обоснованными. В силу положений ст. 40ГПК РФ, иск может быть предъявлен в суд к нескольким ответчикам( процессуальное соучастие) в случае если предметом спора являются общие права или обязанности нескольких ответчиков, если права и обязанности нескольких ответчиков имеют одно основание, предметом спора являются однородные права и обязанности. В данном правоотношении общих прав и обязанностей у УФСИН РФ по Брянской области и ИЗ -32/1 не имеется и, следовательно,их процессуальное соучастие не допускается. Поэтому правом выбора ответчика обладает только истец. ФИО3 исковые требования заявлены к УФСИН РФ по Брянской области, т.е. к ненадлежащему ответчику, данное обстоятельство он уточнил в судебном заседании и подтвердил в суде кассационной инстанции, поскольку полагал, что УФСИН РФ по Брянской области является вышестоящей организацией и может нести перед ним обязанности по выплате безвозмездной финансовой помощи в размере 25% из внебюджетных фондов. Однако его требование, адресованное к УФСИН по Брянской области, основано на неправильном применении норм материального права. Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом судебного разбирательства, что нашло отражение в мотивировочной части решения. Фактически доводы жалобы направлены на переоценку доказательств и выводов суда и иное толкование правовых норм, регулирующих спорные отношения, отличное от примененного судом. Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения. Данное решение не лишает его возможности предъявления исковых требований к надлежащему ответчику. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : Решение Советского районного суда гор. Брянска от 16 мая 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. Председательствующий Л.К. Саманцова Судьи областного суда Т.И. Зубкова Ж.В. Марина