... К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе: Председательствующего ТУМАКОВА А.А. Судей областного суда ПАРАМОНОВОЙ Т.И. СУПРОНЕНКО И.И. рассмотрев в открытом судебном заседании 08 декабря 2011 года по докладу Тумакова А.А. дело по кассационной жалобе главы Тюнинской сельской администрации муниципального образования «Тюнинское сельское поселение» Рогнединского муниципального района Брянской области на решение Рогнединского суда Брянской области от 21 июня 2010 года по делу по иску Брянского природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Тюнинской сельской администрации о возложении обязанности принятия в муниципальную собственность бесхозяйного скотомогильника, У С Т А Н О В И Л А : Брянский природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц в защиту прав на благоприятную окружающую среду обратился в суд с иском к Тюнинской сельской администрации о возложении обязанности принятия в муниципальную собственность бесхозяйного скотомогильника, в обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды установлено, что в 1000 м. от д.Большевик Рогнединского района Брянской области располагается бесхозяйный скотомогильник, находящийся в аварийном состоянии. В силу п. 6.10 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ 4 декабря 1995 г. № 13-7-2/469 ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) возлагается на местную администрацию либо руководителей организации, в ведении которых находятся эти объекты. Скотомогильник был поставлен на учет 07.07.2008 г. органом, осуществляющим государственную регистрацию как бесхозяйный объект недвижимости по заявлению ответчика, однако в соответствии со ст. 225 ГК РФ в добровольном порядке в муниципальную собственность принят не был. Отсутствие собственника скотомогильника создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, может повлечь человеческие жертвы, нанести ущерб здоровью людей и окружающей среде, в связи с чем, просил суд обязать администрацию Тюнинского сельского поселения принять в муниципальную собственность скотомогильник под номером ... находящийся в д.Большевик Рогнединского района Брянской области, состоящий на учете в регистрирующем органе более 1 года. Решением Рогнединского районного суда Брянской области от 21 июня 2010 г. исковые требования, заявленные Брянским природоохранным прокурором, были удовлетворены. Суд обязал Тюнинскую сельскую администрацию принять в муниципальную собственность бесхозяйный скотомогильник, расположенный в 1000 м. от д. Большевик Рогнединского района Брянской области, состоящий на учете в Клетнянском отделе Управления Федеральной регистрационной службы по Брянской области под номером ... В кассационной жалобе глава Тюнинской сельской администрации муниципального образования «Тюнинское сельское поселение» Рогнединского муниципального района Брянской области просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства по делу и неправильно применены нормы материального и процессуального права. Заслушав доклад по делу судьи областного суда Тумакова А.А., выслушав позицию прокурора, поддержавшего доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. Как установлено судом, в 1000 м. от д.Большевик Рогнединского района Брянской области располагается бесхозяйный скотомогильник. 07.07.2008г. по заявлению главы Тюнинской сельской администрации в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о принятии этого скотомогильника на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости с номером объекта: ... Удовлетворяя требования Брянского природоохранного прокурора и возлагая на администрацию Тюнинского сельского поселения обязанность принять указанный скотомогильник в муниципальную собственность, суд исходил из положений законодательства об охране здоровья граждан, окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также положений закона об общих принципах организации местного самоуправления, согласно которым органы местного самоуправления участвуют в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, поэтому, в силу закона они обязаны исполнить комплекс мер, направленных на регистрацию бесхозяйного объекта в собственность в целях проведения работ по обслуживанию и ремонту, предотвращению аварийных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью населения, проживающего на территории поселения. Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что вывод суда первой инстанции о возложении обязанности на местную администрацию принять в муниципальную собственность такой объект недвижимого имущества, как скотомогильник, основан на неверном применении судом норм материального права, ввиду следующего. В силу п. «з» ч.1 ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы). В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Возможности нахождения скотомогильников (биотермических ям) в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает. Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 названного Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника Тюнинскому сельскому поселению Рогнединского района Брянской области не передавались. В этой связи не имеется оснований для возложения на администрацию Тюнинского сельского поселения обязанности по принятию спорного скотомогильника в муниципальную собственность, поэтому, судебная коллегия полагает, что решение суда нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене. Поскольку обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения заявленных Брянским природоохранным прокурором требований установлены, судебная коллегия находит возможным, не передавая дело на новое судебное рассмотрение, принять по делу новое решение об отказе прокурору в иске. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : Решение Рогнединского районного суда Брянской области от 21 июня 2010 года отменить с вынесением по делу нового решения. В удовлетворении иска Брянского природоохранного прокурора к Тюнинской сельской администрации о возложении обязанности принятия в муниципальную собственность бесхозяйного скотомогильника - отказать. Председательствующий А.А.Тумаков Судьи областного суда Т.И.Парамонова И.И. Супроненко