Судья Сухорукова Л.В. Дело № К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе: председательствующего Юдиной В.И. судей областного суда Зубковой Т.И., Мариной Ж.В. при секретаре Карпухиной К.И. рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Зубковой Т.И. 24 ноября 2011 года дело по кассационной жалобе правового управления администрации Брянской области на решение Советского районного суда гор. Брянска от 2 сентября 2011 года по делу по иску ФИО1 к администрации Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании права на получение компенсации за утраченное имущество и включении в списки граждан на получение компенсации за утраченное имущество, У С Т А Н О В И Л А : ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации Брянской области о признании права на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС и включении в список граждан на получение компенсации, ссылаясь на то, что является собственником домовладения, расположенного по адресу: <адрес> на территории зоны с правом на отселение. В настоящее время выехал из указанного населенного пункта на постоянное место жительства в <адрес>. При обращении в администрацию Брянской области о включении в список граждан на получение компенсации получил отказ комиссии по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС, со ссылкой на то, что представленный отчет об оценке имущества не соответствует ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и стандартам оценки. Просил признать за ним право на выплату компенсации за утраченное имущество и обязать ответчика включить его в список граждан на получение компенсации в размере 16.032.000 рублей. Представитель департамента по строительству и архитектуре иск не признал, ссылаясь на то, что стоимость имущества завышена, поэтому права на получение компенсации истец не имеет. Решением Советского районного суда гор. Брянска от 2 сентября 2011 года иск удовлетворен. Суд признал за истцом право на получение компенсации за утраченное имущество в результате катастрофы на ЧАЭС в виде жилого дома, расположенного по адресу <адрес>, и обязал Департамент строительства и архитектуры Брянской области включить его в списки граждан на получение компенсации за утраченное имущество в результате катастрофы на ЧАЭС в виде указанного домовладения в размере 16.032.000 руб. В кассационной жалобе представитель правового управления администрации Брянской области просит об отмене решения суда, как постановленного без учета фактических обстоятельств дела, ссылаясь на то, что со стороны истца имеет место злоупотребления правом, в связи со строительством дома в зоне радиоактивного загрязнения с целью дальнейшего получения компенсации за утраченное имущество. Заслушав доклад судьи областного суда Зубковой Т.И., возражения на жалобу ФИО1, его представителя ФИО5, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям. В соответствии с п. 6 части 1 статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития. Согласно п.4 ч.1 ст. 17 названного закона, указанной категории граждан гарантируется компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества, включающая в себя стоимость строений (жилые дома, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки и другие), домашнего имущества, степень радиоактивного загрязнения которого не позволяет перевезти его на новое место жительства; стоимость всех видов сельскохозяйственных животных, подлежащих вынужденному убою, а также утраченных садово-ягодных насаждений, посевов. Граждане, имеющие дачи, садовые домики и другие строения, а также плодово-ягодные насаждения в зонах отчуждения и отселения, и граждане, получившие в этих зонах имущество в порядке наследования либо по другим основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, получают компенсацию их стоимости в соответствии с настоящим пунктом независимо от места их постоянного проживания. Порядок выплаты компенсации, а также стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности при определении стоимости указанных строений и имущества с учетом степени их радиоактивного загрязнения, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Из материалов дела следует, что истцу на праве собственности принадлежит жилой <адрес> в <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11 февраля 2010 года. Право собственности на указанный дом зарегистрировано на основании договора дарения от 21.01.2010 года. Территория г. Клинцы Брянской области постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 N 1582"Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" отнесена к зоне проживания с правом на отселение. 11 марта 2010 года истцу выдано удостоверение как лицу, выехавшему добровольно из зоны отселения. Удовлетворяя иск, суд исходил из того, что отказ комиссии по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в выплате истцу компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС необоснован и имеются основания для признания за ним права на получение компенсации за утраченное имущество, внесения в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество в размере 16.032.000 рублей. Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда. По смыслу указанных выше требований закона, право на компенсацию за утраченное имущество имеют граждане, выехавшие из зоны радиоактивного загрязнения, при этом данное право может возникнуть только в случае отсутствия доказательств о злоупотреблении таким правом. Установление данных обстоятельств является юридически значимыми обстоятельствами по делу. В соответствии со ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Из материалов дела следует, что <адрес> в <адрес> перешел в собственность истца на основании договора дарения жилого дома и земельного участка от 21 января 2010 года, заключенного между истцом и его матерью, право собственности истца на данный дом зарегистрировано 11 февраля 2010 года. При принятии дара истцу было известно, что указанный дом находится в зоне радиоактивного загрязнения. В указанном доме истец не проживал, не был зарегистрирован, не владел и не пользовался им, фактически сразу после оформления права собственности на указанный дом, истец обратился в Комиссию по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и 31 марта 2010 года ему было оказано в выплате данной компенсации. Указанные обстоятельства являются юридически значимыми по данному делу, однако необоснованно не приняты судом во внимание. Кроме, из договора дарения от 21 января две тысячи десятого года усматривается, что дарителю ФИО6 (матери истца) земельный участок и дом принадлежали по договору дарения от 16.07.2009 года, т.е. практически непосредственно перед обращением за признанием права на компенсацию. Судебная коллегия приходит к выводу, что получение истцом удостоверения лица, выехавшего на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, было осуществлено исключительно с целью получения компенсации за имущество, расположенное в зоне проживания с правом на отселение. Кроме того, законом предусмотрено, что компенсационные выплаты за утраченное жилье и имущество, которые являются дополнительными мерами социальной защиты лиц, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, выплачиваются гражданам, покинувшим ее безвозвратно, только на основании их добровольного волеизъявления. Только от усмотрения гражданина зависит, написать ли заявление об отказе от права владения, пользования и распоряжения жильем на территории районов, пострадавших от аварии и выехать на другое место жительства. Более того, получение этих компенсационных выплат не препятствует гражданам защищать свои имущественные права в соответствии с действующим законодательством. При таких обстоятельствах, учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, судебная коллегия полагает возможным отменить решение суда, и не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое рашение, которым в удовлетворении требований ФИО1 к администрации Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании права на получение компенсации за утраченное имущество и включении в списки граждан на получение компенсации за утраченное имущество отказать. На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : Решение Советского районного суда гор. Брянска от 02 сентября 2011 года отменить, принять новое решение. В удовлетворении требований ФИО1 к администрации Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании права на получение компенсации за утраченное имущество и включении в списки граждан на получение компенсации за утраченное имущество - отказать. Председательствующий В.И.Юдина Судьи областного суда Т.И.Зубкова Ж.В.Марина