... Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе: председательствующего Саманцовой Л.К. судей областного суда Мариной Ж.В. Богородской Н.А. с участием прокурора Игнаткиной О.Ф. при секретаре Гузанове Д.Е. рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Богородской Н.А. 27 октября 2011 года дело по кассационной жалобе Департамента строительства и архитектуры Брянской области на решение Советского районного суда гор. Брянска от 07 сентября 2011 года по делу по иску прокурора Севского района Брянской области в защиту интересов К.В.Н. к администрации Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании незаконным отказа в выдаче субсидии на приобретение жилья, У С Т А Н О В И Л А: Прокурор Севского района Брянской области обратился в суд в защиту интересов К.В.Н. с иском к администрации Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании решения комиссии по рассмотрению вопросов обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, администрации Брянской области от 08 сентября 2010 года недействительным в части отказа К.В.Н. в выдаче субсидии на приобретение жилья, ссылаясь на то, что К.В.Н. является ветераном боевых действий и на него распространяется действие Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах". 25.06.2010 года К.В.Н. обратился в Севскую городскую администрацию Брянской области с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Однако, решением Комиссии по рассмотрению вопросов обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов администрации Брянской области от 08 сентября 2010 года К.В.Н. было отказано в выдаче субсидии, т.к. он проживает один в муниципальном общежитии, общая площадь жилого помещения на одного члена семьи выше учетной нормы. При этом Комиссией по рассмотрению вопросов обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов администрации Брянской области было рекомендовано администрации муниципального образования рассмотреть вопрос о законности постановки истца на жилищный учет, и 26.11.2010 года постановлением главы Севской городской администрации №... К.В.Н. был снят с жилищного учета. Прокурор Севского района Брянской области в интересах К.В.Н. просил признать недействительным отказ Комиссии по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов администрации Брянской области от 08 сентября 2010 года в выдаче К.В.Н. субсидии на приобретение жилого помещения, признать за ним право на получение субсидии на приобретение жилья в собственность и обязать администрацию Брянской области включить К.В.Н. в список граждан на получение субсидии из числа ветеранов боевых действий. В судебном заседании помощник прокурора Володарского района гор. Брянска С.Л.Е. и К.В.Н. поддержали исковые требования, ссылаясь на то, что К.В.Н. является ветераном боевых действий в Афганистане, проживает один в комнате общежития по адресу Брянская область, гор. Севск, ул..., договор социального найма на указанное жилое помещение с ним не заключался, другого жилого помещения в собственности или по договору социального найма К.В.Н. не имеет. Ранее К.В.Н. Департаментом строительства и архитектуры Брянской области была предоставлена субсидия на приобретение жилья, однако, К.В.Н. не смог подобрать жилье на предоставленную денежную сумму, и был вынужден вернуть соответствующий сертификат. Представитель администрации Брянской области Л.О.В. иск не признала, ссылаясь на то, что К.В.Н. правомерно отказано в выдаче субсидии, т.к. он обеспечен общей площадью жилого помещения сверх установленных норм, в установленном порядке жилое помещение, в котором проживает К.В.Н., непригодным для проживания не признано. Кроме того, в настоящее время истец снят с жилищного учета Севской городской администрацией Брянской области и данное решение городской администрации К.В.Н. оспорено не было. Представитель Департамента строительства и архитектуры Брянской области К.Е.Б. возражала против заявленных требований, по основаниям, изложенным представителем администрации Брянской области Л.О.В. При этом не оспаривала, что ранее К.В.Н. была выделена субсидия на приобретение жилья, однако, он ее вернул, т.к. не смог приобрести жилое помещение. Представитель Севской городской администрации Брянской области в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации. Решением Советского районного суда гор. Брянска от 07 сентября 2011 года исковые требования прокурора Севского района Брянской области в защиту интересов К.В.Н. удовлетворены. Суд признал отказ Комиссии по рассмотрению вопросов обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в выдаче субсидии на приобретение жилья от 08 сентября 2010 года К.В.Н. недействующим и обязал администрацию Брянской области, Департамент строительства и архитектуры Брянской области включить К.В.Н. в списки граждан на получение субсидии на приобретение жилья. В кассационной жалобе директор Департамента строительства и архитектуры Брянской области Я.С.И. просит об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права, без учета обстоятельств, имеющих значение для дела, ссылаясь на то, что К.В.Н. постановлением Севской городской администрации был обоснованно снят с жилищного учета, так как проживает по адресу гор. Севск, ..., общей площадью 36 кв.м., что более учетной нормы, установленной для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории Севского городского поселения. При принятии на жилищный учет 10.04.1991 года К.В.Н. проживал по другому адресу и являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий. Ранее К.В.Н. субсидия на приобретение жилья не предоставлялась, он устно дал предварительное согласие на получение субсидии, однако позже отказался в связи с ограниченными сроками реализации свидетельства о предоставлении мер социальной поддержки в связи с окончанием финансового года. Считает, что Департамент строительства и архитектуры Брянской области не имеет права включить К.В.Н. в список граждан на получение субсидии из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как согласно административного регламента по исполнению государственной функции по предоставлению мер социальной поддержки указанным категориям граждан в списки граждан на получение субсидии включаются граждане, состоящие на жилищном учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а К.В.Н. в настоящее время на жилищном учете не состоит. В возражениях на кассационную жалобу и.о. прокурора Севского района Брянской области С.Р.В. просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Заслушав доклад судьи областного суда Богородской Н.А., заключение прокурора Игнаткиной О.Ф., полагавшей, что оснований для отмены решения суда не имеется, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям. Из материалов дела следует, что К.В.Н. является ветераном боевых действий и решением исполнительного комитета Севского городского совета народных депутатов от 10 апреля 1991 года был поставлен на общую и льготную очередь улучшения жилищных условий. Согласно паспортным данным К.В.Н. с 13 мая 1992 года по настоящее время значится зарегистрированным по адресу гор.Севск, ... Из справки Севской городской администрации Брянской области от 5 сентября 2011 года № ... следует, что ведомственное общежитие по адресу Брянская область, гор.Севск, ... принадлежавшее Севскому овощесушильному заводу, при приватизации было передано в жилищный фонд городского поселения как жилой дом. Наниматели имеют право на приватизацию (по желанию) занимаемых помещений в жилом доме по адресу гор.Севск, ... Согласно справке и.о. главы Севской городской администрации Брянской области от 16 августа 2011 года № ... договор социального найма с К.В.Н., проживающим по адресу гор.Севск, ... по состоянию на 16 августа 2011 года не заключен. Решением комиссии по рассмотрению вопросов обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, администрации Брянской области от 8 сентября 2010 года К.В.Н. отказано в выдаче субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета. Постановлением Севской городской администрации от 26 ноября 2010 года № ... К.В.Н. снят с общей очереди (список «А») и льготной очереди (список «В») в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Удовлетворяя исковые требования прокурора Севского района Брянской области, признавая недействующим отказ комиссии от 8 сентября 2010 года в выдаче К.В.Н. субсидии на приобретение жилья и обязывая ответчиков включить К.В.Н. в списки граждан на получение субсидии на приобретение жилья, суд пришел к выводу, что К.В.Н. какого-либо жилого помещения в собственности или по договору социального найма не имеет, в связи с чем имеет право на улучшение жилищных условий и меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий. На момент рассмотрения его жилищного дела 8 сентября 2010 года он находился на жилищном учете в Севской городской администрации Брянской области. Основания к отказу Департамента по строительству Брянской области в предоставлении ему субсидии не соответствуют основаниям отказа, предусмотренным Административным регламентом. Учитывая положения Административного регламента по исполнению государственной функции "Предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий", утв. Постановлением Администрации Брянской области от 21.03.2008 N 255, предусматривающие основания для отказа в предоставлении субсидии, а именно: неполное представление документов; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;реализация ранее права на улучшение жилищных условий;отсутствие личного заявления (п.2.1.2.7), суд обоснованно указал, что предусмотренных регламентом оснований для отказа в выдаче субсидии К.В.Н. в данном случае не имелось. Вместе с тем, выводы суда о том, что в данном случае юридически значимым обстоятельством является только нахождение К.В.Н. на жилищном учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на момент принятия решения об отказе ему в выдаче субсидии - 8 сентября 2010 года нельзя признать правильным, т.к. судом одновременно с признанием незаконным указанного решения комиссии от 8 сентября 2010 года разрешен вопрос о включении К.В.Н. в списки граждан на получение субсидии на приобретение жилья, несмотря на то, что с ноября 2010 года он не состоит на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий. Обязывая ответчиков включить К.В.Н. в списки граждан на получение субсидии на приобретение жилья, судом не принято во внимание, что согласно п.3 ч.1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах»ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. В соответствии с п.3.1 ст. 23.2 указанного Федерального закона «О ветеранах» по письменным заявлениям, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Таким образом, обязательным условием для получения субсидии на строительство или приобретение жилого помещения в данном случае является признание лица нуждающимся в улучшении жилищных условий. Однако, как видно из материалов дела, на момент разрешения настоящего спора по существу Постановлением Севской городской администрации от 26 ноября 2010 года № ... К.В.Н. снят с общей очереди (список «А») и льготной очереди (список «В») в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Данное постановление К.В.Н. не оспорено и на момент рассмотрения спора не отменено. Данные обстоятельства не приняты судом во внимание и им не дано оценки в решении суда. Давая оценку нуждаемости К.В.Н. в улучшении жилищных условий, суд вышел за пределы исковых требований, поскольку такие требования ни прокурором, ни самим К.В.Н. не заявлялись. При этом вывод суда в этой части сделан без учета положений ст. 7 Федерального закона РФ от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ». На основании изложенного решение суда нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене. При новом рассмотрении дела суду следует устранить указанные недостатки, уточнить исковые требования истца, надлежащим образом проверить доводы сторон, дать им оценку и постановить решение суда в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : Решение Советского районного суда гор. Брянска от 07 сентября 2011 года отменить, дело направить в тот же суд на новое рассмотрение. Председательствующий Л.К. Саманцова Судьи областного суда Ж.В. Марина Н.А. Богородская