... Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе: председательствующего Гоменок З.И. судей областного суда Киселевой Е.А. Богородской Н.А. рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Богородской Н.А. 23 июня 2011 года дело по кассационной жалобе Управления имущественных отношений Брянской области на решение Советского районного суда гор. Брянска от 19 апреля 2011 года по делу по заявлению Л. о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, У С Т А Н О В И Л А: Л. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ссылаясь на то, что является инвалидом второй группы с детства, что подтверждается справкой ВТЭК, проживает в ... с семьей в составе 6 человек. Дом, в котором проживает семья, небольшой по площади, построен более тридцати лет назад и в настоящее время возникла необходимость в улучшении жилищных условий. В соответствии со ст. 17 ФЗ-181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» она имеет право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, в связи с чем 23 ноября 2010 года она обратилась с заявлением в Управление имущественных отношений Брянской области о предоставлении ей в собственность или аренду в первоочередном порядке земельного участка, ориентировочной площадью 1000 кв. м., расположенного ... Советском районе гор. Брянска, для индивидуального жилищного строительства, предоставив копию паспорта и справки ВТЭК, а также топографический план земельного участка, однако ей было отказано в связи с необходимостью проведения аукциона. Считает отказ незаконным и просила обязать Управление имущественных отношений Брянской области предоставить ей указанный земельный участок, с учетом ее права на первоочередное получение земельного участка, как инвалида второй группы, в соответствии с порядком предоставления, установленным постановлением администрации Брянской области от 30 октября 2006 года № 641 «Об утверждении порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра Брянской области - города Брянска». В случае предоставления Л. земельного участка в аренду, арендную плату за использование земельного участка определить в соответствии с частью 2 Порядка определения размера, условий и сроков внесения арендной платы, утвержденного постановлением администрации Брянской области от 07 декабря 2007 года № 973, на основе кадастровой стоимости земельного участка. Решением Советского районного суда гор. Брянска от 19 апреля 2011 года отказ Управления имущественных отношений Брянской области № ... в предоставлении Л. земельного участка, расположенного в Советском районе гор. Брянска ... ориентировочной площадью 1000 кв.м признан незаконным. Суд обязал Управление имущественных отношений Брянской области предоставить Л. земельный участок, расположенный в Советском районе гор. Брянска ..., ориентировочной площадью 1000 кв.м., согласно топографического плана к выписке из ПЗиЗ №..., с учетом ее права на первоочередное получение земельного участка, как инвалида второй группы, в соответствии с порядком предоставления, установленным постановлением администрации Брянской области от 30 октября 2006 года №641 «Об утверждении порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра Брянской области - города Брянска». В кассационной жалобе представитель Управления имущественных отношений Брянской области А. просит об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, ссылаясь на то, что Земельный кодекс РФ не предусматривает каких-либо льготных условий предоставления земельных участков, в частности первоочередного или бесплатного права на получение земельного участка. Нормы, устанавливающие первоочередное право на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, вступили в силу до введения в действие ЗК РФ, в связи с чем они являются утратившими силу. Кроме того, полагает, что в требованиях истца о признании незаконным отказа Управления в предоставлении земельного участка и обязании Управления предоставить земельный участок, имеет место наличие спора о праве, в связи с чем указанные требования должны разрешаться в порядке искового производства. В возражениях на кассационную жалобу Л. просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Заслушав доклад судьи областного суда Богородской Н.А., проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям. Согласно ч.2 ст. 347 ГПК РФсуд кассационной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме. Из материалов дела следует, что Л., ссылаясь на абз.14 ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», обратилась в Управление имущественных отношений Брянской области с заявлением о предоставлении ей земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Исходя из положений ч. 2 ст. 28 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников). Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, "шаг аукциона" и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков. Таким образом, судом сделан правильный вывод о том, что при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по договору купли-продажи торги не проводятся. Вместе с тем, при рассмотрении спора судом не приняты во внимание следующие обстоятельства. Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» регулируются вопросы обеспечения инвалидов жилой площадь. Частью 1 данной нормы закона предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Согласно абз.14 указанной нормы 17 инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. В соответствии с названным Федеральным законом Постановлением N 901 от 27 июля 1996 г. Правительства Российской Федерации утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, согласно которым принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил, инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий ( п.1). Таким образом, для решения вопроса о предоставлении инвалиду права на первоочередное получение земельного участка для индивидуального строительства в рамках указанного Федерального закона подлежит выяснению вопрос о признании инвалида нуждающимся в улучшении жилищных условий, что не было принято во внимание судом первой инстанции при рассмотрении исковых требований Л. Данных о том, что истица, ее семья являются нуждающимися в улучшении жилищных условий и состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, Л. в суд не представлено. Судом указанные обстоятельства не исследованы и им не дано оценки в решении суда. При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене. При новом рассмотрении дела суду следует устранить указанные недостатки, надлежащим образом проверить доводы сторон, дать им оценку и постановить решение суда в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Советского районного суда гор.Брянска от 19 апреля 2011 года отменить, дело направить в тот же суд на новое рассмотрение. Председательствующий З.И.Гоменок Судьи областного суда Е.А.Киселева Н.А. Богородская