ликвидация частного учреждения



...

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Саманцовой Л.К.

судей областного суда Апокиной Е.В.

Богородской Н.А.

при секретаре Рудовой В.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Богородской Н.А.03 ноября 2011 года дело по кассационной жалобе Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области на решение Бежицкого районного суда г. Брянска от 24 августа 2011 года по делу по иску Управления Министерства юстиции РФ по Брянской области о ликвидации негосударственного образовательного частного учреждения «...»,

У С Т А Н О В И Л А:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области обратилось в суд с иском к негосударственному образовательному частному учреждению «...» о его ликвидации, ссылаясь на то, что Управление Минюста РФ по Брянской области в силу закона является уполномоченным органом, осуществляющим контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами и законодательству Российской Федерации. При анализе материалов учетного дела негосударственного образовательного частного учреждения «...» были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в части предоставления в уполномоченный орган документов, содержащих отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документов о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества в 2007, 2008, 2009 годах, что является в силу закона основанием для ликвидации указанного учреждения.

Представители Управления Минюста РФ по Брянской области А.А.В. и К.Л.А. в судебном заседании в суде первой инстанции заявленные требования о ликвидации негосударственного образовательного частного учреждения «...» поддержали, при этом полагали нецелесообразным назначение лица, обязанного произвести ликвидацию.

Представитель негосударственного образовательного частного учреждения «...» и учредитель Ф.М.Е. в судебное заседание в суд первой инстанции не явился, письменно заявил о признании исковых требований, подтвердив прекращение деятельности возглавляемой им общественной организации.

Заинтересованные лица У.Н.С. и представитель ООО «...» Т.И.И. при рассмотрении дела в суде первой инстанции просили в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что процедура ликвидации должна быть произведена в соответствии с законодательством.

Представитель УФНС России по Брянской области в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие.

Решением Бежицкого районного суда г. Брянска от 24 августа 2011 года исковые требования удовлетворены. Суд постановил ликвидировать негосударственное образовательное частное учреждение «...», ОГРН ..., и возложил обязанность осуществить ликвидацию негосударственного образовательного частного учреждения «...» на учредителя Ф.М.Е..

В кассационной жалобе Управления Минюста РФ по Брянской области ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что при вынесении решения судом не установлены порядок и сроки ликвидации учреждения, что противоречит требованиям ст. 62 ГК РФ.

Заслушав доклад по делу судьи Богородской Н.А., объяснения представителя Управления Минюста России по Брянской области К.Л.А., поддержавшей доводы жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с п. 1 главы 1 «Положения о Министерстве юстиции РФ», утвержденного Указом Президента № 1313 от 13 октября 2004 года, Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, контролю за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.

Реализуя данные полномочия, территориальный орган Минюста России (Управление Минюста РФ по Брянской области) обратился в суд с заявлением о ликвидации негосударственного образовательного частного учреждения «...» в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона № 7-ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими Федеральными законами.

Согласно п. 3 ст. 32 названного Федерального закона некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Указанные документы, согласно п.2 Постановления Правительства РФ № 212 от 15 апреля 2006 года "О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», предоставляются некоммерческими организациями не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Из материалов дела следует, что негосударственное образовательное частное учреждение «...» свои отчеты о деятельности в 2007, 2008, 2009 г.г. в Управление Минюста РФ по Брянской области не представляло.

В соответствии с п. 10 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с ч.3 указанной нормы закона требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

С учетом изложенного судебная коллегия находит правильным вывод суда об удовлетворении исковых требований Управления Минюста РФ по Брянской области о ликвидации негосударственного образовательного частного учреждения «...», т.к. неоднократное не предоставление учреждением отчета о деятельности является основанием для ликвидации некоммерческой организации.

Учитывая, что согласно уставу негосударственного образовательного частного учреждения «...» (л,д. 8-19) данная некоммерческая организация создана в форме Учреждения и ее учредителем является Ф.М.Е., суд обоснованно возложил обязанность по осуществлению ликвидации указанного учреждения на его учредителя Ф.М.Е., который вправе самостоятельно принять решение о конкретных сроках и порядке ликвидации некоммерческой организации в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Возложение обязанности по ликвидации учреждения на его учредителя не противоречит положениям ст. 61 ГК РФ и не препятствует проведению процедуры ликвидации данного юридического лица в соответствии со ст. ст. 61-64 ГК РФ после принятия судом решения о его ликвидации.

На основании изложенного судебная коллегия находит, что решение суда постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется, т.к. указания, содержащиеся в ч. 2 ст. 62 ГК РФ о том, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами, относятся к случаям, когда решения о ликвидации юридического лица принимаются его учредителями (участниками) либо органом, уполномоченным на то учредительными документами, и не распространяются на судебные органы.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Бежицкого районного суда г. Брянска от 24 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Министерства юстиции РФ по Брянской области - без удовлетворения.

Председательствующий Л.К. Саманцова

Судьи областного суда Е.В.Апокина

Н.А.Богородская