Cудья Карнеева Е.К. Дело № Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе: Председательствующего : ЗУБКОВОЙ Т.И. Судей областного суда : КРАВЦОВОЙ Г.В. СТОЯН Е.В. При секретаре ШЕПЕЛЕНКО Е.В. Рассмотрев в открытом судебном заседании 27 октября 2011 г. по докладу судьи Зубковой Т.И. дело по кассационной жалобе Управления пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Брянска на решение Советского районного суда г. Брянска от 31 августа 2011 г. по делу по заявлению ФИО1 о признании незаконным решения органа государственной власти, У С Т А Н О В И Л А: ФИО9 обратился в суд с заявлением об оспаривании действий и решений органов государственной власти и их должностных лиц, ссылаясь на то, что с 01.08.2001 г. по 11.06.2010 г. он был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. 31.05.2010 г. ГУ УПФР в Советском районе городского округа г. Брянска в отношении него вынесено Постановление №, согласно которому, начальником Пенсионного фонда было рассмотрено Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 25.03.2010 г. № об уплате недоимки и принято решение о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет его имущества за период с 2002 г. по 2009 г. в размере неуплаченных сумм - 28061 руб.48 коп. Полагая, что действиями ГУ УПФР в Советском районе городского округа г. Брянска нарушаются его права в связи с пропуском срока исковой давности, заявитель просил признать недействительными и отменить Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 25.03.2010 г. № и Постановление о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества плательщика взносов - организации (индивидуального предпринимателя) № от 31.05.2010 г. Решением Советского районного суда г. Брянска от 31.08.2011г. заявление удовлетворено. В кассационной жалобе Управление пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Брянска просит отменить решение суда, как незаконное, ссылаясь на то, что суд неправильно истолковал нормы материального права. В возражениях на жалобу Осовитый просит оставить решение суда без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. Заслушав доклад судьи облсуда Зубковой Т.И., выслушав объяснения представителя УПФ ФИО3, поддержавшей доводы жалобы и просившей решение суда отменить, возражения на жалобу ФИО1 и его представителя ФИО4. полагавших решение суда законным, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда не подлежащим отмене. Как видно из материалов дела, заявитель был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 01.08.2001 г. по 11.06.2010 г. Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, ФИО10 стал на учет в Межрайонную ФНС России №2 по Брянской области 02.08.2001 г. Поскольку порядок взаимодействия Пенсионного фонда РФ с налоговыми органами не был урегулирован до 2004 г., Осовитный А.Л. после регистрации в налоговом органе должен был самостоятельно обратиться в УПФР в Советском районе с заявлением установленного образца для постановки на учет. Согласно письма ОПФР по Брянской области от 19.10.2009 г. №-ЭП «О проведении сверки данных о страхователях с УФНС по Брянской области» была проведена сверка состава страхователей. Регистрирующие налоговые органы УФНС по Брянской области передали ОПФР по Брянской области информацию о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, включенных в ЕГРЮЛ/ЕГРИП. По причине того, что Осовитный А.Л. самостоятельно не обратился за регистрацией в пенсионный орган, он был зарегистрирован в территориальном органе ПФР только 28.12.2009 г. Поскольку в добровольном порядке страховые взносы в Пенсионный фонд ФИО11. не уплачивались 25.03.2010 г. ему было направлено Требование № У ПФР (ГУ) в Советском районе городского округа г. Брянска по уплате страховых взносов (недоимки) пеням, штрафам в сумме 28061 руб.48 коп. В связи с неисполнением в добровольном порядке указанного Требования, начальником УПФР (ГУ) в Советском районе городского округа г. Брянска в отношении ФИО1 31.05.2010 г. было вынесено Постановление № о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов в размере неуплаченных сумм. Положениями пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ установлена обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов. В силу статьи 2 Закона о пенсионном страховании правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Законом.Закон о пенсионном страховании не регламентирует порядок взыскания недоимки и пеней, за исключением указания на судебный порядок, следовательно, подлежат применению нормы НК РФ. Согласно пункту 5 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом (органом ПФ РФ) по месту его учета. При неуплате плательщиком взноса в установленный срок требование об уплате недоимки должно быть направлено ему не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты (статья 70НК РФ), а при неисполнении требования исковое заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока его исполнения (статья 48НК РФ). Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2002 - 2005 годах) страхователь был обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате страховых взносов, если иное не было предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате страховых взносов являлось основанием для направления ему требования об уплате задолженности по страховым взносам. Пунктом 1 статьи 70НК РФ (в прежней редакции) было предусмотрено, что требования об уплате налога должны быть направлены налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено НК РФ. В случае неисполнения плательщиком требования об уплате задолженности, заявление о ее взыскании может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования (пункт 3 статьи 48НК РФ) Установленный пунктом 3 статьи 48НК РФ срок является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению. При этом предельный срок обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по страховым взносам и пеней представляет собой совокупность следующих сроков: трехмесячного срока, установленного статьей 70 НК РФ; срока на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, указанного в направленном должнику требовании; шестимесячного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 48 НК РФ. Началом течения предельного срока обращения в суд, исчисленного путем сложения названных сроков, является день, следующий за установленным сроком уплаты страховых платежей в виде фиксированного платежа. Материалами дела подтверждается, что требование об уплате недоимки по страховым взносам и пени за 2002 г. - 2006 г. выставлено 25 марта 2010г. Таким образом, недоимка и пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа за 2002 - 2006 годы подлежала взысканию с бывшего предпринимателя в судебном порядке в соответствии с установленном НКРФ, но пенсионный фонд правом на взыскание в судебном порядке не воспользовался, срок на обращение в суд пропустил. Следовательно, установленные статьями 46, 70 Налогового кодекса Российской Федерации сроки (трехмесячный срок на предъявление требования, срок на его добровольное исполнение и шестимесячный срок для обращения в суд) для взыскания пеней за период с 2002 г. по 2006 г. пропущены. С 01.01.2006 г. действующим законодательством РФ предусмотрен внесудебный порядок взыскания территориальными органами Пенсионного фонда РФ со страхователей - индивидуальных предпринимателей недоимки по страховым взносам и пеней за их несвоевременную уплату, не превышающих определенного предела - пяти тысяч рублей. Порядок взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации с 01.01.2006 регламентируется статьей 25.1 Закона N 167-ФЗ. В отличие от статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, данный порядок не содержит указания на то, что решение о взыскании недоимки, пени и штрафа должно быть принято должностным лицом органа Пенсионного фонда не позднее определенного срока после истечения срока, установленного в требовании об уплате платежа. В статье 25.1 Закона N 167-ФЗ говорится лишь о том, что решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов принимается руководителем (его заместителем) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации после истечения срока исполнения требования об их уплате и оно должно быть направлено страхователю в течение пяти дней со дня его вынесения. До принятия решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в трехмесячный срок со дня поступления от налоговых органов сведений о сумме задолженности направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если размер причитающейся к уплате суммы превышает: в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей либо если страхователем выступает физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации. Согласноп. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога и пени должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах. Таким образом, в требовании направляемом налогоплательщику должны быть указаны размер недоимки по налогу, дата, с которой начинают начисляться пени, а также ставка пени с учетом положений ст. 75 НК РФ и период ее начисления. Требование от 25.03.2010 г. не соответствует п. 4 ст. 69 НК РФ, что затрудняет идентификацию взыскиваемых с ответчика сумм, в частности в требовании пенсионного органа отсутствуют данные об основаниях взимания страховых взносов, равно как и сведения о сроках (налоговых периодах), за которые они начислены, не указаны даты, с которых начисляются пени, и ставки пеней. Как пояснила представиитель пенсионного фонда в кассационной инстанции, вся задолженность в требовании за все года была выставлена одной суммой, без расшифровки по годам, никаких расчетов заявителю, в которых бы содержались сведения о том, за какой период начислена пеня и ставки пеней, ему не предоставлялись. Имеющиеся в деле требования о начислении пени по годам( л.д.122-123) составлены по запросу суда в период рассмотрения дела. Кроме того, статья 25.1 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" утратила силу с 1 января 2010 года. При таких обтоятельствах, суд правомерно признал недействительными отменил оспариваемое заявителем требование об уплате налога и постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафа. Оснований для отмены судебного решения судебная коллегия не находит. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : Решение Советского районного суда г. Брянска от 31 августа 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. Председательствующий: Зубкова Т.И. Судьи областного суда: Стоян Е.В. Кравцова Г.В.