Судья Головачев А.В. Дело № 33-2304 Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе: председательствующего Гоменок З.И., судей областного суда Богородской Н.А., Кравцовой Г.В., с участием прокурора Паховомой Н.А. при секретаре Рудаковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гоменок З.И. «14» июля 2011 года дело по кассационной жалобе Новозыбковского районного потребительского общества (РАЙПО) на решение Новозыбковского городского суда Брянской области от «24» мая 2011 года по иску Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к Новозыбковскому районному потребительскому обществу (РАЙПО) о возложении обязанности по совершению действий по обозначению специальными знаками мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, УСТАНОВИЛА: Новозыбковский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что в ходе проведенной проверки установлено, что Новозыбковское РАЙПО не выполняет требования законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения местами для инвалидов на парковках: на автостоянках около универмага Новозыбковского РАЙПО, у магазина «Старт», у крытого рынка «Кристалл». В соответствии со статьей 15 Федерального закона № 181-ФЗ от 21 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов» Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). За нарушение указанных требований законодательства о социальной защите инвалидов, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, 9 марта 2010 года главный инженер Новозыбковского РАЙПО Скороход И.М. был привлечен к административной ответственности по ст. 5.43 КоАП РФ. Таким образом, бездействие Новозыбковского РАИПО по невыделению и необозначению специальными знаками мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов ограничивает доступ данной категории граждан к объектам социальной инфраструктуры, что существенно ограничивает и нарушает права инвалидов, предусмотренные статьями 6, 7, 17, 39 Конституции Российской Федерации, исходя из которых инвалиды имеют равные права и свободы с остальными гражданами. Просил признать незаконным бездействие Новозыбковского РАЙПО по не выделению и не обозначению специальными знаками мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, а также обязать Новозыбковское РАЙПО на автомобильных стоянках около универмага Новозыбковского РАЙПО по улице Коммунистической, 15, у магазина «Старт» по улице Советской, 18, у крытого рынка «Кристалл» по улице Чкалова, 20 города Новозыбкова Брянской области выделить 10% (но не менее 1 места) мест от общего числа для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов и установить специальные знаки. Суд исковое заявление Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к Новозыбковскому районному потребительскому обществу (РАЙПО) о возложении обязанности по совершению действий по обозначению специальными знаками мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов удовлетворил, признав незаконным бездействие Новозыбковского РАЙПО по не выделению и не обозначению специальными знаками мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Суд обязал Новозыбковское РАЙПО на автомобильных стоянках около универмага Новозыбковского РАЙПО по улице Коммунистической, 15, у магазина «Старт» по улице Советской, 18, у крытого рынка «Кристалл» по улице Чкалова, 20 города Новозыбкова Брянской области выделить 10% (но не менее 1 места) мест от общего числа для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов и установить специальные знаки. В кассационной жалобе председатель совета Новозыбковского райпо Семеньков В.И. просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что места для парковки инвалидов должны строить муниципальные власти, суд не дал оценки их доводам и не исследовал все доказательства необходимые для правильного разрешения данного спора.. Заслушав доклад по делу судьи облсуда Гоменок З.И., выслушав заключение прокурора Похомову Н.А., полагавшую решение суда постановленным в соответствии с требованиями закона, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям. В соответствии со статьей 15 Федерального закона № 181-ФЗ от 21 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов» Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры На каждой стоянке ( остановке автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно. Также, согласно статьи 3 Закона Брянской области № 95-3 от 10 ноября 2009 года «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной, инженерной, производственной инфраструктуры, средствам информации и связи в Брянской области» к указанным объектам относятся в том числе объекты торговли и объекты малого бизнеса. Состояние объектов социальной, транспортной, инженерной, производственной инфраструктуры, средств информации и связи в Брянской области должно обеспечивать свободный доступ к ним инвалидов и других маломобильных групп населения, удовлетворять их потребность в беспрепятственном передвижении на территории Брянской области. Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд исходил из того, что поскольку указанные в исковом заявлении объекты социальной инфраструктуры -универмаг Новозыбковского РАЙПО по улице Коммунистической. 15, магазин «Старт» по улице Советской, 18, крытый рынок «Кристалл» по улице Чкалова, 20 города Новозыбкова Брянской области являются собственностью Новозыбковского РАЙПО, обязанность по созданию условий для беспрепятственного доступа к ним инвалидов возлагается на Новозыбковское РАЙПО. Судебная коллегия считает такой вывод суда постановленным на невыясненных обстоятельствах дела. Признавая незаконным бездействие и обязывая РАЙПО выделить 10% мест от общего числа для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, и установить специальные знаки, суд первой инстанции не выяснил, имеются ли при данных объектах инфраструктуры специально выделенные парковочные места (стоянка), либо же парковка автомобилей производится без создания стоянки. Доказательств того, что при магазинах, указанных в иске прокурора имеются именно стоянки с парковочными местами суду не представлено. При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным и поэтому оно подлежит отмене. Поскольку нарушения допущенные судом первой инстанции не могут быть исправлены судом кассационной инстанции, в виду нарушения процессуальных норм, дело подлежит направлению на новое рассмотрение. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Новозыбковского городского суда Брянской области от 24 мая 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд. Председательствующий: З.И.ГОМЕНОК Судьи облсуда: Н.А.БОГОРОДСКАЯ Г.В.КРАВЦОВА