Прокурор о понуждении к совершению действий



судья      Соков А.В.                                      дело № 33 - 2531 /2011

                                   КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

          Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего             Гоменок З.И.                          

судей областного суда                Шкобеневой Г.В., Мариной Ж.В.

с участием прокурора                 Ст.                           

при секретаре                               Рудовой В.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании 04 августа 2011 года по докладу судьи Мариной Ж.В. дело по кассационной жалобе представителя Брянской городской администрации Ш. на решение Советского районного суда г. Брянска от 11 апреля 2011 года по делу по иску прокурора Фокинского района г. Брянска к Брянской городской администрации о понуждении к совершению действий,

                                                  У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Фокинского района г. Брянска обратился в суд с иском к ответчику в порядке ст.45 ГПК РФ, указывая, что на территории муниципального образования «город Брянск» находится памятник истории и культуры времени Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов: постамент памятного знака - танк Т-34, расположенный на дамбе р. Десна в Фокинском районе г. Брянска. Данный объект находится на государственной охране в качестве объекта культурного наследия регионального (областного) значения на основании решения Брянского облисполкома от 10.07.1979 г. № 406. При этом, права собственности на данный объект культурного наследия в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано. Бремя его содержания и сохранения юридически никто не несет. Указанный объект находится в удовлетворительном состоянии. Согласно данным Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав на этот объект отсутствуют. До настоящего времени Брянская городская администрация не обратилась в органы Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии бесхозяйного недвижимого имущества (вышеуказанного объекта культурного наследия) на учет.

Прокурор просил суд обязать Брянскую городскую администрацию поставить на учет как бесхозяйное недвижимое имущество - объект культурного наследия: памятник истории и культуры времени Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов: постамент памятного знака-танк Т-34, расположенный на дамбе р. Десна в Фокинском районе г. Брянска.

Дело рассмотрено в отсутствие представителей администрации Брянской области и Управления Комитета по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области.

Решением Советского районного суда г. Брянска от 11 апреля 2011 года исковые требования прокурора Фокинского района г.Брянска удовлетворены. Суд обязал Брянскую городскую администрацию обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, объекта культурного наследия - памятник истории и культуры времени Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов: постамент памятного знака - танк Т-34, расположенный на дамбе р. Десна в Фокинском районе г. Брянска.

           

В кассационной жалобе представитель Брянской городской администрации Ш. просит решение суда отменить, как постановленное в нарушение норм материального и процессуального права, т.к. прокурором не доказано нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц, в защиту которых он обратился с иском, и то, что объект является бесхозяйным. Данный памятник относится к объектам культурного наследия областного значения, и обязанность по его сохранности возложена на органы государственной власти субъекта.

В возражениях на кассационную жалобу прокурор Фокинского района г.Брянска Л. просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы, считая приведенные в ней доводы несостоятельными.

В возражениях на кассационную жалобу представитель Комитета по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области С. просит оставить в силе решение суда, полагая решение законным и обоснованным.

Заслушав доклад по делу судьи Мариной Ж.В., выслушав прокурора Ст., объяснения представителя Брянской городской администрации Се., представителя Комитета по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области С., судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.

Суд установил, что памятник - танк Т-34, расположенный на дамбе р. Десна в Фокинском районе г. Брянска, находится на государственной охране на основании решения Брянского облисполкома № 406 от 10.07.1979 г., которым были утверждены списки архитектурных, археологических и исторических памятников области, подлежащих государственной охране местного значения.

Удовлетворяя требования прокурора об обязании Брянской городской администрации обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, объекта культурного наследия - памятника истории и культуры времени Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов: постамента памятного знака - танка Т-34, расположенного на дамбе р. Десна в Фокинском районе г. Брянска, суд исходил из того, что данный объект является объектом культурного наследия, относится к недвижимому имуществу и является бесхозяйным, мотивируя тем, что в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области нет сведений о регистрации права собственности на данный объект.

Суд не идентифицировал указанный прокурором объект: постамент памятного знака - танк Т-34, расположенный на дамбе р. Десна в Фокинском районе г. Брянска, как самостоятельный объект культурного наследия, тогда как на государственной охране значится памятник - танк Т-34, расположенный на дамбе р. Десна в Фокинском районе г. Брянска, однако суд не дал этому оценки и не обсуждал вопрос о проведении в отношении указанного объекта государственной историко-культурной экспертизы.

Судом не добыто и прокурором не представлено доказательств тому, что указанный в исковом заявлении объект - постамент памятного знака - танка Т-34, расположенный на дамбе р. Десна в Фокинском районе г.Брянска, является недвижимым имуществом по смыслу гражданского законодательства, а именно положений статей 225 и 130 ГК РФ, определяющих, что к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

Также судом не учтено, что в сообщении Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области за от 14.04.2010 г., на которое сослался суд, обращено внимание на то, что они не располагают сведениями о регистрации прав за период до 01 сентября 1999 года, с указанием, что за информацией о содержании памятника на учете до указанной даты следует обращаться в ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» и Комитет по земельным ресурсам и землеустройству.

В материалах дела не имеется запросов суда и ответов от указанных организаций, содержащих информацию об отсутствии (либо о наличии) сведений о содержании данного памятника на учете (балансе).

Суд не проверял, оформлено ли право муниципальной (иной) собственности на земельный участок, на котором расположен данный памятник, не передавался ли он собственнику земельного участка, и на каких условиях.

Таким образом, достоверных доказательств тому, что указанный прокурором объект не имеет собственника или его собственник неизвестен либо от права собственности на него отказался, не имеется.

Между тем, в соответствии со статьей 4 Закона РСФСР от 15.12.1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры» (утратившего силу в указанной части с 29 июня 2002 года на основании Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ), соответствующие памятники, не переданные в чью-либо собственность, являлись государственной собственностью.

Согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», объекты государственной собственности, не указанные в соответствующих Приложениях к данному Постановлению, передаются в государственную собственность краев, областей и республик в составе Российской Федерации, а до момента определения соответствующего собственника таких объектов они относятся к федеральной собственности (пункт 3).

Поскольку памятники истории и культуры местного значения в указанных Приложениях не указаны, они подлежат передаче в государственную собственность субъекта Российской Федерации, а до оформления такой передачи являются федеральной собственностью.

В соответствии с п.3 ст.64 Закона РФ № 73-ФЗ от 25.06.2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры", следует отнести к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Согласно ст.6 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-Ф3, под государственной охраной объектов историко-культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинении им вреда, контроль за сохранением и использование объектов культурного наследия.

В силу ст. 9.2. ФЗ РФ № 73-ФЗ от 25.06.2002 г. государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Данные полномочия закреплены и регламентированы подпунктом 15 п. 2 ст. 26.3. Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также статьей 4 Закона Брянской области № 11-З от 8 февраля 2006 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Брянской области».

Постановлением администрации Брянской области № 1089 от 29.12.2007 года в целях реализации государственной политики в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, исполнения п. 4 ст. 18 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" и подпункта 15 п. 2 ст. 26.3Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" с 24 января 2008 года в структуре исполнительных органов государственной власти Брянской области создан комитет по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области, являющийся уполномоченным органом в данной сфере.

В соответствии с п. 9 ст. 4, п.п. 3 п. 1 ст. 5 Закона Брянской области № 11-З от 8 февраля 2006 года формирование и ведение совместно с федеральным органом охраны объектов культурного наследия единого реестра объектов культурного наследия в части, касающейся Брянской области, относится к полномочиям органа охраны объектов культурного наследия Брянской области.

Статьей 17 Закона РФ № 73-ФЗ от 25.06.2002 года предусмотрено, что для принятия решения о включении объекта культурного наследия в реестр соответствующий орган охраны объектов культурного наследия должен представить в Правительство Российской Федерации (в случаях, предусмотренных пунктом 9 статьи 18 настоящего Федерального закона) либо в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, определенный законом данного субъекта Российской Федерации, соответствующие документы. Перечень документов указан в данной статье.

Из изложенного следует, что на основании п.3 ст.64 Закона РФ № 73-ФЗ от 25.06.2002 года орган государственной власти субъекта РФ должен был предпринимать меры для регистрации памятников истории и культуры местного значения, принятых ранее на государственную охрану, в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, и своевременно разрешать вопросы по установлению собственников данных памятников.

Судебная коллегия полагает, что суд должен был привлечь администрацию Брянской области к участию в деле в качестве соответчика.

Таким образом, если указанный прокурором объект - постамент памятного знака - танк Т-34, расположенный на дамбе р. Десна в Фокинском районе г.Брянска, является памятниками истории и культуры местного значения, он должен быть передан в государственную собственность Брянской области, а до такой передачи - является федеральной собственностью. Неоформление соответствующими государственными органами и должностными лицами соответствующих прав не может свидетельствовать о выбытии соответствующих объектов из государственной собственности и служить основанием для их признания бесхозяйными.

Также суд не выяснил, каким образом в настоящее время осуществляется государственная охрана памятника Т-34, расположенного на дамбе р. Десна в Фокинском районе г. Брянска, кто финансирует и кто содержит данный памятник в надлежащем состоянии.

Из акта прокурорской проверки от 14 апреля 2010 года следует, что нарушений содержания объекта культурного наследия памятника - танка Т-34, не выявлено.

Признавая иск подлежащим удовлетворению, суд не проверил и не обосновал, в чем именно состоит нарушение прав неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился прокурор.

Кроме того, из материалов дела следует, что представитель Брянской городской администрации Ш. и представитель Комитета по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области С. представляют интересы данных юридических лиц на основании доверенностей, имеющихся в материалах дела. Однако, в материалах дела отсутствует доверенность на представителя Комитета по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области С., а доверенность от Брянского городской администрации на имя Ш. окончена 31 декабря 2010 года. Из вышеуказанного следует, что Ш. и С. не имели полномочий на представление интересов юридических лиц в суде первой инстанции.

При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное, устранить отмеченные недостатки, правильно определить юридически значимые по делу обстоятельства и разрешить иск прокурора в соответствии с требованиями закона.

Руководствуясь ст.ст. 361-364 ГПК РФ, судебная коллегия,

                                                         ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г. Брянска от 11 апреля 2011 года отменить. Направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий:                                             Гоменок З.И.                                                

Судьи областного суда:                                                Шкобенева Г.В.

                                                                                        Марина Ж.В.