признание права на получение компенсации



...

  1. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Богородской Н.А.

судей областного суда Киселевой Е.А.

Шкобеневой Г.В.

при секретаре Рудовой В.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Богородской Н.А. 14 июля 2011 года дело по кассационной жалобе Б.П.Ф. на решение Советского районного суда гор. Брянска от 19 мая 2011 года по делу по иску Б.П.Ф. к администрации Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании права на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС и включении в списки граждан на получение компенсации,

У С Т А Н О В И Л А:

Б.П.Ф. обратился в суд с иском к администрации Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании права на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС и включении в списки граждан на получение компенсации, ссылаясь на то, что ему на праве собственности принадлежит дом, расположенный в зоне проживания с правом на отселение по адресу Брянская область, Климовский район, д.Рудня, ... Решением Департамента по строительству Брянской области ему отказано в выплате компенсации за утраченное имущество (домовладение) вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС по тем основаниям, что представленный им отчет не соответствует ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» и стандартам оценки. Считает отказ незаконным и просил признать за ним право на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и обязать администрацию Брянской области включить его в списки граждан на получение компенсации за утраченное имущество в размере 1613000 руб.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить.

Представитель администрации Брянской области по доверенности Ч.Е.Н. и представитель Департамента строительства и архитектуры Брянской области по доверенности К.А.П. исковые требования не признали, ссылаясь на то, что у истца не возникло право на получение компенсации.

Представитель УФК по Брянской области в судебное заседание не явился, ходатайств о переносе дела слушанием не заявлял, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Решением Советского районного суда гор. Брянска от 19 мая 2011 года в удовлетворении исковых требований Б.П.Ф. к администрации Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании права на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС и включении в списки граждан на получение компенсации отказано.

В кассационной жалобе Б.П.Ф. просит об отмене решения суда, как постановленного с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, ссылаясь на то, что с момента Чернобыльской катастрофы и по настоящее время всегда проживал в населенных пунктах Климовского района Брянской области, относящихся к зонам радиоактивного загрязнения, поэтому не является лицом, добровольно переселившимся после 01 января 1994 года в зону радиоактивного загрязнения, как на то указал суд. Считает, что в соответствии с п.4 ст. 17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» имеет право на получение компенсации за утраченное имущество.

Заслушав доклад судьи областного суда Богородской Н.А., объяснения Б.П.Ф. и его представителя Б.Н.Ф., поддержавших доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 22 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, выехавшим добровольно из зоны проживания с правом на отселение, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона.

Гражданам, переселившимся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные соответственно статьями 20 и 18 настоящего Закона; этим гражданам (за исключением граждан, указанных в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона) в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы. При этом добровольное повторное переселение в зону с более высокой степенью радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы либо равнозначную не влечет за собой возникновения права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 17 настоящего Закона.

Гражданам, переселившимся в добровольном порядке (без заключения контрактов, договоров с соответствующей администрацией) после 1 января 1994 года в зоны радиоактивного загрязнения, указанные в статье 7 настоящего Закона, меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, не предоставляются.

Согласно п.4 ч.1 ст. 17 названного закона, указанной категории граждан гарантируется компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества, включающая в себя стоимость строений (жилые дома, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки и другие), домашнего имущества, степень радиоактивного загрязнения которого не позволяет перевезти его на новое место жительства; стоимость всех видов сельскохозяйственных животных, подлежащих вынужденному убою, а также утраченных садово-ягодных насаждений, посевов.

Порядок выплаты компенсации, а также стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности при определении стоимости указанных строений и имущества с учетом степени их радиоактивного загрязнения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Б.П.Ф., суд пришел к выводу, что у истца в соответствии с положениями ст. 22 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не возникло право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 17 настоящего Закона, поскольку он после 1 января 1994 года добровольно переселился в зону радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы, проживание и в дальнейшем выезд из которой дает право на получение компенсации за утраченное имущество.

Данный вывод суда нельзя признать обоснованным.

Положения статей 17 и 22 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", устанавливая систему мер социальной поддержки граждан, добровольно выехавших из зоны проживания с правом на отселение, действуют во взаимосвязи с нормой части одиннадцатой статьи 24 названного закона, предусматривающей, что этим гражданам выдаются специальные удостоверения единого образца, в которых указываются сроки их пребывания в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.

Согласно удостоверению серии ... Б.П.Ф. выехал добровольно из зоны проживания с правом на отселение, при этом в данном удостоверении указано, что в период с 26 апреля 1986 года по 21 декабря 1994 года он проживал в дер. Рудня Климовского района, с 21 декабря 1994 года по 31 января 1998 года - в с.Плавна Климовского района, с 17 декабря 2001 года по 23 ноября 2010 года в пгт Климово Брянской области (л.д.15).

Факт проживания истца в указанных населенных пунктах подтверждается справками Плавенской сельской администрации Плавенского сельского поселения Климовского района Брянской области и администрации муниципального образования пгт Климово Брянской области. Кроме того, из справки Плавенской сельской администрации от 20 января 2011 года следует, что в период с 1 февраля 1998 года по 22 сентября 2000 года истец также проживал в с.Плавна Климовского района Брянской области ( л.д.13,14,16).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 года № 1582 территория дер. Рудня и пгт Климово Брянской области отнесены к зоне проживания с правом на отселение.

Территория с.Плавна Климовского района Брянской области распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 1991 года № 237-р до 1 февраля 1998 года также была отнесена к зоне проживания с правом на отселение, Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 года № 1582 указанный населенный пункт отнесен к зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Вывод суда об отсутствии у истца права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с добровольным переездом после 1 января 1994 года в зону радиоактивного загрязнения сделан без учета указанных обстоятельств, надлежащим образом доводы истца в этой части судом не проверены и им не дано оценки в решении суда.

На основании изложенного решение суда нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене. При новом рассмотрении дела суду следует надлежащим образом проверить доводы сторон, исследовать вопрос о фактическом выезде истца из зоны радиоактивного загрязнения, проверить доводы сторон об обоснованности отчета об оценки стоимости утраченного имущества, дать оценку добытым доказательствам и постановить решение суда в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Советского районного суда гор. Брянска от 19 мая 2011 года отменить, дело направить в тот же суд на новое рассмотрение.

Председательствующий Н.А. Богородская

Судьи областного суда Е.А. Киселева

Г.В. Шкобенева