о включен. в список нуждающ. в жилищн. условий (получение жилищного сертификата)



Судья Пугачев В.А.                                                                    Дело

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

Председательствующего                                                   ТУМАКОВА В.В.

Судей областного суда                                                      АПОКИНОЙ Е.В.

                                                                                            ПЕТРАКОВОЙ Н.П.

При секретаре                                                                    РУДАКОВОЙ О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании 3 ноября 2011 года по докладу Петраковой Н.П. дело по кассационной жалобе руководителя филиала «Войсковая часть 21225» Федерального бюджетного учреждения войсковая часть 70855 на решение Почепского районного суда Брянской области от 14 июня 2011 года по делу по заявлению ФИО1, ФИО2 к филиалу «Войсковая часть 21225» Федерального бюджетного учреждения - войсковая часть 70855, Федеральному бюджетному учреждению - войсковая часть 70855 о признании незаконным решения о не признании ФИО1 и ФИО2 нуждающимися в улучшении жилищных условий, возложении обязанности включить истцов в список граждан, утративших связь с Министерством Обороны РФ и Федеральным Управлением, подлежащих отселению из закрытого военного городка филиала «Войсковая часть 21225» Федерального бюджетного учреждения - войсковая часть 70855 под номером 1 с 22.09.2004 года, возложении обязанности на ответчиков выдать ФИО1 и ФИО2 государственный жилищный сертификат на состав семьи из двух человек,

У С Т А Н О В И Л А :

ФИО2, ФИО1 первоначально обратились в суд с заявлением о признании незаконными действий должностных лиц в исключении заявителей из очереди на получение государственного жилищного сертификата, в котором просили суд признать незаконными действия должностных лиц филиала «Войсковая часть 21225» Федерального бюджетного учреждения - войсковая часть 70855 в удалении ФИО2 и ФИО1 из списков очередников на получение государственного жилищного сертификата или квартиры, в очереди на участие в программе Государственного жилищного сертификата и улучшения жилищных условий. ФИО2 и Г.А. просили суд признать их нуждающимися в улучшении жилищных условий с даты постановки на очередь на улучшение жилищных условий ФИО3, обязать должностных лиц восстановить их в списках филиала «Войсковая часть 21225» федерального бюджетного учреждения - войсковая часть 70855 на получение Государственного жилищного сертификата или квартиры и в очереди на участие в программе Государственного жилищного сертификата и улучшения жилищных условий, выдать им государственный жилищный сертификат на состав семьи 2 человека.

В обоснование заявленных требований ФИО1 ссылались на то, что они зарегистрированы и проживают с 1995 года в <адрес>, относящегося к закрытым военным городкам. В данное жилое помещение они были вселены как члены семьи военнослужащего ФИО3

В 2004 году Рыжинский В.И., а также ФИО1 и ФИО2, как члены его семьи, были включены в состав участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты», как военнослужащий и члены семьи военнослужащего.

В 2006 году брак между ФИО1 и Рыжинским В.И. был расторгнут, и в связи с изменением состава семьи, ФИО1 и ее дочь ФИО2 были исключены из списка участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты», как члены семьи военнослужащего.

В период с 1994 года и по октябрь 2007 года ФИО1 работала в войсковой части 21225, которая в настоящее время является филиалом «Войсковая часть 21225» Федерального бюджетного учреждения - войсковая часть 70855.

В 2008 году на основании заявления ФИО1, она, составом семьи 2 человека, включая дочь ФИО2, в соответствии с федеральной целевой программой «Жилище» и Постановлением Правительства РФ №153 от 21.03.2006 года, была включена в очередь под номером 13 на получение государственного жилищного сертификата, как лицо, потерявшее связь с Министерством обороны и проживающее в закрытом военном городке.

До настоящего времени ФИО1 и А.В. продолжают проживать в служебном помещении и не получили государственный жилищный сертификат.

Полагают, что должностные лица филиала «Войсковая часть 21225» Федерального бюджетного учреждения - войсковая часть 70855, Федерального бюджетного учреждения - войсковая часть 70855 незаконно отказали им в выдаче государственного жилищного сертификата, а также необоснованно поставили их в очередь под номером 13 на получение государственного жилищного сертификата с 2007 года, поскольку в очереди они должны состоять с 2004 г. под №1.

В ходе рассмотрения дела в суде, уточнив заявленные требования ФИО1 просили суд признать незаконными действия должностных лиц филиала «Войсковая часть 21225» ФБУ - войсковая часть 70855, ФБУ - войсковая часть 70855 о не признании нуждающимися в улучшении жилищных условий ФИО2 и Г.А. со дня признания нуждающимися в улучшении жилищных условий ФИО3 и членов его семьи, т.е. с 2004 г., обязать должностных лиц включить их в список граждан утративших связь с МО РФ и Федеральным Управлением, подлежащих отселению из закрытого военного городка войсковой части 21225 под номером 1, как приобретшими право на улучшение жилищных условий ранее указанных в списке граждан, обязать должностных лиц включить в список граждан имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья со дня признания ФИО3 и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий, обязать должностных лиц выдать ФИО2 и членам ее семьи государственный жилищный сертификат на состав семьи 2 человека.

Решением Почепского районного суда Брянской области от 14 июня 2011 года заявленные требования ФИО1 и ФИО2 были удовлетворены частично.

Суд признал за ФИО1 и ФИО2 право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, с ДД.ММ.ГГГГ.

Суд обязал ФБУ - войсковая часть 70855 выдать ФИО1 и ФИО2 государственный жилищный сертификат на состав семьи из двух человек.

В остальной части исковые требования ФИО1 были оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе руководитель филиала «Войсковая часть 21225» Федерального бюджетного учреждения войсковая часть 70855 просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства по делу и неправильно применены нормы материального и процессуального права.

Заслушав доклад по делу судьи областного суда Петраковой Н.П., выслушав объяснения ФИО1 и ее представителя, изложивших возражения на доводы жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Порядок выдачи государственного жилищного сертификата согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определяется Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 г. № 1062 "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан" Правительству Российской Федерации поручено утвердить порядок выдачи и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим и некоторым другим категориям граждан.

По поручению Президента Российской Федерации от 2 ноября 1997 г. № Пр-1777 Правительством Российской Федерации 20 января 1998 г. принято Постановление № 71 "О федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты", которым утверждена федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. № 675 Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты" включена в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.

В 2002-2010 г. реализовалась подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 865.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" были утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов (далее - Правила) в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы".

В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 право на участие в подпрограмме и соответственно получение государственных жилищных сертификатов имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки).

При этом участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание (п. 6 Правил).

Из числа граждан-участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" - "д" и "ж" пункта 5 настоящих Правил, социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющих жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации. Применительно к подпрограмме основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является:

а) отсутствие жилых помещений для постоянного проживания;

б) проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания;

в) проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.

Как усматривается из материалов дела, ФИО1 и ФИО13 зарегистрированы и проживают с 1995 года в <адрес>, который до 15 сентября 2009года имел статус закрытого военного городка. Распоряжением Правительства РФ от 15 сентября 2009 г. №1330-р были внесены изменения и дополнения в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ, Пограничной службы РФ и органов ФСБ России, согласно данному распоряжению военный городок <адрес> утратил статус закрытого военного городка.

Материалами дела подтверждено, что ФИО1 и ФИО2 сертификат на момент рассмотрения настоящего гражданского дела судом первой инстанции выдан не был.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 15.09.2009 г. № 1330-р изменен перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков ВС РФ по Брянской исключен <адрес>.

Разрешая возникший спор и частично удовлетворяя заявленные ФИО1 требования, суд признал за ними право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы» как за лицами подлежащими отселению из закрытого военного городка.

Вместе с тем, суд не правильно применил нормы материального права п. 5 "Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы. Суду следовало исходить из того, что основания для предоставления ФИО1 и А.В. жилищного сертификата как лицам, подлежащим переселению из закрытого военного городка, на данный момент отсутствуют, поскольку данный статус в установленном законом порядке был населенным пунктом утрачен в 2009 году, в связи с чем, ФИО1 не отвечают установленным нормативным актами условиям для предоставления им мер социальной поддержки на переселение. Основанием, дающим ФИО2 и ФИО12 право на получение субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, реализация которого осуществляется путем выдачи государственного жилищного сертификата, является наличие у территории места проживания статуса закрытого военного городка, т.е. наличие предусмотренного п.п. "б" п. 5 Правил условия, целью предоставления субсидии по указанному основанию является необходимость отселения из указанных населенных пунктов лиц, утративших связь с военным ведомством, что определяется спецификой данных населенных пунктов. Коллегия считает, что наличие совокупности предусмотренных нормативными актами условий должно иметь место не только в момент включения в список участников программы, но и на момент реализации права.

В данном случае в связи с изменением статуса населенного пункта - <адрес>, т.е. исключение его из перечня закрытых военных городков ВС РФ, необходимость в отселении граждан из <адрес> отпала, что свидетельствует об отсутствии условий, при наличии которых у гражданина возникает право на получение субсидии на переселение за счет средств федерального бюджета. В отсутствие правовых оснований для отселения семьи ФИО1 из <адрес>, не имеет значения дата ее обращения с заявлением на получение ГЖС и включения в список граждан участников программы по переселению из закрытых военных городков, поскольку наличие необходимых условий и оснований установленных нормативными актами должно иметь место и на момент реализации права.

Доводы ФИО1 о том, что она имеет право на обеспечение государственным жилищным сертификатом по иным основаниям, правового значения не имеют, поскольку, о чем указано выше, в списки граждан, изъявивших желание получить ГЖС она и ее дочь были включены как граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков.

На основании изложенного решение районного суда нельзя признать законным и обоснованным, вследствие чего оно подлежит отмене и, поскольку все обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся и дополнительного представления доказательств не требуется, коллегия считает возможным не передавая дело на новое рассмотрение принять по делу новое решение, которым требования ФИО1 и ФИО11 о признании права на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, с 19.10.2007 г. и возложении на ФБУ - войсковая часть 70855 обязанности по выдаче ФИО1 и ФИО2 государственный жилищный сертификат на состав семьи из двух человек оставить без удовлетворения. В остальной части судебная коллегия соглашается с решением районного суда.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Почепского районного суда Брянской области от 14 июня 2011 года отменить в части удовлетворения требований ФИО1 и ФИО10 о признании права на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, с 19.10.2007 г., и возложении на ФБУ - войсковая часть 70855 обязанности по выдаче ФИО1 и ФИО2 государственного жилищного сертификата на состав семьи из двух человек и вынести новое решение об отказе ФИО1 и ФИО2 в удовлетворении заявленных требований. В остальной части решение районного суда оставить без изменения, а доводы жалобы без удовлетворения.

Председательствующий                                                ТУМАКОВ А.А.

Судьи областного суда                                                   АПОКИНА Е.В.

                                                                                         ПЕТРАКОВА Н.П.