Судья Марина С.А. Дело № (11) КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе: председательствующего Гоменок З.И., судей областного суда Янишевской Л.В., Киселевой Е.А., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании 30 июня 2011 года по докладу судьи Янишевской Л.В. дело по кассационной жалобе Фокинской районной администрации г.Брянска на решение Фокинского районного суда г.Брянска от 12 апреля 2011 года по гражданскому делу по заявлению ФИО1 о признании незаконным отказа Фокинской районной администрации города Брянска во включении в список граждан, подвергшихся радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и приравненных к ним лиц -участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», УСТАНОВИЛА: ФИО1 обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что является инвалидом второй группы вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. ДД.ММ.ГГГГ ему ответчиком отказано в постановке на льготную очередь по обеспечению улучшения жилищных условий проживания или в выдаче жилищного сертификата на получение за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилого помещения с указанием, что он поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ. Считая отказ незаконным и нарушающим его социальные права по сравнению с лицами, принятыми на учет до ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, уточнив требования, просил суд обязать Фокинскую районную администрацию города Брянска, Брянскую городскую администрацию включить его в список граждан, подвергшихся радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и приравненных к ним лиц - участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» как инвалида вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Решением Фокинского районного суда г.Брянска от 12 апреля 2011 года суд признал незаконным отказ Фокинской районной администрации города Брянска во включении ФИО1 в список граждан, подвергшихся радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и приравненных к ним лиц - участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Суд обязал Фокинскую районную администрацию города Брянска включить ФИО1 в список граждан, подвергшихся радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и приравненных к ним лиц - участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». В остальной части заявление ФИО1 оставлено без удовлетворения. В кассационной жалобе глава Фокинской районной администрации администрации Стародубов Д.О. просит отменить решение суда, указывая, что законных оснований включения ФИО1 в списки подпрограммы по выполнению обязательств по обеспечению жильем у Фокинской районной администрации г.Брянска не имелось, кроме того, ФИО1 пропущен срок исковой давности для обжалования действий должностных лиц органов местного самоуправления. Заслушав доклад судьи Янишевской Л.В., выслушав возражения ФИО1, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменные возражения, судебная коллегия приходит к следующему. В силу статьи 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Частью 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Как установил суд, ФИО1 является инвалидом второй группы вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, что подтверждается удостоверением серия Б № от ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением администрации города Брянска от ДД.ММ.ГГГГ №-р ФИО1 принят на учет по списку общей очереди на получение жилой площади по договору социального найма (л.д. 20). ДД.ММ.ГГГГ Фокинской районной администрацией города Брянска заявителю отказано в постановке на льготную очередь по обеспечению улучшения жилищных условий проживания или в выдаче жилищного сертификата на получение за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилого помещения со ссылкой на то, что он поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19). Суд обоснованно не принял во внимание доводы представителя ответчика о пропуске ФИО1 срока на обращение в суд. Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Как установил суд, ФИО1 получил отказ Фокинской районной администрации города Брянска в постановке на льготную очередь по обеспечению улучшения жилищных условий проживания или в выдаче жилищного сертификата на получение за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19), соответственно, последний день подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ. Заявление подано ФИО1 в суд ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 3). С учетом изложенного суд правильно указал, что ФИО1 своевременно обратился в суд с настоящим заявлением. Кроме того, и в ходе рассмотрения дела ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Фокинскую районную администрацию с заявлением о включении его в список граждан, подвергшихся радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и приравненных к ним лиц - участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» как инвалида вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. ДД.ММ.ГГГГ Фокинской районной администрацией города Брянска принято решение отказать ФИО1 Районная администрация свой отказ мотивировала тем, что ФИО1 поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ. Согласно пункту 19 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" для участия в подпрограмме граждане подают соответственно в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. Органом местного самоуправления, в котором заявитель состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, является Фокинская районная администрация города Брянска. Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ) для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусматривалось одноразовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью в печение трех месяцев со дня подачи заявления, а также одноразовое бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты (пункт 3 части первой статьи 14): для участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусматривалось первоочередное разовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью (пункт 3 части первой статьи 15). На основе названного Закона Правительством Российской Федерации были разработаны Федеральная целевая программа по обеспечению жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1995 - 1997 годах (постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 1995 года N511), действовавшая до 2001 года, и Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы (постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N675). Такое регулирование имело целью создание для данной категории граждан льготных условий реализации конституционного права на жилище, а основанием для бесплатного внеочередного или первоочередного предоставления жилья за счет средств федерального бюджета выступало наличие у гражданина специального правового статуса пострадавшего от воздействия радиации в связи с чернобыльской катастрофой, которым, в свою очередь, обусловливается соответствующая конституционно-правовая обязанность Российской Федерации как социального правового государства. 1 января 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субьектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которым статьи 14 и 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" были изложены в новой редакции (пункты 8 и 9 статьи 3). Согласно пункту 2 части первой статьи 14 и пункту 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, нуждающимся в улучшении жилищных условий инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, вставшим на учет до 1 января 2005 года, гарантируется обеспечение жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, а вставшие на учет после 1 января 2005 года обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Во исполнение указанного предписания Правительство Российской Федерации приняло постановление от 29 декабря 2004 года N 866, согласно которому основной формой обеспечения жильем граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14 и 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", являлось предоставление им субсидий на приобретение жилья (с 2006 года обеспечение жильем названной категории граждан осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 путем предоставления социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилья). Тем самым инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации ее последствий, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, было предоставлено право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N675 и действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 133), предусматривающей социальные выплаты на приобретение жилья (жилищные субсидии). Таким образом, введенная в процессе реформирования системы социальной защиты денежная форма предоставления инвалидам-чернобыльцам и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы такой меры социальной поддержки, как обеспечение жильем, сохраняется лишь в отношении тех из них, кто был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года. Что касается граждан, также относящихся к указанной категории, но принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, то они не получили статуса участников названной подпрограммы Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Согласно статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, которые с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, признаются малоимущими; другим категориям граждан жилые помещения но договору социального найма предоставляются, если существует специальное правовое регулирование, устанавливающее их право на получение жилья из государственного жилищного фонда. Поскольку действующим жилищным законодательством основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам из числа пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, равно как и их право на внеочередное или первоочередное бесплатное обеспечение жильем непосредственно не предусмотрены, те из них, кто был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации приобретают право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях. Постановлением Конституционного суда РФ от 10 ноября 2009 года № 17-П положения пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 40, 42 и 55 (часть 3), в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты. Кроме того, с 17.06.2011 п.2 ч.1 ст.14 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» изложен в новой редакции, согласно которой обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз. С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что районная администрация незаконно отказала ФИО1 II.И. во включении в список граждан, подвергшихся радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и приравненных к ним лиц - участников программы «Выполнение государственных обязательств но обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Фокинского районного суда г.Брянска от 12 апреля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу- без удовлетворения. Председательствующий: Гоменок З.И., Судьи облсуда: Янишевская Л.В., Киселева Е.А.