Cудья Карнеева Е.К. Дело № Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе: Председательствующего: ЗУБКОВОЙ Т.И. Судей областного суда: МАРИНОЙ Ж.В. ТУМАКОВА А.А. При секретаре КАРПУХИНОЙ К.И. Рассмотрев в открытом судебном заседании 10 ноября 2011 г. по докладу ФИО8 дело по кассационной жалобе представителя ФИО1 на решение Советского районного суда г. Брянска от 21 сентября 2011 г. по делу по иску ФИО1 к Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Брянской области о признании незаконным отказа в постановке на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий и отказа в выдаче сертификата на приобретение жилья, У С Т А Н О В И Л А: ФИО1 обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что с 1996 г. по 2010 г. проходил службу в ФБУ Брянская ВК УФСИН России по Брянской области, уволен со службы приказом начальника ИЗ 32/1 по п.«з» ст.58 (по ограниченному состоянию здоровья). Выслуга лет на момент увольнения составила 15 лет 05 мес.08 дн., в настоящее время является пенсионером. С 1996 г. по настоящее время с составом семьи из 3 человек он проживает в комнате в общежитии, предоставленной ответчиком в связи с прохождением службы. Он обратился к ответчику с заявлением о включении его в состав участником подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» для улучшения жилищных условий, однако решением жилищно-бытовой комиссии от 17.03.2011 г. ему было отказано во включении в подпрограмму, в связи с тем, что он не стоял на очереди на улучшение жилищных условий на момент увольнения со службы. Затем он вновь обратился к ответчику с заявлением о постановке его на учет на получение жилья, однако решением жилищно-бытовой комиссии от 03.05.2011 г. ему было отказано, в связи с тем, что с 01.03.2005 г. принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления. Истец просил признать незаконными отказы жилищно-бытовой комиссии от 17.03.2011 г. и от 03.05.2011 г. в постановке его на учет по месту службы в качестве нуждающегося в получении жилья и о включении его в списки участников подпрограммы на получение государственного жилищного сертификата; обязать ответчика восстановить допущенное нарушение его права в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилья по месту службы с момента подачи соответствующего заявления с 18.02.2011 г. и включить его в список участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты». Решением Советского районного суда г. Брянска от 21 сентября 2009 г. отказано в удовлетворении исковых требований. В кассационной жалобе представитель истца просит решение суда отменить, как противоречащее нормам права и фактическим обстоятельствам дела. В возражениях на кассационную жалобу представитель ответчика просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. Заслушав доклад судьи Зубковой Т.И., выслушав объяснения ФИО1 и его представителя ФИО3, поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу представителя ФКУ СИЗО-1 УФСИН по Брянской области ФИО4, полагавшей решение суда законным и не подлежащим отмене, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда постановленным в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела. Как видно из материалов дела,что ФИО5, старший прапорщик внутренней службы, младший инспектор 1 категории отдела режима в период с 10.11. 1996 г. по 18.05.2010 г. проходил службу в ИЗ-32/1 УФСИН России по Брянской области. Уволен приказом начальника ФБУ ИЗ-32/1 УФСИН России по Брянской области №72л/с от 18.05.2010 г. по ст.58 п. «з» (по ограниченному состоянию здоровья) Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Выслуга лет в календарном исчислении составила 15 лет 05 мес. 08 дней, в льготном исчислении 22 года 00 мес. 19 дней. С момента поступления на службу, ФИО1, по устному распоряжению работодателя, был вселен в общежитие, расположенное по адресу: <адрес>-а, ком.З, общей площадью 23,5 кв.м.с составом семьи из трех человек: истец, его супруга ФИО6 и дочь ФИО7 22.02.2011 г. ФИО5 обратился к ответчику с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты». Решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ СИЗО-1 от 17.03.2011 г. ему было отказано в этом, в связи с тем, что участники подпрограммы должны состоять после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. 06.04.2011 г. ФИО5 обратился к ответчику с заявлением о включении его в списки очередников на получение жилья. Решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ СИЗО-1 от 03.05.2011 г. ему было отказано в этом, в связи с тем, что с 01.03.2005 г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется в порядке, предусмотренном ЖК РФ, то есть органом местного самоуправления. Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что истец в период прохождения службы в уголовно-исполнительной системе на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоял, с рапортом о постановке на учет обратился впервые только в 2011 году. Учетное жилищное дело по месту прохождения службы на истца не заводилось. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства и поскольку участие в подпрограмме «Государственные жилищные сертификаты» предполагает наличие нуждаемости и нахождение на жилищном учете потенциального участника подпрограммы, решение ЖБИ от 17.03.2011 г. об отказе ФИО1 во включение его в состав участников подпрограммы является обоснованным. Судебная коллегия полагает вывод суда правомерным соответствующим нормам права и фактическим обстоятельствам дела. Согласно п. 1 ст. 15 Закона РФ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с пунктом 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г., ( с последующими изменениями) право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации: сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений): Граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, содержавшиеся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет. Военнослужащие и граждане, приравненные к ним по Подпрограмме, могут претендовать на участие в Подпрограмме (при наличии прочих условий) в случае наличия статуса нуждающихся в жилых помещениях, т.е. при наличии решения соответствующего органа по учету и распределению жилья о постановке их на учет нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется в порядке, предусмотренном ЖК РФ. Согласно ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Согласно пункту 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению № 1. Как установлено судом истец в период прохождения службы в уголовно-исполнительной системе на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоял, с рапортом о постановке на учет обратился в 2011 г. Достоверных доказательств, подтверждающих его обращение к руководству о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в период службы суду не представлено. Как усматривается из материалов дела, в ФКУ СИЗО № 1УФСИН России по Брянской области ведется учет сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на жилищный учет до 01.03.2005 года. С 01.03.2005 года учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в указанном федеральном органе исполнительной власти прекращен. В связи с введением в действие ЖК РФ определен особый порядок нахождения на учете нуждающихся в жилых помещениях, установленный Федеральным законом "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ. Согласно ст. 5 названного Закона к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, данный Кодекс применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных указанным Законом. Статья 6 рассматриваемого Закона устанавливает следующий порядок нахождения на учете граждан в целях последующего предоставления им жилых помещений: - с 1 марта 2005 г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ; - граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Таким образом, суд правильно указал, что вопрос о нуждаемости истца в улучшении жилищных условий может быть рассмотрен органом местного самоуправления по месту жительства заявителя, при обращении его с данным заявлением. В силу п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" федеральный орган исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, формирует список по выдаче сертификатов не только из тех военнослужащих, которые состоят в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту военной службы, но и из тех военнослужащих, которые признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке по избранному месту жительства органами местного самоуправления (решение Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2003 г. N ВКПИ 03-47). В связи с тем, что истцу правильно отказано в удовлетворении требований о признании решения ЖБК незаконным, остальные требования, как производные от первого, также не подлежат удовлетворению. Доводы кассационной жалобы основанием к отмене постановленного судом решения служить не могут, поскольку выводов суда первой инстанции ничем не опровергают, фактически воспроизводят доводы первоначального заявления истца, которые в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 196,198 ГПК РФ получили надлежащую оценку в решении суда. Оснований не согласиться с такой оценкой судебная коллегия не имеет. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : Решение Советского районного суда г. Брянска от 21 сентября 2011 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. Председательствующий: Зубкова Т.И. Судьи областного суда: Марина Ж.В. Тумаков А.А.