жилье ветеранам



Судья Башлак И.В.                Дело № 33- 2067

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Гоменок З.И.,

судей областного суда Мариной Ж.В., Парамоновой Т.И.,

с участием адвоката                             Олейник В.Д.

при секретаре Рудаковой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гоменок З.И.                     «23» июня 2011 года дело по кассационной жалобе Комовской Натальи Григорьевны на решение Злынковского районного суда Брянской области от «18» мая 2011 года по иску Комовской Натальи Григорьевны в интересах Острой Валентины Павловны к Спиридоновобудской сельской администрации о признании права постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,

УСТАНОВИЛА:

Комовская Н.Г., действуя в интересах Острой В.П., обратилась в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что 28 февраля 2011 года Острая В.П. обратилась к ответчику с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения, в чем ей было отказано 9 марта 2011 года со ссылкой на то, что она в силу Закона РФ « О. ..ЧАЭС» сдала свое домовладение государству, написав заявление об отказе от права собственности, в связи с выездом в чистую зону, чем намеренно ухудшила жилищные условия. Отказ сельской администрации в постановке на учет, считает незаконным, так как она имеет статус вдовы участника ВОВ и имеет право на получение социального жилья на основании названных законов, поскольку не имеет своего жилья, отказалась от собственного дома в <адрес> по объективным обстоятельствам, так как все жители выехали из поселка, который расположен далеко от дороги и других населенных пунктов. Проживает и зарегистрирована в <адрес> <адрес>, которая является неблагоустроенной. Она не ухудшала намеренно свои жилищные условия и имеет право на постановку на жилищный учет. В 2009 году по устному распоряжению администрации сельского поселения, Острая В.П. заняла бесхозную <адрес> <адрес>, так как из <адрес> выехали все жители, сам населенный пункт находится далеко от дороги, отсутствуют магазин и медпункт. Дом и земельный участок, расположенные в <адрес>, принадлежавшие Острой В.П. на праве собственности, она сдала государству в соответствие с Законом РФ « О. ..ЧАЭС», но фактически в чистую зону не выезжала, проживая в д. Карпиловка. Квартира, занимаемая в настоящее время Острой В.П. является неблагоустроенной, с печным отоплением, отсутствует вода, санузел. Денежная компенсация в сумме 265400 рублей, полученная за сданное имущество, недостаточна для приобретения жилья в <адрес>, <адрес>.

Просила признать право на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обязать ответчика поставить острую В.П. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Суд в иске отказал.

В кассационной жалобе Комовская Н.Г., просит отменить решение суда, ссылаясь на доводы обращения в суд.

Заслушав доклад по делу судьи облсуда Гоменок З.И., выслушав представителя истицы и адвоката Олейник В.Д., в её интересах поддержавших доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.

В соответствие с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального Закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с изменениями и дополнениями, внесенными ФЗ № 327-ФЗ от 21 декабря 2009 года) члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Согласно ч.2 ст. 21 ФЗ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с изменениями, внесенными ФЗ № 160-ФЗ от 22 июля 2010 года) независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработка меры социальной поддержки предоставляются 3) супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (вступившему) в повторный брак.

В соответствие с Указом Президента РФ № 714 от 7 мая 2008 года « Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» ( в редакции Указа Президента РФ № 30 от 9 января 2010 года) ветераны Великой Отечественной войны и иные лица, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеющие право на соответствующую меру социальной поддержки согласно ФЗ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» должны быть обеспечены жильем за счет средств федерального бюджета.

Данный Указ Президента направлен на социальную поддержку в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета не всех названных льготников, а в первую очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно Постановлению администрации Брянской области от 13 сентября 2006 года № 559 учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется органами муниципальных образований области.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правильно исходил из того, что Острая В.П. отказалась добровольно от жилого дома, принадлежащего ей на праве собственности 7 декабря 2009 года, получив денежную компенсацию из федерального бюджета, не приобрела более благоустроенного жилья или в более экологически благоприятном месте; вселилась без законных оснований в неблагоустроенное жилое помещение в зоне радиоактивного загрязнения, а именно в зоне проживания с правом на отселение, то есть совершила действия, в результате которых лишилась жилого помещения для проживания, тем самым ухудшила свои жилищные условия. При таких обстоятельствах, не истечение 5 летнего срока с этого момента является основанием для отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в получении жилья.

Как следует из материалов гражданского дела, Острая В.П. является ветераном Великой Отечественной войны и вдовой участника Великой Отечественной войны - Острого Г.П., умершего в 1992 году ( л.д. 10-11;40).

До 07 декабря 2009 года была собственником жилого дома и земельного участка по адресу <адрес>, отказавшись от права собственности на указанные объекты недвижимости, передав в Спиридоновобудскую сельскую администрацию технический паспорт, кадастровый план земельного участка в связи с получением денежной компенсации ( л.д. 52 ). Однако до настоящего времени в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним значится собственником указанных объектов недвижимости, так как сельской администрацией не приняты меры по постановке указанных объектов недвижимости на учет как бесхозяйного имущества. Согласно паспортным данным и журналу о регистрации, который ведется на территории сельского поселения, Острая В.П. 28 сентября 2009 года была зарегистрирована в чистую зону <адрес>, а 30 сентября 2009 года снялась с регистрационного учета в <адрес>, где зарегистрировалась вместе с сыном - Острым В.Г., 1950 года рождения по <адрес> (л.д. 54-55).

Из квитанции почтового отделения от 27 января 2010 года явствует, что Острой В.П. выплачено 265 400 рублей компенсации за утраченное имущество.

В суде достоверно установлено, что часть из перечисленных за утраченное имущество средств находится на счету представителя истицы - Комовской Н.Г., а часть потрачена. Все эти действия свидетельствуют о преднамеренном ухудшении жилищных условий, с целью вторичного получения средств из федерального бюджета.

Таким образом, отказывая в удовлетворении требований истицы, суд пришел к правильному выводу, что со стороны истицы имеет место злоупотребления правом.

Согласно ст.5 Закона Брянской области от 09.06.2006г. № 37-3 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Брянской области» граждане, которые произвели действия или бездействия, приведшие к ухудшению этих жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет.

С учетом требований данного закона и ст. 53 ЖК РФ решением общественной жилищной комиссии при Спиридоновобудской сельской администрации от 9 марта 2011 года Острой В.П. было обоснованно отказано в удовлетворении её заявления.

Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правильно проанализировал обстоятельства сдачи дома государству в соответствии с законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ЧАЭС».

Доводы кассационной жалобы о том, что за полученную сумму денежной компенсации Острая В.П. не имела возможности купить жилье в <адрес> ( зона отселения), в <адрес> ( зона проживания с правом на отселение) судом первой инстанции уже рассматривались и по ним сделан исчерпывающий вывод о том, что они не состоятельны, ибо опровергаются пояснениями представителя ответчика, который указал, что на территории с льготным социально- экономическим статусом в границах сельского поселения возможно приобретение жилья (дома) в пределах до 100 000 рублей.

В соответствие с действующим законодательством денежная компенсация за утраченное имущество предоставляется гражданам, указанные в п. 6 и п. 11 ст. 13 Закона РФ « О. .. ЧАЭС», то есть тем, которые эвакуированы из зоны радиоактивного загрязнения или выехали добровольно в экологически благоприятную зону. Это изначально предполагает, что сельская администрация не имела перед Острой В.П. обязанности обеспечивать её каким - либо жилым помещением вообще на территории сельского поселения. Выезжая из <адрес> с получением денежной компенсации за утраченное имущество, обязанность по обеспечению своих жилищных условий лежала только на истице.

Суд учел, что согласно сведений о регистрации, явствует, что Острая В.П. фактически зарегистрировалась в чистой зоне всего лишь на 2 дня, что указывает о намерении получить материальную компенсацию от государства.

С учетом всех обстоятельств дела, суд пришел к законному выводу о том, что государство выполнило свою обязанность по возмещению вреда, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатив денежную компенсацию за утраченное имущество за счет средств федерального бюджета, которая могла и должна была быть направлена на улучшение жилищно-бытовых условий истицы, в том числе и в экологически благоприятной местности, в связи с чем, вселение и проживание в неблагоустроенное жилье, на территории зоны радиоактивного загрязнения, является недобросовестным действием, что привело к ухудшению жилищных условий Острой В.П., обусловивших обращение в компетентные органы с заявлением о постановке на жилищный учет.

Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Злынковского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:                                                   З.И.ГОМЕНОК

Судьи облсуда:                 Т.И.ПАРАМОНОВА

        Ж.В.МАРИНА