о понуждении к ликвидации несанкц. места складирования отходов



Судья Гуляева Л.Г.                                                                      Дело № ****

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в
составе:

председательствующего Саманцовой Л.К.,

судей областного суда                                 Богородской Н.А., Горбачевской Ю.В.,

с участие прокурора                                     Пахомовой Н.А.,

при секретаре:                                               Карпухиной К.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Горбачевской Ю.В. 8 декабря 2011 года дело по кассационной жалобе главы Слободищенской сельской администрации Мильковой Е.А. на решение Дятьковского городского суда Брянской области от 1 сентября 2011 года по делу по иску прокурора г.Дятьково в защиту интересов неопределенного круга лиц к Слободищенской сельской администрации МО «Слободищенское сельское поселение» Дятьковского района Брянской области о понуждении ликвидировать несанкционированные места складирования отходов бытового мусора,

                                                           УСТАНОВИЛА:

                 

     Прокурор г. Дятьково Брянской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с указанным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой г. Дятьково совместно с ТО Управления Роспотребнадзора в Дятьковском районе и г. Сельцо, а также главой Слободищенской сельской администрации М., проведена проверка исполнения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства на территории муниципального образования «Слободищенское сельское поселение». В ходе проведенной проверки выявлены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, расположенные:

- на территории бывшей фермы ООО «В.» в 800 метрах от северо- восточного угла ЗАО «П,», размером 20 x 10 м.;

- на территории бывшей фермы с северо-западной стороны полуразрушенного административного здания ООО «Варант», площадью загрязнения почвы 50 x 100 м.

В нарушение действующего законодательства рациональная система сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых бытовых отходов с территории Слободищенского сельского поселения не организована. Какие-либо разрешительные документы на данные места размещения отходов отсутствуют.

В связи с изложенным, прокурор г. Дятьково просил суд возложить на Слободищенскую сельскую администрацию обязанность ликвидировать несанкционированные места складирования отходов - бытового мусора, расположенные:

- на территории бывшей фермы ООО «В.» в 800 метрах от северо- восточного угла ЗАО «П.», размером 20 x 10 м.;

      - на территории бывшей фермы с северо-западной стороны полуразрушенного административного здания ООО «В.», площадью загрязнения почвы 50 x 100 м.

      Представитель Слободищенской сельской администрации исковые требования не признал

     Представитель Администрации Дятьковского района исковые требования поддержал.

     Решением от 1 сентября 2011 года Дятьковский городской суд Брянской области обязал Слободищенскую сельскую администрацию МО «Слободищенское сельское поселение» Дятьковского района Брянской области ликвидировать несанкционированные места складирования отходов - бытового мусора, расположенного:

- на территории бывшей фермы ООО «В.» в 800 метрах от северо- восточного угла ЗАО «П.», размером 20 x 10 м.;

        - на территории бывшей фермы с северо-западной стороны полуразрушенного административного здания ООО «В.», площадью загрязнения почвы 50 x 100 м.

              Определением суда от 26 октября 2011 года исправлены описки в решении суда.

               В кассационной жалобе глава Слободищенской сельской администрации М. просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным. Указывает на то, что на территории Слободищенского сельского поселения рациональная система сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых бытовых отходов организована, территория бывшей фермы ООО «Варант» является межселенной территорией и входит в состав межрайонного фонда перераспределения. Слободищенская сельская администрация МО «Слободищенское сельское поселение» не обладает правом собственности на данные территории, а также не обладает полномочиями по распоряжению указанными земельными участками, данными территориями распоряжается администрация Дятьковского района. Судом вопрос о наличии права собственности у Слободищенской сельской администрации на указанные территории не рассматривался.

             На доводы кассационной жалобы принесены возражения помощником прокурора г. Дятьково М., представителем администрации Дятьковского района К., которые просят оставить решение суда без изменения, кассационную жалобу- без удовлетворения.

            Заслушав доклад по делу судьи облсуда Горбачевской Ю.В., выслушав объяснения представителя Слободищенской сельской администрации МО «Слободищенское сельское поселение» Дятьковского района Брянской области по доверенности Ц., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения на доводы жалобы и заключение по делу прокурора Пахомовой Н.А., проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

    Как следует из материалов дела в ходе проверки исполнения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства на территории муниципального образования «Слободищенское сельское поселение» прокуратурой г. Дятьково совместно с ТО Управления Роспотребнадзора Дятьковском районе и г.Сельцо, а также главой Слободищенской администрации Мильковой Е.А. выявлены несанкционированные свалки твердых отходов, расположенные:

- на территории бывшей фермы ООО «В.» в 800 метрах северо- восточного угла ЗАО «П.», размером 20 x 10 м.;

      - на территории бывшей фермы с северо-западной стороны полуразрушенного административного здания ООО «В.», загрязнения почвы 50 x 100 м.

Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселений. К полномочиям органов местного самоуправления поселений организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относит и ч. 1 ст.8 федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

      Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах городских, сельских поселений.

       Статьями 4 и 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

      В силу ст. 13 Закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

            На вопрос суда кассационной инстанции представитель Слободищенской сельской администрации МО «Слободищенское сельское поселение» Дятьковского района пояснила, что несанкционированные свалки территориально находятся в границах Слободищенского сельского поселения.

             Так как несанкционированные свалки находятся в границах сельского поселения судом правильно на органы местного самоуправления Слободищенского сельского поселения возложена обязанность по организации сбора и вывоза мусора по настоящему делу.

    Довод кассационной жалобы о том, что обязанность по вывозу мусора должна быть возложена на администрацию Дятьковского района является необоснованным, поскольку в силу п.п. 14 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, ч. 2 ст. 7 Федерального закона № 7-ФЗ, к вопросам местного значения муниципального района относится утилизация и переработка промышленных и бытовых отходов.

Довод жалобы о том, что надлежащим лицом, уполномоченным распоряжаться землями, государственная собственность на которые не разграничена, является администрация Дятьковского района Брянской области и, следовательно, она несет ответственность за содержание территории района, отклоняется, как противоречащий вышеприведенным требованиям законов.

Поскольку неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучение неопределенного круга лиц, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде, судом правильно возложена обязанность на Слободищенскую сельскую администрацию МО «Слободищенское сельское поселение» Дятьковского района Брянской области ликвидировать несанкционированные места складирования отходов

         Оснований к отмене решения суда по доводам кассационной жалобы судебная коллегия не усматривает.

                  Руководствуясь изложенным и ст. 361 ГПК РФ судебная коллегия

                                                      

                                                   ОПРЕДЕЛИЛА:

                Решение Дятьковского городского суда Брянской области от 1 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий                                                  Л.К. САМАНЦОВА

Судьи областного суда:                                                   Н.А. БОГОРОДСКАЯ

                                                                                          Ю.В. ГОРБАЧЕВСКАЯ