признание подвергшимися радиационному воздействию



...

  1. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Богородской Н.А.

судей областного суда Суярковой В.В.

Горбачевской Ю.В.

при секретаре Рудовой В.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи областного суда Богородской Н.А. 29 сентября 2011 года дело по кассационной жалобе К.В.П. и К.А.М. на решение Советского районного суда гор. Брянска от 12 августа 2011 года по делу по иску К.А.М., К.В.П. к Департаменту строительства и архитектуры Брянской области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании подвергшимися радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и выдаче удостоверения единого образца,

У С Т А Н О В И Л А:

К.А.М. и К.В.П. обратились в суд с исками к Департаменту строительства и архитектуры Брянской области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании подвергшимися радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и выдаче удостоверения единого образца, ссылаясь на то, что в период с 1958 года по 1970 год проживали на территории п. Чаган Баскарагайского района Семипалатинской области в связи с прохождением супругом К.А.М. и отцом К.В.П. - К.П.П. военной службы в воинской части ... дислоцировавшейся на территории указанного населенного пункта. В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 N 356-р н.п. Чаган Баскарагайского района Семипалатинской области включен в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. При обращении в Департамент по строительству и архитектуры Брянской области с необходимыми документами для получения удостоверения единого образца они получили отказ, мотивированный отсутствием сведений о сверхнормативном облучении граждан, проживающих в п. Чаган в период с 1958-1970 гг. Считают отказ незаконным и просили признать их лицами, подвергшимися радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, обязать Департамент строительства и архитектуры внести сведения в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и обязать Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий выдать им удостоверения единого образца.

Определением Советского районного суда гор. Брянска от 12 августа 2011 года гражданские дела по иску К.А.М. и К.В.П. объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

В судебном заседании истцы К.А.М. и К.В.П. исковые требования поддержали.

Представители Департамента строительства и архитектуры Брянской области и Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.

Решением Советского районного суда гор. Брянска от 12 августа 2011 года в удовлетворении исковых требований К.А.М., К.В.П. к Департаменту строительства и архитектуры Брянской области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий о признании подвергшимися радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и выдаче удостоверения единого образца отказано.

В кассационной жалобе К.А.М. и К.В.П. просят об отмене решения суда, ссылаясь на то, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела. Указали, что действующее законодательство не связывает нахождение гражданина в определенных населенных пунктах с датами производства ядерных взрывов, а связывает их проживание в этих населенных пунктах с указанным в законе периодом времени с 1949 года по 1963 год. В судебном заседании было установлено, что они с 1958 года по 1970 год проживали в п. Чаган Баскарагайского района Семипалатинской области, который включен в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний, население которых получило суммарную эффективную дозу облучения от 25 сЗв (бэр). Согласно справке НИИ радиационной медицины и экологии Минздрава Республики Казахстан они подверглись суммарной эффективной эквивалентной дозе облучения, равной 0,46 сЗв (46 бэр). Кроме того, считают не соответствующим действительности вывод суда об их отказе от прохождения обследования в соответствующем учреждении РФ, поскольку вопрос о проведении обследования на предмет полученной суммарной эффективной дозы облучения в конкретном исследовательском учреждении не ставился.

Заслушав доклад судьи областного суда Богородской Н.А., объяснения К.В.П. и К.А.М. поддержавших доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом.

Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.

Таким образом, законодателем определены следующие обязательные условия предоставления гражданам мер социальной поддержки: проживание в 1949 - 1963 гг. в определенных населенных пунктах и получение гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр).

Статьей 5 названного Федерального закона предусмотрено, что гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в ред. Федеральных законов от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ).

В силу пункта 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2004 г. N 634, отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в Перечни, утверждаемые в установленном порядке.

Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.

Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определен распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1995 года N 356-р (действовавшему в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2002 года N 156-р). Из указанного Перечня следует, что населенные пункты дифференцировались в зависимости от полученной населением суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года.

Указанным Распоряжением населенный пункт Чаган Бескарагайского района Семипалатинской области включен в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 года, население которых получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25сЗв.

Вместе с тем, судом сделан правильный вывод, что само по себе проживание граждан в 1949-1963 годах в населенных пунктах, включенных в перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не в дни проведения ядерных испытаний ( 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года), не является подтверждением того, что ими была получена доза облучения более 5 сЗв(бэр). Основным условием предоставления гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом, является получение ими суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр), что требует соответствующего документального подтверждения.

Представленные истцами справки не могут свидетельствовать о наличии у последних суммарной эффективной эквивалентной дозы облучения, дающей право на получение мер социальной поддержки по законодательству Российской Федерации, поскольку доза радиационного облучения определена в соответствии с Законом Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".

Вместе с тем, предоставление в Российской Федерации на основании указанной справки мер социальной поддержки возможно только в соответствии с международными договорами.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" даны разъяснения о том, что при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", часть 2 статьи 7 ГК РФ).

Однако, международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне не имеется, следовательно, нет законных оснований для применения при рассмотрении настоящего дела норм права иностранного государства - Республики Казахстан на территории Российской Федерации.

Как следует из протокола судебного заседания от 12 августа 2011 года истцы отказались от проведения экспертизы, настаивая на рассмотрении дела по имеющимся документам (л.д.37). Замечания на протокол судебного заседания истцами не подавались.

На основании изложенного суд обоснованно пришел к выводу об отказе истцам в удовлетворении исковых требований. Судебная коллегия находит, что решение суда постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы истцов не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Советского районного суда гор. Брянска от 12 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу К.А.М. и К.В.П. - без удовлетворения.

Председательствующий Н.А. Богородская

Судьи областного суда В.В. Суяркова

Ю.В. Горбачевская