о признании права на получение компенсации за утраченное имущество



Судья Шматкова О.В.                                                    Дело № ***

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего:                     Супроненко И.И.,

судей областного суда               Парамоновой Т.И., Горбачевской Ю.В.,

при секретаре:                                       Скориновой Е.А.,        

рассмотрев в открытом судебном заседании 27 октября 2011 года по докладу судьи Горбачевской Ю.В. дело по кассационной жалобе представителя истца С. на решение Советского районного суда г. Брянска от 25 августа 2011 года по делу по иску Е. к администрации Брянской области, департаменту строительства и архитектуры Брянской области, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Брянской области о признании права на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и включении в списки граждан на получение компенсации за утраченное имущество,

                                                        УСТАНОВИЛА:

                Е. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что он является собственником дома по адресу:***, расположенного в зоне проживания с правом на отселение. Комиссией по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС ему отказано в выплате компенсации за утраченное имущество в связи с тем, что представленный им Отчёт об оценке имущества не соответствует ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» и стандартам оценки, завышена оценка имущества.

               Полагая, что отказ неправомерен истец просил суд признать за ним право на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС, расположенное по адресу: *** и обязать Департамент по строительству Брянской области включить его в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество в размере 1 100 000 руб.

В судебном заседании представитель истца С. исковые требования поддержала.

            Представитель администрации Брянской области Л. иск непризнала, ссылаясь на то, что представленный истцом отчет об оценке имущества не соответствует ФЗ РФ «Об оценочной деятельности в РФ» и стандартам оценки.

             Дело рассмотрено в отсутствие представителей Департамента строительства и архитектуры Брянской области, Министерства финансов РФ в лице УФК по Брянской области.

             Решением Советского районного суда г. Брянска от 25 августа 2011 года в удовлетворении исковых требований Е. отказано.

             В кассационной жалобе представитель истца С. просит решение суда отменить, считая его постановленным с нарушением норм материального права.

            Заслушав доклад по делу судьи облсуда Горбачевской Ю.В., выслушав представителя истца С. , поддержавшего доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

             В силу п. 11 части 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.

           Согласно ч. 1 ст.22 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона.

               В соответствии со ст. 17 Закона РФ «О социальной защите     граждан,     подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» указанным гражданам гарантируется в том числе (п.4) компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества, включающая в себя стоимость строений (жилые дома, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки и другие), домашнего имущества, степень радиоактивного загрязнения которого не позволяет перевезти его на новое место жительства.

              Судом установлено, что истцу на праве собственности принадлежит домовладение по адресу:***. Право собственности на указанное имущество возникло у истца на основании договора дарения от 21.10.2010 г.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. №1582 территория *** отнесена к зоне проживания с правом на отселение.

             Как следует из материалов дела, Е. проживал по адресу: *** с 23 августа 1989 г. по 25 ноября 2010 года, которое относится зоне отселения. В настоящее время истец зарегистрирован в чистой зоне по адресу: ***

             Согласно Отчету по определению рыночной стоимости имущества по адресу: *** составленному ООО «Би-Ника», рыночная стоимость имущества составляет 1 100 000 руб.

             Решением комиссии по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС истцу отказано в выплате компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в связи с тем, что представленный им Отчет об оценке имущества не соответствует ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» и стандартам оценки, завышена оценка имущества.

        Отказывая в удовлетворении исковых требований Е. , суд пришел к правильному выводу, что действия истца направлены исключительно на получение из средств федерального бюджета компенсационной выплаты, предусмотренной п. 4 ст. 17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», т.е. являются злоупотреблением правом.

               Вывод суда о злоупотреблении правом со стороны истца подтверждается фактическими обстоятельствами данного дела. Так, из его материалов усматривается, что домпо адресу:*** получен Е. безвозмездно на территории, уже имевшей статус зоны радиоактивного загрязнения, в собственность по договору дарения от 21.10.2010 г. то есть непосредственно перед выездом истца в чистую зону, поскольку с 30.11.2010 г. Е. зарегистрирован в чистой зоне В этот же день истцом получено удостоверение лица, выехавшего добровольно из зоны проживания с правом на отселение, 02.12.2010 года им заключен договор на оценку имущества, в феврале 2011 г. истцом были поданы документы в комиссию администрации Брянской области для выплаты компенсации за утраченное имущество.

               В доме по адресу:*** Е. не проживал, зарегистрированным не значился.

              Кроме того, в силу п.4 ст. 17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» компенсация стоимости имущества выплачивается гражданам независимо от их места проживания в случае получения имущества в порядке наследования или по иным основаниям, предусмотренным законом, только в зонах отчуждения и отселения, а истцом имущество получено по договору дарения в зоне проживания с правом на отселение.

              Таким образом, у истца не возникло право на получение компенсации за утраченное имущество.

             С учетом изложенного оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

                          Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

                                                     ОПРЕДЕЛИЛА:

               Решение Советского районного суда г. Брянска от 25 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу- без удовлетворения.

Председательствующий                                               И.И. СУПРОНЕНКО

Судьи областного суда:                                               Т.И. ПАРАМОНОВА

                                                                                     

                                                                                Ю.В. ГОРБАЧЕВСКАЯ