сертификат



         Cудья Сухорукова Л.В.                         Дело

К А С С А Ц И О Н Н О Е            О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

    Председательствующего:       ЗУБКОВОЙ Т.И.

    Судей областного суда:           КРАВЦОВОЙ Г.В.

                                                       СУПРОНЕНКО И.И.

    При секретаре                          ШЕПЕЛЕНКО Е.В.

    Рассмотрев в открытом судебном заседании 22 сентября 2011 г. по докладу Зубковой Т.И. дело по кассационной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда г. Брянска от 15 августа 2011 г. по делу по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Брянской области о признании незаконным отказа в выдаче сертификата, выдаче сертификата на приобретение жилья,

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что она с 1992 года по 2001 год проходила службу в ВС СССР, РФ на должностях рядового и начальствующего состава. С 2002 года по 2010 год проходила службу в УИС ФБУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области. Уволена по ограниченному состоянию здоровья 09.08.2010 года. С 20.05.1998 года состоит на жилищном учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Володарской районной администрации г. Брянска. С 2007 года истец обращалась к ответчику с рапортом о включении её в список участников федеральной целевой программы «Жилище» в целях получения Государственного жилищного сертификата. Ответчик отказал ей в решении жилищного вопроса, мотивировав тем, что она состоит на учете нуждающихся в Володарской районной администрации, куда ей необходимо обращаться для решения данного вопроса. Последнее обращение истца от 23.03.2011 года ответчиком оставлено без ответа.

Со ссылкой на нормы Указа Президента РФ№ 1062 от 30.09.1997 года «О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан», ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», п. 5 «а» и п. 18 «а» постановления Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153, истец считает свое право на обеспечение жилым помещением нарушенным по изложенным в иске основаниям. В связи с чем, просит суд признать незаконным отказ ответчика в выдаче ей Государственного жилищного сертификата, обязать ответчика выдать ей указанный сертификат.

Решением Советского районного суда г. Брянска от 9 ноября 2009 г. отказано в удовлетворении исковых требований.

В кассационной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, как противоречащее нормам права и фактическим обстоятельствам дела.

Заслушав доклад судьи Зубковой Т.И., выслушав объяснения ФИО1, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу представителя УФСИН по Брянской области Щербаковой Е.В., полагавшей решение суда законным и не подлежащим отмене, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда постановленным в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.

Как видно из материалов дела,что ФИО1 в период с 12.03.1992 года по 27.04.2001 года проходила службу в ВС СССР, РФ на должностях рядового и младшего начальствующего состава. С 22.08.2002 года по 17.08.2010 года проходила службу в уголовно-исполнительной системе ФБУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области на должностях рядового и младшего начальствующего состава. Приказом начальника ФБУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области от 09.08.2010 года № 106-лс прапорщик внутренней службы ФИО1 уволена из уголовно-исполнительной системы по ст. 58 п. «з» (по ограниченному состоянию здоровья) Положения о службе в органах внутренних дел РФ, с 17.08.2010 года. Выслуга лет по состоянию на 17.08.2010 года в календарном исчислении составляет 17 лет 01 месяц 10 дней, в льготном исчислении 20 лет 11 месяцев 24 дня (л.д. 12, 14).

С 15.03.1974 года истец с составом семьи (сын ФИО4 1996 г.р.), зарегистрирована и проживает в квартире, нанимателем которой является её мать ФИО5, общей площадью 58,8 кв. метров по адресу <адрес> (л.д. 6).

Согласно справки УФСИН России по Брянской области и ФКУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области ФИО1 в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников в период прохождения службы не состояла и в настоящее время не состоит.

С 29.04.1998 года ФИО1 состоит на жилищном учете в Володарской районной администрации г. Брянска с составом семьи 2 человека (л.д. 13).

Согласно п. 1 ст. 15 Закона РФ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г., ( с последующими изменениями) право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации: сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений):

Граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, содержавшиеся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет.

Военнослужащие и граждане, приравненные к ним по Подпрограмме, могут претендовать на участие в Подпрограмме (при наличии прочих условий) в случае наличия статуса нуждающихся в жилых помещениях, т.е. при наличии решения соответствующего органа по учету и распределению жилья о постановке их на учет нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с абзацами 4 - 6 раздела 4 Программы ГЖС формирование очереди и выдача государственных жилищных сертификатов осуществляются в отношении: военнослужащих, увольняемых с военной службы, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, увольняемых со службы, граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, а также граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации без предоставления жилых помещений для постоянного проживания, состоящих на учете для улучшения жилищных условий в указанных органах, - федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации; граждан, уволенных с военной службы, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, состоящих на учете для улучшения жилищных условий в органах местного самоуправления на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с соответствующими военными комиссариатами, правоохранительными органами и органами местного самоуправления.

В силу п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" федеральный орган исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, формирует список по выдаче сертификатов не только из тех военнослужащих, которые состоят в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту военной службы, но и из тех военнослужащих, которые признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке по избранному месту жительства органами местного самоуправления (решение Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2003 г. N ВКПИ 03-47).

     Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу, что истец в период прохождения службы в уголовно-исполнительной системе на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состояла, с рапортом о постановке на учет обратилась впервые только в 2007 году. Учетное жилищное дело по месту прохождения службы на истца не заводилось.,от замены ненадлежащего ответчика надлежащим ФКУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области, истец отказалась.

Данный вывод суда судебная коллегия признает правомерным, т.к. он соответствует вышеуказанным требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.

Решением Советского районного суда г. Брянска от 26.10.2009 года ФИО1 отказано в удовлетворении иска к УФСИН России по Брянской области о понуждении к постановке на жилищный учет для получения жилого помещения. Решение вступило в законную силу.

В уголовно-исполнительной системе РФ порядок организации работы по включению в подпрограмму и выдаче сертификатов регламентирован приказом ФСИН России №287 от 04.06.2007 г. «Об утверждении Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы в уголовно-исполнительной системе».

В соответствии с данным приказом для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин-участник подпрограммы в период с 1 января по 15 июля года, предшествующего планируемому, представляет в учреждение или орган УИС, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификатов в планируемом году (п. 13). Список, утвержденный начальником подразделения и сформированные в установленном порядке учетные дела до 1 августа, предшествующего планируемому, представляются в территориальный орган УИС (п. 14). Сводные списки граждан, изъявивших желание на участие в подпрограмме на планируемый год, до 10 сентября, предшествующего планируемому, направляется в Федеральную службу исполнения наказаний (п. 16). ФСИН России на основании сводных списков, представленных территориальными органами и образовательными учреждениями, направляет до 1 октября года, предшествующего планируемому, государственному заказчику подпрограммы сведения о необходимом количестве сертификатов на планируемый год (п.17). Внесение дополнительно лиц в утвержденные списки не допускается (п.19).

Разрешая заявленные требования, суд правильно указал, что УФСИН России по Брянской области является ненадлежащим ответчиком, поскольку местом службы истицы являлась ФКУ ИК-2 УФСИН, являющейся самостоятельным юридическим лицом.

В соответствии с п. 14 ст. 15 вышеуказанного Закона, обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.

    При таких обстоятельствах, правовых оснований на признание за истицей права на получение государственного жилищного сертификата и включении его в список на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в УФСИН по Брянской области не имеется.

Доводы кассационной жалобы основанием к отмене постановленного судом решения служить не могут, поскольку выводов суда первой инстанции ничем не опровергают, фактически воспроизводят доводы ее первоначального заявления, которые в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 196,198 ГПК РФ получили надлежащую оценку в решении суда.

     Оснований не согласиться с такой оценкой судебная коллегия не имеет.

       Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Советского районного суда г. Брянска от 15 августа 2011 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:                                      Зубкова Т.И.

Судьи областного суда:                                        Кравцова Г.В.

                                                                                  Супроненко И.И.