О признании незаконным решения об отказе в постановке на очередь в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.



Судья Кузгумбаева А.Т.                                       Дело

                                               КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

          Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего                                  ПЕТРАКОВОЙ Н.П.

судей областного суда                                     КРАВЦОВОЙ Г.В.
                                                                           КИСЕЛЕВОЙ Е.А.

при секретаре                                                     РУДАКОВОЙ О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании 13 октября 2011 года по докладу судьи Кравцовой Г.В. дело по кассационной жалобе П. на решение Злынковского районного суда Брянской области от 30 августа 2011 года по делу по иску П.     к Злынковской городской администрации Брянской области о признании незаконным решения об отказе в постановке на очередь в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий вдовы участника ВОВ и о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий,

                                                            У С Т А Н О В И Л А:

П. обратилась в суд с указанным иском к Злынковской городской администрации, ссылаясь на то, что она как вдова участника Великой отечественной войны имеет право на меры социальной поддержки по обеспечению жилищных условий согласно Указу Президента РФ и Федеральному закону «О ветеранах». На праве собственности она имела домовладение в с. Петрятинка, Злынковского района, непригодное для проживания. Указанным домовладением истица распорядилась в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС », получив компенсацию за утраченное имущество. С этого момента она стала проживать в домовладении, принадлежащем ее дочери.

На ее обращение с заявлением в жилищную комиссию Злынковской городской администрацию, протоколом № 4 от 03.06.2011 г., истице было отказано в постановке на жилищную очередь и получение жилья по тем основаниям, что принадлежащий ей дом в с.Петрятинка был сдан как утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС.

В судебном заседании истица и ее представитель по доверенности Р. поддержали исковые требования в полном объеме. Просили исковые требования удовлетворить, поскольку истица собственного жилья не имеет, а согласно Указу Президента РФ № 714 от 7 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» имеет право на получение жилого помещения. Просили признать незаконным решение городской администрации об отказе в удовлетворении заявления П..

Представитель ответчика - администрации г. Злынка исковое заявление просил оставить без удовлетворения. Указал, что истица не может считаться нуждающейся в получении социального жилья, не имеет права на постановку на очередь на получение такого жилья в связи с тем, что она в 2010 году на основании Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» сдала свой дом в с. Петрятинка Злынковского района (зона проживания с правом на отселение) государству, получила денежную компенсацию за утраченное имущество, предназначенную для приобретения жилья в чистой зоне. Однако, она не выехала в чистую зону, хотя и была в течение 3-х месяцев с целью сдачи дома зарегистрирована в с. Серовка, Злынковского района (чистая зона), а проживает, не выезжая с 2006 года в г. Злынка - зона отселения. Истица живет одна в доме дочери - Р. по <адрес>. общей площадью 18,6 кв. м., что выше учетной нормы в 12 кв.м. на человека в г. Злынка. Просил учесть, что истица намеренно ухудшила свои жилищные условия. Сдав в 2010 году дом в зоне проживания с правом на отселение в с. Петрятинка. будучи зарегистрированной в «чистой» зоне - с. Серовка, прописалась в г. Злынка - в зоне отселения. Денежная компенсация за утраченное имущество в зоне радиационного загрязнения государством выплачивается, чтобы граждане могли приобрести жилье в «чистой» зоне.

Решением суда в удовлетворении иска отказано.

В кассационной жалобе истица просит решение суда отменить, как постановленное в нарушение норм материального и процессуального права.

Заслушав доклад по делу судьи Кравцовой Г.В., объяснения истицы, представителя Р. в ее интересах, поддержавших доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п\п. 4 пункта 1 статьи 21 Федерального Закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с изменениями и дополнениями, внесенными ФЗ № 327-ФЗ от 21 декабря 2009 года) члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Согласно ч.2 ст. 21 ФЗ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с изменениями, внесенными ФЗ № 160-ФЗ от 22 июля 2010 года) независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработка меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (вступившему) в повторный брак.

В соответствии с Указом Президента РФ № 714 от 7 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (в редакции Указа Президента РФ № 30 от 9 января 2010 года) ветераны Великой Отечественной войны и иные лица, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеющие право на соответствующую меру социальной поддержки согласно ФЗ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», должны быть обеспечены жильем за счет средств федерального бюджета.

Данный Указ Президента направлен на социальную поддержку в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в первую очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно Постановлению администрации Брянской области от 13 сентября 2006 года № 559 учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется органами муниципальных образований области.

Как следует из материалов дела, истица является вдовой участника Великой Отечественной войны - П.Г., умершего в 1992 году.

До мая 2010 года она была собственником жилого дома площадью 32.7 кв.м. по адресу с. Петрятинка, <данные изъяты> Злынковского района Брянской области, от права собственности на который отказалась, в связи с чем получила денежную компенсацию в размере 323 968 рублей.

С 19 июля 2006 года по 27 февраля 2010 года истица была зарегистрирована в г. Злынка, <адрес>, с 27 февраля 2010 года по 18 мая 2010 года была зарегистрирована в чистой зоне - с. Серовка, Злынковского района и 18 мая 2010 года вновь зарегистрирована в зоне отселения в г. Злынка. <адрес>, по заявлению своей дочери Р.. 20 декабря 2010 года между П. и Р. заключен договор аренды указанного дома.

В мае 2011 года П. обратилась в городскую администрацию по вопросу постановки ее на очередь для улучшения жилищных условий в связи с тем, что будучи вдовой ветерана ВОВ, проживает в неблагоустроенном доме, где нет элементарных бытовых условий.

Решением заседания жилищной комиссии при Злынковской городской администрации от 03 июня 2011 года П. было в этом отказано, так как не прошло 5 лет с момента сдачи ею своего жилого дома государству, за который она получила компенсацию за утраченное имущество по Чернобыльскому закону.

При рассмотрении спора суд руководствовался требованиями ст. 50, 51 и 53 Жилищного Кодекса РФ.

Суд правильно исходил из того, что в силу ст.5 Закона Брянской области от 09.06.2006г. № 37-3 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Брянской области» граждане, которые произвели действия или бездействия, приведшие к ухудшению этих жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет.

Суд также исходил из того, что учетная норма нуждаемости в жилом помещении на одного человека в г. Злынка составляет 12 кв. м. общей площади.

Обосновывая свой вывод об отказе в удовлетворении исковых требований, суд правильно указал на то, что истица добровольно отказалась от жилого дома, принадлежащего ей на праве собственности и получила за него     компенсацию, т.е. совершила действия, в результате которых лишилась жилого помещения для проживания, и не приобрела новое за личные средства. С момента совершения указанных действий не истек 5-летний срок, что является законным основанием для отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в получении жилья с учетом названных норм закона.

Кроме того, судом установлено, что общая площадь жилого дома <адрес>, где проживает истица, составляет 18,6 кв.м., что превышает учетную норму площади жилого помещения в г. Злынка и не является основанием для признания П. нуждающейся в получении жилого помещения. Сведений о непригодности данного жилого помещения для проживания не представлено.

Напротив судом установлено, что бытовые условия в доме, где проживает истица, пригодны для проживания с учетом местности, где отсутствует централизованная канализация и другие благоустройства.

Судом сделан правильный вывод о том, что договор о временном проживании истицы в доме дочери не порождает правовых отношений, поскольку он был заключен по настоянию П., а не собственником дома.

Суд обоснованно отклонил доводы истицы о том, что за полученную сумму денежной компенсации за дом в п. Петрятинка Злынковского района она не имела возможности купить жилье в г. Злынка (зона отселения), поскольку эти доводы ничем не подтверждаются, доказательств о попытках приобретения жилья суду не представлено.

При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что оснований для признания истицы нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановки на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не имеется. В связи с чем, решение об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий принято Злынковской городской администрацией обоснованно.

Судебная коллегия находит решение суда постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.

Оснований к отмене решения суда по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти доводы исследованы судом в рамках рассмотрения настоящего дела, им дана надлежащая правовая оценка.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Злынковского районного суда Брянской области от 30 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий                                         Н.П. ПЕТРАКОВА

Судьи областного суда                                           Е.А. КИСЕЛЕВА

                                                                        Г.В. КРАВЦОВА