Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе: председательствующего Супроненко И.И. судей областного суда Суярковой В.В. Богородской Н.А. рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Богородской Н.А. 15 сентября 2011 года дело по кассационной жалобе представителя Б.А.Т. - П.Н.Н. на решение Советского районного суда гор. Брянска от 01 июня 2011 года по делу по иску Б.А.Т. к администрации Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании незаконным отказа в выдаче жилищной субсидии на приобретение жилья вдове ветерана Великой Отечественной войны и возложении обязанности предоставить субсидию на приобретение жилья, У С Т А Н О В И Л А : Б.А.Т. обратилась в суд с иском к администрации Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании незаконным отказа в выдаче жилищной субсидии на приобретение жилья вдове ветерана Великой Отечественной войны и возложении обязанности предоставить субсидию на приобретение жилья,ссылаясь на то, что она является вдовой участника ВОВ, с 16 февраля 2010г. на основании распоряжения Летошницкой сельской администрации Жуковского района Брянской области была поставлена на льготную очередь № ... на получение жилья как вдова умершего инвалида ВОВ, составом семьи 1 человек. Однако Департаментом строительства и архитектуры Брянской области ей необоснованно отказано в выдаче субсидии на приобретение жилья. Просила признать незаконным отказ Департамента строительства и архитектуры Брянской области и обязать ответчиков выдать ей субсидию на приобретение жилого помещения в соответствии с ФЗ «О ветеранах». Решением Советского районного суда гор. Брянска от 01 июня 2011 года в удовлетворении исковых требований Б.А.Т. отказано. В кассационной жалобе представитель Б.А.Т. - П.Н.Н. просит об отмене решения суда, ссылаясь на то, что истица признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, своего жилья не имеет, проживает в доме, который на праве собственности принадлежит ее сыновьям, членом их семей она не является и нуждается в улучшении жилищных условий, в связи с чем у нее есть право на получение субсидии на приобретение жилья в соответствии с ФЗ «О ветеранах». Заслушав доклад судьи областного суда Богородской Н.А., проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, Б.А.Т., ... года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны, имеет право на льготы, предусмотренные ФЗ «О ветеранах». Истица проживает в доме ... Жуковского района Брянской области, который на основании свидетельства о праве на наследство от ... принадлежит ее сыновьям Б.Н.Д. и Б.А.Д. по 1/2 доли каждому. С 16 февраля 2010 года Б.А.Т. состоит на жилищном учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по месту жительства в Летошницкой сельской администрации Жуковского района Брянской области. Решением Комиссии по рассмотрению вопросов по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов от ..., гражданам, имеющим льготы согласно ФЗ «О ветеранах», в том числе и Б.А.Т. отказано в выдаче субсидии в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с ФЗ «О ветеранах». Из ответа директора Департамента по строительству Брянской области от 29 сентября 2010 года следует, что Б.А.Т. было отказано в выдаче субсидии на приобретение жилья, т.к. она является членом семьи собственника и обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи выше учетной нормы, заключение договора найма в феврале 2010 года комиссия расценила как преднамеренное ухудшение жилищных условий перед постановкой на жилищный учет. Отказывая истице в удовлетворении исковых требований о признании незаконным отказа в выдаче субсидии, суд пришел к выводу, что истица после смерти мужа имела право в соответствии с действующим законодательством принять часть наследственного имущества - дома, однако она этим правом не воспользовалась по собственному желанию, чем умышленно ухудшила свои жилищные условия. Не обратилась истица в 1999 году и в муниципальный орган для постановки на жилищный учет, не заявила, что нуждается в жилье. Кроме того, истица по адресу Брянская область, Жуковский район, ..., проживает постоянно, на данный момент на жилой площади 75 кв.м она проживает одна, зарегистрирована в данном доме с 25 февраля 1978 года. Данный вывод суда сделан без учета фактических обстоятельств дела. В соответствии с пп.4 п.1 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Согласно п.3.1 ст. 23.2 указанного Федерального закона по письменным заявлениям указанных граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Постановлением Администрации Брянской области от 21.03.2008 N 255 утвержден Административный регламент по исполнению государственной функции "Предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий", согласно которому к органам участвующим в исполнении государственной функции "Предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий" отнесены, в том числе, департамент по строительству Брянской области, как главный распорядитель бюджетных средств, выделяемых для финансирования мероприятий по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан, и органы местного самоуправления, осуществляющие функции по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставлению списков граждан для формирования сводного реестра и списков граждан - получателей субсидий(п.1.5). Согласно п.2.1.1 указанного Административного регламента ( в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения комиссии) департамент по строительству Брянской области на основании очередности сводного реестра ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий по Брянской области, до 10 января текущего года формирует список кандидатов на получение жилищной субсидии в зависимости от объема выделенных на очередной финансовый год средств субвенции и в трехдневный срок доводит его до муниципальных образований области. Основания для отказа в предоставлении субсидии предусмотрены п. 2.1.2.7. Административного регламента и к ним относятся: неполное представление документов; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; реализация ранее права на улучшение жилищных условий;отсутствие личного заявления. Указанные обстоятельства не приняты судом во внимание. Как следует из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов обеспечения жильем ветеранов,инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов от 30 июня 2010 года и письма директора департамента по строительству Брянской области от 29 сентября 2010 года, Б.А.Т.. отказано в выдаче субсидии в связи с тем, что она не является нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д.15, 16-18). Однако в материалах дела имеется распоряжение Летошницкой сельской администрации от 16 февраля 2010 года, согласно которому истица поставлена на льготную очередь № на получение жилья как вдова умершего инвалида Великой Отечественной войны (л.д.24). На момент вынесения решения судом первой инстанции указанное решение о признании Б.А.Т. нуждающейся в улучшении жилищных условий никем не оспорено и не отменено. Таким образом, вывод суда в этой части противоречит имеющимся в материалах дела документам, подтверждающим, что на момент обращения с заявлением о выдаче субсидии, истица была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Суд надлежащим образом не проверил обоснованность принятого Департаментом по строительству Брянской области решения об отказе истице в выдаче субсидии и не дал указанным обстоятельствам оценки в решении суда. На основании изложенного решение суда нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене. При новом рассмотрении дела суду следует устранить указанные недостатки, надлежащим образом проверить доводы сторон, дать им оценку и постановить решение суда в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : Решение Советского районного суда гор. Брянска от 01 июня 2011 года отменить, дело направить в тот же суд на новое рассмотрение. Председательствующий И.И.Супроненко Судьи областного суда В.В.Суяркова Н.А. Богородская