Судья Изотова Л.И. Дело № КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе: председательствующего ЮДИНОЙ В.И. судей областного суда КРАВЦОВОЙ Г.В. при секретаре КАРПУХИНОЙ К.И. рассмотрев в открытом судебном заседании 15 сентября 2011 года по докладу судьи Кравцовой Г.В. дело по кассационной жалобе начальника ГБУ «ОСЗН Унечского района» Брянской области К. на решение Унечского районного суда Брянской области от 05 июля 2011года по делу по иску М. к государственному бюджетному учреждению Брянской области «Отдел социальной защиты населения Унечского района» об увеличении денежных сумм, взыскиваемых в возмещение вреда здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, У С Т А Н О В И Л А: Истец обратился в суд с указанным иском к ответчику, мотивируя свои требования тем, что он является инвалидом второй группы, его инвалидность связана с личным участием в 1986 году в выполнении работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы. Кроме того, инвалидность, с утратой 50% трудоспособности, ему определена была в виду заболевания, связанного с катастрофой на Чернобыльской АЭС. В 1997 году Отделом социальной защиты населения в связи с установлением третьей группы инвалидности ему назначена выплата сумм возмещения вреда, причинённого здоровью, с учетом утраты 50% трудоспособности, в соответствии с п.25 ст. 14 Закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Выплаты возмещения вреда, причинённого здоровью, производимые с 1997 года Отделом социальной защиты населения Унечского района, решением Унечского районного суда от 22 октября 2007 года были проиндексированы (увеличены). 19 декабря 2007 года, в отношении него было установлено, что потеря трудоспособности изменилась и стала составлять 80 %. Обратившись с заявлением в ОСЗН Унечского района об увеличении суммы возмещения вреда, причинённого здоровью, на соответствующий процент увеличения, ему было отказано в удовлетворении этого заявления. В связи, с чем истец просил суд взыскать с ответчика в свою пользу за счет средств федерального бюджета, разницу между индексированной и фактически полученной суммой в возмещение вреда здоровью за период с декабря 2007 года по 30 июня 2011 года единовременно 180260 руб. 76 коп., а начиная с 01 января 2011 взыскивать в пользу его, М., в качестве выплат сумм возмещения вреда здоровью по 12901 руб. 30 коп., с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством. Решением суда с ГБУ Брянской области «Отдел социальной защиты населения Унечского района» в пользу М. взысканы в качестве выплаты разницы между индексированной и фактически полученной суммой в возмещению вреда здоровью за период с 1 декабря 2007 года по 30 июня 2011 года единовременно 42919 руб. 16 коп., за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели. Суд взыскал с ГБУ Брянской области «Отдел социальной защиты населения Унечского района» в пользу истца ежемесячно, начиная с 1 января 2011 года, в качестве компенсации возмещения вреда здоровью по 9215 руб. 24 коп., с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством, подзаконными актами, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели. Суд обязал ГБУ Брянской области «Отдел социальной защиты населения Унечского района» производить оформление документации для выплаты сумм возмещения вреда здоровью в пользу истца. В кассационной жалобе начальник ГБУ «ОСЗН Унечского района» просит решение суда отменить, указывая на то, что механизм, определяющий порядок перерасчета компенсации в возмещение вреда здоровью исходя из изменения степени утраты трудоспособности, Федеральным Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не установлен. Данным законом установлены фиксированные размеры компенсации в возмещение вреда здоровью. Заслушав доклад по делу судьи Кравцовой Г.В., возражения представителя истца, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. Согласно ст. 14 Закона РФ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991г. № 1244-1 ( с последующими изменениями) инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причинённого здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Как следует из материалов дела, истец является участником ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году, является лицом, перенесшим заболевание, связанное с радиационным воздействием, ставшим инвалидом. О чем имеет соответствующее удостоверение. 29.08.1997 года при освидетельствовании во ВТЭК (МСЭ) ему была установлена третья группа инвалидности с утратой 50% трудоспособности, с указанием, что его увечье связано с аварией на Чернобыльской АЭС. С 1997 года М. производились ответчиком выплаты ежемесячной денежной компенсация в возмещение вреда, причинённого здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. С 08.12.2005 года при очередном переосвидетельствовании истцу установлена 2 группа инвалидности, утрата трудоспособности была увеличена с 50 до 70 %. Решением Унечского райсуда от 22 октября 2007 года с учётом изменения трудоспособности, истцу была пересчитана сумма ВВЗ: с Управления социальной защиты населения администрации Брянской области в пользу М. взыскано за счет средств федерального бюджета в, качестве выплаты к задолженности проиндексированной ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда, причинённого здоровью в результате аварии на Чернобыльской АЭС, за период с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2006 года, 116932 рубля 79 копеек. С ГУ «Отдел социальной защиты населения Унечского района» в пользу М. подлежало взысканию за счет средств федерального бюджета, направленных на возмещение вреда здоровью инвалидам - «чернобыльцам», в качестве ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, причинённого в результате аварии на Чернобыльской АЭС, начиная с 01 января 2007 года в размере 5103 рубля 97 копеек, с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством. Данное судебное решение вступило в законную силу. Присужденная сумма ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью - 5103 рубля 97 копеек, была государственным учреждением (ГУ) «Отдел социальной защиты населения Унечского района» ( ныне - ГБУ «Отдел социальной защиты населения Унечского района») на основании постановления Правительства Российской Федерации № 171 от 21 марта 2007 года проиндексирована и с 1 января 2011 года проиндексирована согласно постановлению Правительства № 1079 от 21.12. 2010 года в 1,065 раза и составила 8063 руб. 34 коп. Эту денежную сумму ( 8063 руб. 34 коп.) истец получает ежемесячно в настоящее время. При освидетельствовании во МСЭ 19 декабря 2007 года истцу устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности 80 %, что подтверждается выпиской из акта № 3803 освидетельствования в ФГУ МСЭ к справке серии МСЭ-2006 № 0738951, выданной 19.12.2007 года филиалом №16 ФГУ « ГБ МСЭ по Брянской области». 08.12.2010 года М. устанавливается вторая группа инвалидности бессрочно, что подтверждается справкой серии МСЭ-2007 № 4996746, выданной 08.12.2010 года филиалом-бюро №16 ФГУ « ГБ МСЭ по Брянской области». 27 декабря 2010 года М. обратился в ГБУ Брянской области « ОСЗН Унечского района» с заявлением, в котором просил произвести перерасчет выплачиваемой ему ежемесячно суммы возмещения вреда здоровью, с учетом уменьшения трудоспособности до 80%, однако истцу было отказано в удовлетворении заявления со ссылкой на отсутствие в действующем законодательстве механизма, определяющего порядок расчёта компенсационной суммы, исходя из заработка, а также степени утраты трудоспособности. Суд, рассматривая заявленные исковые требования М. об увеличении денежных сумм, получаемой им ежемесячной денежной компенсации, Суд правильно указал на то, что Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», таковой механизм не предусмотрен. Однако это обстоятельство не означает, что действующим законодательством не установлен порядок (механизм) индексации компенсационных выплат в связи с уменьшением у гражданина, имеющего право на получение соответствующей компенсационной выплаты, степени утраты трудоспособности. Поскольку, согласно п.1 ст. 1090 ГК РФ потерпевший, частично утративший трудоспособность, вправе в любое время потребовать от лица, на которое возложена обязанность возмещения вреда, соответствующего увеличения размера его возмещения, если трудоспособность потерпевшего в дальнейшем уменьшилась в связи с причинённым повреждением здоровья по сравнению с той, которая оставалась у него к моменту присуждения ему возмещения вреда. Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что в силу указанной нормы гражданского законодательства, а также в соответствии со ст.6 ГК РФ, предусмотревшей возможность применения гражданского законодательства по аналогии, М. - потерпевший, трудоспособность которого уменьшилась с 70 до 80 %, имел право потребовать от ГБУ Брянской области« ОСЗН Унечского района» увеличения размера ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью. Кроме того, возможность применения при рассмотрении настоящего спора норм, например, Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена также ст.2 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Суд, обосновывая свой вывод в удовлетворении исковых требований, правильно исходил из того, что в силу ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», выплата ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью инвалидам - «чернобыльцам» осуществляется органами социальной защиты населения за счет средств федерального бюджета. В связи, с чем судом были произведены расчеты причитающейся истцу ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью, которые суд кассационной находит правильными. Всего, за период с 1 декабря 2007 года по 30 июня 2011 года в пользу истца подлежит взысканию с ответчика ГБУ Брянской области «Отдел социальной защиты населения Унечского района» 42 919 руб. 16 коп., за счет средств федерального бюджета, предназначенных на эти цели, с 1 января 2011 года ежемесячно в пользу истца подлежит взысканию 9215 руб. 24 коп. в качестве компенсации в возмещение вреда, причинённого здоровью. Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам кассационной жалобы, поскольку они не опровергают выводы суда, сводятся к несогласию с этими выводами и их переоценке. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Унечского районного суда Брянской области от 05 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Председательствующий В.И. ЮДИНА Судьи областного суда Н.А. БОГОРОДСКАЯ Г.В.КРАВЦОВА
БОГОРОДСКОЙ Н.А.
пришел к правильному выводу о том, что они подлежат удовлетворению.