о возложении обязанности по постановке на учет бесхозного скотомогильника



Судья Блохина З.Е.                                                                    Дело

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

Председательствующего                                                 ГОМЕНОК З.И.

Судей областного суда                                                    СУЯРКОВОЙ В.В.

                                                                                          ПЕТРАКОВОЙ Н.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании 08 декабря 2011 года по докладу Петраковой Н.П. дело по кассационной жалобе главы Рогнединской поселковой администрации муниципального образования «Рогнединское городское поселение» Рогнединского муниципального района Брянской области на решение Рогнединского суда Брянской области от 17 февраля 2010 года по делу по иску Брянского природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Рогнединской поселковой администрации муниципального образования «Рогнединское городское поселение» о возложении обязанности принятия в муниципальную собственность бесхозяйного скотомогильника,

У С Т А Н О В И Л А :

Брянский природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц в защиту прав на благоприятную окружающую среду обратился в суд с иском к Рогнединской поселковой администрации муниципального образования «Рогнединское городское поселение» о возложении обязанности принятия в муниципальную собственность бесхозяйного скотомогильника, в обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды установлено, что в 1000 м. от д. <адрес> располагается бесхозяйный скотомогильник, находящийся в аварийном состоянии.

В силу п. 6.10 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ 4 декабря 1995 г. № 13-7-2/469 ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) возлагается на местную администрацию либо руководителей организации, в ведении которых находятся эти объекты. Скотомогильник на учет в качестве бесхозяного объекта недвижимости на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию поставлен не был. Отсутствие собственника скотомогильника создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, может повлечь человеческие жертвы, нанести ущерб здоровью людей и окружающей среде, в связи с чем, просил суд обязать Рогнединскую поселковую администрацию муниципального образования «Рогнединское городское поселение» принять в муниципальную собственность скотомогильник расположенный в 1000 м. от д. <адрес>.

Решением Рогнединского районного суда Брянской области от 17 февраля 2010 г. исковые требования, заявленные Брянским природоохранным прокурором были удовлетворены.

Суд обязал Рогнединскую поселковую администрацию муниципального образования «Рогнединское городское поселение» принять меры по постановке бесхозяйного скотомогильника, расположенного в 1000 м. от д. <адрес>, на учет в орган, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В кассационной жалобе глава Рогнединской поселковой администрации муниципального образования «Рогнединское городское поселение» Рогнединского муниципального района Брянской области просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства по делу и неправильно применены нормы материального и процессуального права.

Заслушав доклад по делу судьи областного суда Петраковой Н.П., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом, в 1000 м. от д. <адрес> располагается бесхозяйный скотомогильник, не состоящий на учете в качестве бесхозяйного объекта недвижимости.

Удовлетворяя требования Брянского природоохранного прокурора и возлагая на Рогнединскую поселковую администрацию муниципального образования «Рогнединское городское поселение» обязанность принять меры по постановке указанного скотомогильника на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в качестве бесхозяйного объекта недвижимости, суд исходил из положений законодательства об охране здоровья граждан, окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также положений закона об общих принципах организации местного самоуправления, согласно которым органы местного самоуправления участвуют в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, поэтому, в силу закона они обязаны исполнить комплекс мер, направленных на регистрацию бесхозяйного объекта в собственность в целях проведения работ по обслуживанию и ремонту, предотвращению аварийных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью населения, проживающего на территории поселения.

Однако судебная коллегия полагает, что вывод суда первой инстанции о возложении обязанности на местную администрацию о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости скотомогильника, основан на неверном применении судом норм материального права, ввиду следующего.

В силу п. «з» ч.1 ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Возможности нахождения скотомогильников (биотермических ям) в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает.

Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 названного Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника Рогнединской поселковой администрации муниципального образования «Рогнединское городское поселение» не передавались.

В этой связи не имеется оснований для возложения на Рогнединскую поселковую администрацию муниципального образования «Рогнединское городское поселение» обязанности по постановке данного скотомогильника на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, поэтому, судебная коллегия считает, что решение суда нельзя признать законным и обоснованным вследствие чего оно подлежит отмене.

С учетом того, что обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения заявленных Брянским природоохранным прокурором требований установлены и дополнительно представления доказательств не требуется, судебная коллегия находит возможным, не передавая дело на новое судебное рассмотрение, принять по делу новое решение об отказе прокурору в иске.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Рогнединского районного суда Брянской области от 17 февраля 2010 года - отменить, с вынесением по делу нового решения.

В удовлетворении иска Брянского природоохранного прокурора к Рогнединской поселковой администрации муниципального образования «Рогнединское городское поселение» о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного скотомогильника - отказать.

Председательствующий                                        ГОМЕНОК З.И.

Судьи областного суда                                          СУЯРКОВА В.В.

                                                                                          ПЕТРАКОВА Н.П.