о признан. н/з отказа в принятии на учет нужд. в ж/пом.



Судья Попова И.С.                                                                   Дело

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего                                                  САМАНЦОВОЙ Л.К.

судей областного суда                                                      СУПРОНЕНКО И.И.

                                                                                          ПЕТРАКОВОЙ Н.П.                                            

рассмотрев в открытом судебном заседании 22 сентября 2011 года по докладу судьи Петраковой Н.П. дело по кассационной жалобе ФИО1 на решение Новозыбковского городского суда Брянской области от 29 июля 2011 года по делу по иску ФИО1 к администрации города Новозыбкова Брянской области о признании незаконным отказа в поставке на учет нуждающихся в жилых помещениях, как ветерана и вдовы участника Великой Отечественной войны, и понуждении ответчика поставить ее на учет для улучшения жилищных условий,

У С Т А Н О В И Л А :

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации города Новозыбкова Брянской области о признании незаконным отказа в поставке на учет нуждающихся в жилых помещениях, как ветерана и вдовы участника Великой Отечественной войны, и понуждении ответчика поставить ее на учет для улучшения жилищных условий, указывая на то, что она является ветераном Великой Отечественной войны и вдовой участника ВОВ нуждается в улучшении жилищных условий в связи с тем, что собственного жилья не имеет, проживает в квартире старой постройки, не отвечающей санитарным и техническим нормам, в которой она не может самостоятельно сделать ремонт.

Полагая, что имеет право на улучшение жилищных условий в соответствии с Указом Президента РФ № 714 от 07.05.2008 г., она обратилась в администрацию города Новозыбкова с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилье. Однако решением жилищной комиссии от 11 апреля 2011 года ей отказано в постановке на очередь на улучшение жилищных условий по тем основаниям, что общая площадь жилого помещения, в котором она проживает и зарегистрирована одна, составляет 54,4 кв.м, что превышает учетную норму в 14 кв.м, учитываемую при постановке на учет нуждающихся в жилье.

Считая отказ незаконным, просила суд признать за ней право на получение благоустроенного жилого помещения и обязать ответчика поставить ее на жилищный учет как нуждающуюся в получении жилья как вдову участника ВОВ.

Решением Новозыбковского городского суда Брянской области от 29 июля 2011 года исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда, как постановленное в нарушение норм материального и процессуального права. Суд не принял во внимание, что она подарила принадлежащую ей квартиру дочерям в 2005 году в связи с непригодностью ее для проживания и с целью постановки в будущем в очередь на получение благоустроенного жилья.

Заслушав доклад по делу судьи областного суда Петраковой Н.П., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны и ветераном ВОВ, что подтверждается соответствующими удостоверениями серии А от ДД.ММ.ГГГГ и серии ВВ от ДД.ММ.ГГГГ.

Указом Президента РФ № 714 от 07 мая 2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 года" постановлено: считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Согласно ст. 15 Федерального закона "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в пп. "а - ж", "пп. 1 п. 1 ст. 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от имущественного положения.

Поскольку действующим законодательством для данной категории лиц, к каковым относится ФИО1, не предусмотрено иных условий признания нуждающимися в улучшении жилищных условий, нуждаемость в улучшении жилищных условий устанавливается на общих основаниях.

Статьей 51 ЖК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Согласно пункту 2 части 1 и части 2 статьи 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Судом установлено, что истица ФИО1 зарегистрирована по месту жительства и проживает в жилом помещении по адресу: <адрес> «<данные изъяты>», <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ.

Приватизировав данное жилое помещение в 1996 году, ФИО1 являлась собственницей квартиры, а после отчуждения квартиры по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ своим дочерям ФИО3 и ФИО4, оставаясь в ней проживать, истица приобрела статус члена семьи собственников квартиры и право пользования жилым помещением по этому основанию.

В данном случае в соответствии с нормами жилищного и семейного законодательства раздельное проживание и отсутствие ведения совместного хозяйства не имеют правового значения. ФИО1 не относится и не может быть признана бывшим членам семьи собственников жилого помещения, которым она пользуется.

С требованиями о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий исходя из суммарной общей площади принадлежащих членам семьи нескольких жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, истица не обращалась.

Оценивая доводы истицы о нуждаемости в жилом помещении по мотиву отсутствия у нее в собственности жилого помещения, суд правильно исходил из того, что ФИО1 является членом семьи собственников квартиры, площадью 54, 4 кв. м, в котором она проживает одна.

В соответствии с п.5 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилья в г.Новозыбкове нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность общей площадью на одного члена семьи менее 14 кв.м.

Поскольку ФИО1 проживает в указанной выше квартире одна, обеспеченность ее общей жилой площадью составляет 54,4 кв. м, что значительно превышает учетную норму, необходимую для постановки на жилищный учет.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Основаниями для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

Согласно выводам технического заключения БТИ № 5620-ПР от 19.07.2011 г., состояние конструкций обследованной квартиры № 2 в жилом <адрес> «<данные изъяты>» в городе <адрес> позволяет ее дальнейшую эксплуатацию при условии замены полов, усиления фундаментов каменных перегородок и выполнении косметического ремонта (л.д. 32-40).

Обследованная квартира, согласно санитарным нормам и правилам, оборудована отоплением от индивидуального котла, электроснабжением, водоснабжением, канализацией, газоснабжением, имеет набор помещений, соответствующий трехкомнатной квартире.

Техническое заключение БТИ, содержащее вывод о пригодности жилищно-бытовых условий для проживания с указанием о необходимости ремонта, истицей не оспаривалось.

Доводы о невозможности ФИО1 в силу возраста и состояния здоровья самостоятельно отремонтировать квартиру исследовались судом, им дана правильная оценка, т.к. в силу ст. 30 ЖК РФ бремя содержания жилого помещения и обязанность поддерживать его в надлежащем состоянии лежит на собственниках квартиры, дочерях истицы - ФИО4 и ФИО3

Судом не установлено и истицей не заявлялось иных оснований, предусмотренных ст. 51 ЖК РФ, а также не представлено каких-либо доказательств, бесспорно подтверждающих нуждаемость ФИО1 в улучшении жилищных условий.

При таких обстоятельствах оснований для признания ФИО1 нуждающейся в улучшении жилищных условий не имеется.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

До принятия Указа Президента РФ № 30 от 09.01.2010 г., которым внесены изменения в Указ от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" ФИО1 ни в администрацию г. Новозыбкова, ни в иной орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не обращалась.

В связи с тем, что при обращении с заявлением в администрацию города Новозыбкова Брянской области ФИО1 не представила документов, подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, истице было правомерно отказано в постановке на жилищный учет.

Судебная коллегия находит решение суда постановленным в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела, и оснований к отмене решения по доводам, изложенным в жалобе, не усматривает.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Новозыбковского городского суда Брянской области от 29 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий                                                 Л.К. САМАНЦОВА

Судьи областного суда                                                   И.И. СУПРОНЕНКО

                                                                                         Н.П. ПЕТРАКОВА