Судья Блохина З.Е. Дело № 33-4049/11 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе: председательствующего ЗУБКОВОЙ Т.И. судей областного суда КРАВЦОВОЙ Г.В. КИСЕЛЕВОЙ Е.А. рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой Е.А. 8 декабря 2011 года дело по кассационной жалобе Главы Тюнинской сельской администрации муниципального образования «Тюнинское сельское поселение» Рогнединского муниципального района Брянской области на решение Рогнединского районного суда Брянской области от 21 июня 2010 года по делу по иску Брянского природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Тюнинской сельской администрации о возложении обязанности принятия в муниципальную собственность бесхозяйного скотомогильника, У С Т А Н О В И Л А: Брянский природоохранный прокурор обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что 07.07.2008 г. на основании заявления главы Тюнинской сельской администрации Клетнянским отделом в Рогнединском районе Управления Федеральной регистрационной службы по Брянской области бесхозяйный объект (скотомогильник, расположенный в 1000 м. от д. Хариново Рогнединского района) поставлен на учёт под номером 32-32-15/003/2008-366У. Дальнейших действий по обращению указанного скотомогильника в муниципальную собственность Тюнинская сельская администрация не предприняла. Контроль за санитарным состоянием указанного объекта никем не осуществляется. Отсутствие собственника скотомогильника создает постоянную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, что может негативно сказаться на здоровье людей. Просил суд обязать Тюнинскую сельскую администрацию Рогнединского района принять в муниципальную собственность бесхозяйный скотомогильник. Решением суда исковые требования Брянского природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Тюнинской сельской администрации о возложении обязанности принятия в муниципальную собственность бесхозяйного скотомогильника - удовлетворены. Суд обязал Тюнинскую сельскую администрацию принять в муниципальную собственность бесхозяйный скотомогильник, расположенный в 1000 м. от д. Хариново Рогнединского района Брянской области, состоящий па учёте в Клетнянском отделе в Рогнединском районе Управления Федеральной регистрационной службы по Брянской области под номером 32-32-15/003/2008-366У. В кассационной жалобе Глава Тюнинской сельской администрации муниципального образования «Тюнинское сельское поселение» Рогнединского муниципального района Брянской области просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материально права. Заслушав доклад по делу судьи Киселевой Е.А., проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. Как установлено судом, в с. Хариново Рогнединского района Брянской области находится скотомогильник (биотермическая яма) принятый на учет в Клетнянском отделе (п. Рогнедино) УФРС по Брянской области за № 32-32-15/003/2008-366У на основании заявления главы Тюнинской сельской администрации. Удовлетворяя, заявленные прокурором требования, суд исходил из того, что в соответствии с п. 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника возлагается на местную администрацию либо руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты. Ст. 14 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года № 131-Ф3 к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. В силу п. 3 ст. 255 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Однако в нарушение этих норм законодательства Тюнинской сельской администрацией не приняты меры по принятию бесхозяйного скотомогильника в муниципальную собственность. Между тем, судебная коллегия находит такой вывод суда ошибочным, основанным на неправильном применении и толковании норм материального права. В силу статьи 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Согласно статьям 5 и 6 ФЗ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и ч. 2 ст. 2 ФЗ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают РФ и субъекты РФ, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством РФ, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов РФ. В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 ФЗ от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта РФ, относится решение вопросов организации на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 ФЗ от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта РФ могут находиться скотомогильники (биотермические ямы). В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться РФ и субъект РФ. Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления ФЗ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" не предусматривает. Таким образом, суд незаконно возложил обязанность на Тюнинскую сельскую администрацию по принятию в муниципальную собственность спорного бесхозяйного скотомогильника. Судом установлено, что имеющееся на территории Тюнинского муниципального образования Рогнединского муниципального района Брянской области место захоронения биологических отходов на балансе администрации муниципального района не состоит. Действующее законодательство, в том числе ФЗ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ФЗ от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющегося на территории Тюнинского муниципального образования Рогнединского муниципального района Брянской области бесхозяйного места захоронения биологических отходов. В этой связи не имеется оснований для возложения на Тюнинскую сельскую администрацию обязанности принять в муниципальную собственность бесхозяйный скотомогильник, расположенный в 1000 м. от д. Хариново Рогнединского района Брянской области, состоящий на учёте в Клетнянском отделе в Рогнединском районе УФРС по Брянской области под номером 32-32-15/003/2008-366У. Поскольку обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения заявленных прокурором требований установлены, однако судом первой инстанции допущены ошибки в применении и толковании норм материального права, решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения. Руководствуясь изложенным и ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : Решение Рогнединского районного суда Брянской области от 21 июня 2010 года отменить. Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных прокурором требований о возложении на Тюнинскую сельскую администрацию Рогнединского муниципального района Брянской области обязанности принятия в муниципальную собственность бесхозяйного скотомогильника - отказать. Председательствующий ЗУБКОВА Т.И. Судьи областного суда КРАВЦОВА Г.В. КИСЕЛЕВА Е.А.