о признании решения жилищной комиссии незаконным



Судья Сухорукова Л.В.                                                             Дело ***

                                        КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего:                                Гоменок З.И.,

судей областного суда                      Шкобеневой Г.В., Горбачевской Ю.В.,

при секретаре:                                                  Шепеленко Е.В.,

с участием адвоката                                         Цыганок А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 21 июля 2011 года по докладу судьи облсуда Горбачевской Ю.В. дело по кассационной жалобе Л. на решение Советского районного суда г. Брянска от 15 апреля 2011 года по делу по иску Л. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Брянской области о признании решения незаконным, признании права на получение выплаты на приобретение жилья, признании права на предоставление жилищного сертификата,

                                                      УСТАНОВИЛА:

     

                Л. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что он является штатным сотрудником УФСИН РФ, в настоящее время работает в должности заместителя начальника отделения организации оперативно-розыскной деятельности оперативного отдела Управления УФСИН России по Брянской области. По состоянию на 28 января 2011 года выслуга лет в календарном исчислении составляет 21 год 4 месяца 23 дня, в льготном исчислении 26 лет 4 месяца 4 дня. 16 августа 2010 года он обратился по месту службы с рапортом о постановке на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий и включении в списки на получение жилищного сертификата в соответствии с п.27 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным     законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы №153. Решением комиссии по жилищно-бытовым и социальным вопросам от 17 ноября 2010 года ему было в этом отказано, поскольку постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях с 2005 года по месту службы не предусмотрена и осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства. В связи с чем истцу рекомендовано обратиться с заявлением о постановке на учет по месту жительства.

                В связи с изложенным, истец просил суд признать его нуждающимся в жилом помещении, признать незаконным отказ комиссии по жилищно-бытовым и социальным вопросам УФСИН России по Брянской области от 17 ноября 2010 года №190 в принятии на учет в УФСИН России по Брянской области в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, признать за ним право на предоставление за счет федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья и предоставление государственного жилищного сертификата, обязать ответчика включить его в список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов.

               В судебном заседании истец, адвокат в его интересах Цыганок А.С. поддержали заявленные требования.

              Представитель ответчика Ш. в судебном заседании не признала заявленные требования, по основаниям, изложенным в возражениях на иск, суду пояснила, что при переводе на службу из ОВД в органы УИС в 2001 году истец не обращался к ответчику с заявлением о постановке его на жилищный учет, или о переводе его жилищной очереди из УВД области. С момента вступления в силу ЖК РФ, УФСИН не принимает сотрудников на жилищный учет. Имеющаяся жилищная очередь состоит из очередников, вставших на учет до 2005 г.

              Решением Советского районного суда г. Брянска от 11 апреля 2011 г. в удовлетворении исковых требований Л. отказано.

              В кассационной жалобе Л. просит отменить решение суда, как принятое при неправильном применении норм материального права и неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.

              На доводы кассационной жалобы принесены возражения представителем УФСИН России по Брянской области Ш., которая просит оставить решение суда без изменения.

              Заслушав доклад по делу судьи облсуда Горбачевской Ю.В., выслушав Л. и адвоката Цыганка А.С., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения на доводы жалобы представителя УФСИН РФ по Брянской области Ш., проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

    Судом установлено, что Л. находится в распоряжении УФСИН России по Брянской области в должности заместителя начальника отделения организации оперативно-розыскной деятельности оперативного отдела Управления УФСИН России по Брянской области. По состоянию на 28 января 2011 года выслуга лет в календарном исчислении составляет 21 год 4 месяца 23 дня, в льготном исчислении 26 лет 4 месяца 4 дня.

             16 августа 2010 года истец обратился по месту службы в комиссию по жилищно-бытовым и социальным вопросам УФСИН России по Брянской области с рапортом о постановке на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий и включении в списки на получение жилищного сертификата в соответствии с п.27 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

               Решением ЖБК от 17.11.2010 г. Л. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 3 ст. 52 ЖК РФ. Также указанным решением истец уведомлен, что согласно п. 19, п. 27 Правил Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.06.2006 года № 153, для включения в список участников подпрограммы «Жилище» ему необходимо подать заявление об участии в подпрограмме в администрацию по месту жительства после постановки его в органе местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

               Отказывая в удовлетворении иска Л. о признании незаконным решения ЖБК от 17.11.2010 г., признании его нуждающимся в жилом помещении, признании права на предоставление жилищного сертификата и включении в список получателей жилищного сертификата, суд исходил из следующего.

               В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется в порядке, предусмотренном ЖК РФ.

               Согласно ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.

               Постановлением Правительства РФ № 153 от 21.03.2006 г. утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.10.2007г. №681, от 10.04.2008г. №257).

              Согласно абз. 6 п.п. «а» п. 5 указанных Правил, право на участие в подпрограмме имеют военнослужащие ( за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы ( службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий ( получении жилищных помещений): сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

          Согласно пункту 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищныхусловий заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению № 1.

              Как установлено судом истец в период прохождения службы в уголовно-исполнительной системе на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоял, с рапортом о постановке на учет обратился 16.08.2010 года.

               Как усматривается из материалов дела, в УФСИН России по Брянской области ведется учет сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на жилищный учет до 01.03.2005 года. С 01.03.2005 года учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в указанном федеральном органе исполнительной власти прекращен.

               По состоянию на 17.11.2010 года в списках очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий в УФСИН России по Брянской области, вставших на учет до 01.03.2005 года, Л. не значится.

              Сводный список граждан-участников на 2011 год подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» по УФСИН России по Брянской области сформирован, утвержден государственным заказчиком подпрограммы. В него включены сотрудники, вставшие на учет до 01.03.2005 года, по категории нуждаемости «не имеющие жилых помещений».

              Как следует из сообщения УВД по Брянской области от 01.04.2011 года, согласно представленных сведений УВД по г.Брянску, Л. в 1992 году был поставлен на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий в РОВД Бежицкого района (протокол ЖБК Бежицкого РОВД г.Брянска от 27.02.1992 года № 32). В 1997 году Л. проходил службу в подразделениях штаба УВД (с 26.04.1997г по 18.01.2000 г.), далее в подразделении УУР УВД (с 18.01.2000 г. по 02.03.2001г.). За время прохождения службы в подразделениях УВД области по касающимся его жилищным вопросам, а именно постановки на жилищный учет Л. не обращался. В соответствии с приказом УВД Брянской области от 02.03.2001 г. № 39 л/с Л. откомандирован в УИН МЮ РФ.

                Как установлено судом, в период прохождения службы в УИН по Брянской области, УФСИН России по Брянской области истец с заявлением о постановке его на жилищный учет, переводе жилищного учета из УВД Брянской области, к ответчику не обращался.

             При таких обстоятельствах суд, учитывая требования закона, обстоятельства дела, обоснованно пришел к выводу, что не имеется оснований для признания незаконным решения ЖБК УФСИН России по Брянской области от 17.11.2010 г. № 190, поскольку решение принято комиссией ответчика в пределах предоставленной ей компетенции.

              В связи с введением в действие ЖК РФ определен особый порядок нахождения на учете нуждающихся в жилых помещениях, установленный Федеральным законом "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ.

    Согласно ст. 5 названного Закона к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, данный Кодекс применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных указанным Законом.

        Статья 6 рассматриваемого Закона устанавливает следующий порядок нахождения на учете граждан в целях последующего предоставления им жилых помещений:

- с 1 марта 2005 г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ;

- граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

             С учетом изложенного, предусмотренных законом оснований возлагать на федеральную службу исполнения наказаний обязанность осуществлять принятие на учет сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, после 1 марта 2005 года не имеется.

             Таким образом, суд правильно указал, что вопрос о нуждаемости истца в улучшении жилищных условий может быть рассмотрен органом местного самоуправления по месту жительства заявителя, при обращении его с данным заявлением.

             В связи с тем, что истцу правильно отказано в удовлетворении требований о признании решения ЖБК незаконным, остальные требования, как производные от первого, также не подлежат удовлетворению.

             Довод истца в кассационной жалобе о том, что УФСИН России Брянской области, как правопреемник УИС МВД РФ обязано было решить вопрос восстановления его в очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту службы независимо от времени его обращения к руководству по данному вопросу, в связи с тем, что на жилищный учет он был принят в 1992 г. во время службы в Бежицком РОВД г. Брянска, то есть до 1 января 2005 г., не может быть принят во внимание судебной коллегией по следующим основаниям.

               Из дела видно, что истец при прохождении службы в Бежицком РОВД г. Брянска состоял на жилищном учете. В 1997 году истец был переведен для дальнейшего прохождения службы в УВД Брянской области, где на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоял. В 2001 году истец был откомандирован в УИН МЮ РФ по Брянской области. При поступлении на службу в УИН истец не обращался с рапортом ( заявлением) о постановке на жилищный учет по месту прохождения службы. Указ Президента РФ от 08.10.1997 г. № 1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» определял сохранение льгот и гарантий для сотрудников уголовно-исполнительной системы МВД, которые переходили на службу в уголовно-исполнительную систему Минюста. Поскольку истец в УИС МВД никогда не проходил службу его ссылки в жалобе на сохранение льгот и гарантий, имевшихся у него при службе в органах внутренних дел, несостоятельны.

                 С учетом изложенного, судом дана правовая оценка доводам истца, выводы суда мотивированы и не опровергаются доводами кассационной жалобы. Оснований к отмене решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.

                        Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

                                                      ОПРЕДЕЛИЛА:

                Решение Советского районного суда г. Брянска от 15 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий                                                   З.И. ГОМЕНОК

Судьи областного суда:                                                   Г.В. ШКОБЕНЕВА

                                                                                                  

                                                                                           Ю.В. ГОРБАЧЕВСКАЯ