Об изменении доплаты к государственной пенсии.



Судья Козяйкин Н.С.                                               Дело

                      КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего ТУМАКОВА А.А.

судей областного суда        КРАВЦОВОЙ Г.В.

                                             ГОРБАЧЕВСКОЙ Ю.В.

при секретаре                      СКОРИНОВОЙ Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи КРАВЦОВОЙ Г.В. 14 июля 2011 г. дело по кассационной жалобе главы администрации Суземского района на решение Суземского районного суда Брянской области от 2 июня 2011 года по делу по иску М. к Администрации муниципального образования «Суземский район» об изменении выплаты доплаты к государственной пенсии, проведении перерасчета и взыскании невыплаченной доплаты к пенсии,

                                           УСТАНОВИЛА:

М. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просил суд признать распоряжение главы администрации Суземского района от 21 февраля 2009 года №134-Р «Об установлении ежемесячной доплаты к государственной пенсии М.» недействительным как противоречащее п. 5 Положения «О порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности муниципальной службы и лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в Суземском районе», а также обязать главу администрации Суземского района привести редакцию распоряжения № 134-Р от 10 апреля 2009 года « Об установлении ежемесячной доплаты к государственной пенсии М.» в соответствие с п. 5 вышеназванного Положения и установить ежемесячную надбавку к государственной трудовой пенсии из расчета 61% от полного среднемесячного содержания главы администрации Суземского района с даты подачи заявления о назначении ежемесячной надбавки, и взыскать с администрации Суземского района сумму недовыплаченной ему с апреля 2009 года по март 2011 года ежемесячной доплаты к государственной трудовой пенсии в размере 228479 рублей 48 копеек.

В обоснование заявленных требований в судебном заседании М. пояснил, что с 11 июня 1997 года по 02 апреля 2001 года он работал на выборной муниципальной должности - глава администрации Суземского района. Его полномочия были прекращены 02 апреля 2001 года в связи с истече нием их установленного срока. На дату его увольнения с указанной выборной муниципальной должности его муниципальный стаж составлял 17 лет 06 месяцев и 07 дней. 19 марта 2009 года ему исполнилось 60 лет и ему ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Суземском муниципальном районе Брянской области» была назначена государственная трудовая пенсия по старости. Ее размер в настоящее время составляет 8846 рублей 69 копеек. 26 марта 2009 года, руководствуясь Законом Брянской области № 156-3 от 16.11.2007 года «О муниципальной службе в Брянской области», а также Положением «О муниципальной службе в муниципальном образовании «Суземский район»» № 3-425, утвержденного решением районного Совета народных депутатов 21 февраля 2008 года, он обратился в администрацию муниципального образования «Суземский район» с заявлением об установлении ежемесячной доплаты к его государственной трудовой пенсии. 10 апреля 2009 года распоряжением главы администрации муниципального образования «Суземский район» № 134-Р ему была установлена ежемесячная доплата к его государственной трудовой пенсии по старости в размере 14472 рубля, куда суммарно входит и размер назначенной ему государственной трудовой пенсии. Исходя из его стажа, на дату установления ему ежемесячной надбавки к государственной трудовой пенсии, доплата составляла 61% от денежного содержания главы администрации муниципального образования «Суземский район». Устанавливая ежемесячную надбавку к его трудовой пенсии по старости администрация муниципального образования «Суземский район» исходила из структуры его денежного содержания в должности главы администрации Суземского района на дату его увольнения с выборной муниципальной должности, то есть на 02 апреля 2001 года, которая состояла из: должностного оклада; ежемесячной надбавки за квалификационный разряд в размере 60 % от должностного оклада; ежемесячной надбавки за выслугу лет в размере 30 % от должностного оклада; ежемесячной надбавки за особые условия труда в размере 20% от оклада; премия в размере 25% от оклада. Этим же распоряжением ему назначена ежемесячная доплата к его государственной пенсии от денежного содержания главы администрации Суземского района на дату подачи им заявления о назначении ежемесячной доплаты к государственной пенсии, которая состоит из: должностного оклада - 6158 руб.; ежемесячной надбавки за квалификационный разряд - 3695 руб.; ежемесячной надбавки за выслугу лет - 1847 руб.; ежемесячной надбавки за особые условия труда -1232 руб.; премии - 1540 руб. В соответствии с п. 4 Положения «О порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в Суземском районе» размер ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим выборные должности муниципальной службы, исчисляется по их выбору исходя из среднемесячного содержания за последних 12 полных месяцев замещения должности муниципальной службы Суземского района, предшествовавших дню прекращения замещения должности, либо дню достижения ими возраста, дающего право на пенсию по старости, либо дню, с которого устанавливается инвалидность.

Истец полагает, что при исчислении доплаты к его пенсии необходимо было производить расчет из денежного содержания главы администрации района на момент назначения ему данной надбавки.

Представитель администрации Суземского района А. иск не признала и пояснила, что в соответствии с п. 2 Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в Суземском районе, утвержденным решением районного Совета народных депутатов от 21.02.2008 г. № 3-425, среднемесячное денежное содержание для исчисления ежемесячной доплаты к государственной пенсии было определено по последней муниципальной должности Суземского района, полномочия по которой были прекращены     (замещавшейся заявителем выборной муниципальной должности главы администрации Суземского района). Пенсионный возраст М. наступил по истечении определенного периода после прекращения полномочий по выборной муниципальной должности главы администрации Суземского района, то па основании п. 4 Положения размер ежемесячной доплаты к государственной пенсии был рассчитан исходя из среднемесячного денежного содержания за последние 12 полных месяцев замещения М. выборной муниципальной должности главы администрации Суземского района. Согласно п. 5 Положения, гласящего, что лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, размер ежемесячной доплаты к государственной пенсии исчисляется из их среднемесячного денежного содержания, при расчете его денежного содержания за период замещения выборной муниципальной должности учитывался должностной оклад и следующие ежемесячные надбавки, установленные ему в период замещения им выборной муниципальной должности главы администрации Суземского района нормативными правовыми актами администрации Суземского района, в процентном отношении к должностному окладу: ежемесячная надбавка за квалификационный разряд - 60 %; ежемесячная надбавка за выслугу лет - 30 %; ежемесячная надбавка за особые условия труда - 20 %; ежемесячная премия - 25 %. При этом размер должностного оклада по выборной муниципальной должности был взят в размере, сложившемся по состоянию на 26.03.2009 г., а именно 6158 рублей В отношении претензии М. на перерасчет ежемесячной доплаты к государственной пенсии исходя из денежного содержания главы района, существовавшего на момент его обращения за установлением указанной доплаты (26.03.2009 г.) сообщила следующее. С 01.01.2009 г. денежное содержание по выборной должности главы района определялось Положением об оплате труда выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих муниципального образования «Суземский район», утвержденным решением районного Совета народных депутатов от 30.12.2008 г. № 3-527. С момента прекращения полномочий по замещавшейся М. выборной муниципальной должности главы администрации Суземского района до момента подачи заявления об установлении ежемесячной доплаты к государственной пенсии изменились условия труда и система оплаты труда по выборной должности главы района, а также по должности главы администрации Суземского района (не являющейся в настоящее время выборной должностью) - расширился круг функциональных обязанностей, увеличилась нагрузка, в систему оплаты труда были введены дополнительные надбавки и выплаты, которых не было в период работы М. в администрации Суземского района, увеличились предельные размеры ежемесячных надбавок. В связи с этим администрация Суземского района не считает возможным проведение перерасчета установленной М. доплаты к государственной пенсии (пенсии за выслугу лет) исходя из размера существовавшего на момент его обращения за установлением доплаты к государственной пенсии денежного содержания по выборной должности главы района и существующего на данный момент денежного содержания по должности главы администрации Суземского района, так как установленные ему в период его работы ежемесячные надбавки и их размеры пересмотру не подлежат.

Решением суда исковые требования удовлетворены.

В кассационной жалобе глава администрации Суземского района просит отменить решение суда, как постановленное в нарушение норм материального и процессуального права.

Заслушав доклад судьи Кравцовой Г.В., объяснения представителя ответчика, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения истца, адвоката Сащенко А.А. в его интересах, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, как постановленное в нарушение норм материального права.

Удовлетворяя исковые требования истца, суд свой вывод мотивировал тем, что М. необоснованно отказано в повышении размера среднемесячной доплаты к государственной пенсии в связи с дальнейшим повышением размера среднемесячного денежного содержания выборных лиц муниципального образования «Суземский район», поскольку в момент обращен ия истца за установлением ежемесячной доплаты к государственной пенсии действовало Положение, утвержденное решением Суземского районного Совета народных депутатов от 21.02.2008 г. № 3-425, п.5 которого предусматривал при дальнейшем повышении размера среднемесячного содержания выборных должностных лиц, размер ежемесячной доплаты к государственной пенсии исчисляется из расчета нового размера среднемесячного денежного содержания. В связи с чем, судом признано незаконным распоряжение администрации Суземского района № 134-р от 10.04.2009 г. об установлении ежемесячной доплаты к государственной пенсии в части назначения ежемесячной доплаты к государственной пенсии истцу.

Однако, при рассмотрении данного спора судом не было принято во внимание, что с 18.12.2009 г. должность главы администрации Суземского района не является выборной муниципальной должностью.

Согласно контракту от 18.12.2009 г. с лицом, назначаемым на должность главы администрации, действующий глава администрации занимает должность должность муниципальной службы, отнесенную к группе высших должностей муниципальной службы.

Порядок установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к государственной пенсии, исходя из среднемесячного денежного содержания, установленного лицам, замещавшим на 9 декабря 1997 г. и позднее выборные муниципальные должности, и лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в Суземском районе определен Положением, утвержденным решением районного Совета народных депутатов от 21.02.2008 г. № 3-425.

Согласно п.5 указанного Положения лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, размер ежемесячной доплаты к государственной пенсии исчисляется из их среднемесячного денежного содержания.

При дальнейшем повышении размера среднемесячного денежного содержания выборных должностных лиц, размер ежемесячной доплаты к государственной пенсии исчисляется из расчета нового размера среднемесячного содержания.

При дальнейшем повышении размера должностных окладов муниципальных служащих размер ежемесячной доплаты к государственной пенсии производится из расчета нового размера должностного оклада, к которому прибавляются ежемесячные надбавки и премии в тех размерах, которые были установлены муниципальному служащему муниципальной службы до ухода на государственную пенсию и установления доплаты к ней.

На данные обстоятельства указывал в судебном заседании представитель администрации Суземского района, не признавая исковые требования истца и ссылаясь на то, что те надбавки и премии к должностному окладу, которые требует включить в размер среднемесячного денежного содержания для исчисления доплаты к пенсии, истец не получал.

Как следует из материалов дела, конкретные размеры ежемесячных и иных дополнительных выплат конкретному лицу, замещавшему выборную должность главы района были установлены решением районного Совета народных депутатов от 30.12.2008 г. № 3-531. С момен а прекращения полномочий по замещавшейся М. выборной муниципальной должности главы администрации Суземского района до момента подачи заявления об установлении ежемесячной доплаты к государственной пенсии изменились условия труда и система оплаты труда по выборной должности главы района, а также по должности главы администрации Суземского района\ не являющейся в настоящее время выборной должностью\, расширился круг функциональных обязанностей, в систему оплаты труда были введены дополнительные надбавки и выплаты, увеличились предельные размеры ежемесячных надбавок, которых не было в период работы истца М.

С учетом изложенного, с выводом суда о необоснованности отказа истцу в повышении размера среднемесячной доплаты к государственной пенсии в связи с дальнейшим повышением размера среднемесячного денежного содержания выборных должностных лиц муниципального образования «Суземский район», судебная коллегия согласиться не может, находит данный вывод ошибочным.

При таких обстоятельствах, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.

Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся в деле доказательств, судебная коллегия отменяет решение суда и принимает новое решение по делу, которым отказывает в удовлетворении исковых требований истца.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

                                         ОПРЕДЕЛИЛА :

Решение Суземского районного суда Брянской области от 2 июня 2011 года отменить, в удовлетворении исковых требований М. - отказать.

Председательствующий                               А.А. ТУМАКОВ

Судьи областного суда                                Г.В. КРАВЦОВА

                                                                       Ю.В. ГОРБАЧЕВСКАЯ