Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе: председательствующего Саманцовой Л.К. судей областного суда Мариной Ж.В. Богородской Н.А. при секретаре Колесниченко Г.В. рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Богородской Н.А. 17 ноября 2011 года дело по кассационной жалобе П.С.А. на решение Советского районного суда гор. Брянска от 07 октября 2011 года по делу по иску П.С.А. к Управлению Министерства внутренних дел России по Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании действий незаконными, признании права на представление жилищного сертификата, У С Т А Н О В И Л А : П.С.А. обратился в суд с иском к УМВД России по Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании действий незаконными, признании права на представление жилищного сертификата, ссылаясь на то, что он проходил службу в МО МВД России «Брянский», 06.05.2011 года был уведомлен о сокращении занимаемой им должности с 20 мая 2011 года. В связи с действующим Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153 он обратился к ответчику с рапортом о включении его в число участников программы «Жилище», однако письмом начальника правового отдела УВД по Брянской области К.О.А. от 15 июня 2011 года №... ему было отказано во включении в число участников подпрограммы на получение ГЖС. С аналогичным рапортом он обратился к начальнику МО МВД России «Брянский» Ж.В.И., но 30 июня 2011года № ... ему также было отказано в связи с тем, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в получение жилья осуществляют органы местного самоуправления по месту регистрации граждан. 04.07.2011 года он получил отказ Брянской областной администрации во включении в списки участников подпрограммы на получение ГЖС. Ссылаясь на нормы п.5 «а», п.7, п.16, п.19 и п.24 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153, истец считает свое право на обеспечение жилым помещением в порядке предоставления ГЖС нарушенным по изложенным в иске основаниям, и просил признать действия должностных лиц ответчиков незаконными, восстановить допущенное нарушение его законного права на включение в число участников подпрограммы «Жилище» для получения государственного жилищного сертификата. Обязать УВД по Брянской области включить его в список граждан участников подпрограммы, изъявивших желание получить жилищный сертификат. В судебном заседании П.С.А. и его представитель Ш.В.В. поддержали заявленные требования. Представитель ответчика УМВД России по Брянской области В.Н.В. иск не признала. Представитель ответчика Департамента строительства и архитектуры Брянской области в судебное заседание не явился, представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. Решением Советского районного суда гор. Брянска от 07 октября 2011 года исковые требования П.С.А. к УМВД России по Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании действий незаконными, признании права на предоставление жилищного сертификата оставлены без удовлетворения. В кассационной жалобе П.С.А. просит об отмене решения суда, как постановленного в нарушение норм материального и процессуального права и без учета фактических обстоятельств дела, ссылаясь на то, что в Правилах учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054, отсутствует обязательность нахождения гражданина в очереди на улучшение жилищных условий до 01.01.2005 года, в п.1 Постановления Правительства РФ № 153 от 21 марта 2006 года указано, что государство берёт на себя обязательства по обеспечению жильём категорий граждан, к которым он относится, путём предоставления из средств федерального бюджета субсидий на приобретение жилья. Данная норма также определена и в статье 23.2 ФЗ «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995г., которая не принята судом во внимание. Считает, что суд не применил закон, подлежащий применению, так как при определении его права на жилье суд обязан был руководствоваться пп.3 п.3 ст. 23.2 ФЗ РФ «О ветеранах», в котором категория граждан, к которой он относится, четко определена. Заслушав доклад судьи областного суда Богородской Н.А., объяснения П.С.А. и его представителя Ш.В.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу представителя Управления МВД России по Брянской области В.Н.В., проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. Из материалов дела следует, что П.С.А. с 22.11.1993 года проходил службу в МО МВД России «Брянский» в должности начальника ТПМ № 6 в звании майор милиции. 04.05.2011 года истец был уведомлен об увольнении из ОВД в связи с сокращением должности с 20.05.2011 года. Приказом УМВД России по Брянской области №... П.С.А. уволен по сокращению штатов по п.«е» ст.58 Положения о прохождении службы в органах внутренних дел с 22.08.2011 года. Выслуга лет для выплаты единовременного пособия составила 19 лет. П.С.А. в июне 2011 года обращался с заявлениями в правовой отдел УМВД России по Брянской области, в областную администрацию Брянской области, а также с рапортом в МО МВД России «Брянский» о включении его в число участников получателей Государственного жилищного сертификата в соответствии с требованиями Правил выпуска и реализации Государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года №153 и Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года №1050. На обращения истца Департаментом строительства и архитектуры Брянской области, ОВД по Брянскому муниципальному району, УМВД России по Брянской области даны мотивированные ответы, из которых следует, что постановка и принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту прохождения службы для участия в программе по реализации ГЖС с 01.03.2005 года аппаратом УВД ОВД и его подразделениями не осуществляется. Сотрудники ОВД РФ, содержащиеся за счет средств федерального бюджета, увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, включаются в число участников подпрограммы «Жилище» на получение ГЖС, в том случае, если они состоят в списках очередников на получение жилых помещений в федеральном органе исполнительной власти после увольнения. Отказывая в удовлетворении исковых требований П.С.А. о признании права на предоставление жилищного сертификата, суд исходил из того, что истец в период прохождения службы на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоял, с рапортом о постановке на учет обратился впервые только 8 июня 2011 года, учетное жилищное дело по месту прохождения службы на истца не заводилось, после увольнения он также не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в федеральном органе исполнительной власти. Судебная коллегия находит данный вывод суда обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона. В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется в порядке, предусмотренном ЖК РФ. Согласно ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Постановлением Правительства РФ №153 от 21.03.2006 г. утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.10.2007г. №681, от 10.04.2008г. №257). В соответствии с п.п. «а» п. 5 указанных Правил, право на участие в подпрограмме имеют сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. Согласно пункту 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению № 1 с приложением следующих документов: граждане, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил: справку об общей продолжительности военной службы (службы); выписку из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти; выписку из домовой книги и копия финансового лицевого счета; выписку из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка); справку о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) - для граждан, проживающих в таком городке (поселке); копию документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации). Таким образом, по смыслу указанных правовых норм, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют сотрудники органов внутренних дел РФ, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и состоящие после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях, однако истец в установленном порядке на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоял и не состоит. На основании изложенного судебная коллегия находит, что решение суда постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы, которые сводятся к переоценке выводов суда, не имеется. Доводы жалобы о применении по настоящему делу ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» не являются основанием для отмены решения суда, поскольку ст.ст.16, 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» также предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : Решение Советского районного суда гор. Брянска от 07 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу П.С.А. - без удовлетворения. Председательствующий Л.К.Саманцова Судьи областного суда Ж.В.Марина Н.А.Богородская