об индексации денежных выплат



Судья Карнеева Е.К.                                                          Дело № ****

                                       КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего:                              Саманцовой Л.К.

судей областного суда                    Парамоновой Т.И., Горбачевской Ю.В.,

при секретаре:                                                Карпухиной К. И.,                                    

рассмотрев в открытом судебном заседании 8 декабря 2011 года по докладу судьи облсуда Горбачевской Ю.В. дело по кассационной жалобе представителя Военного комиссариата Брянской области Ш. на решение Советского районного суда г. Брянска от 2 ноября 2011 года по делу по искуГ. к Военному комиссариату Брянской области об индексации денежных выплат,

                                                            УСТАНОВИЛА:

                Г. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что решением Советского районного суда г. Брянска от 15.10.2007 г. ему была произведена индексация ежемесячных компенсационных выплат на приобретение продовольственных товаров и ежегодных выплат на оздоровление в соответствии с Законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Однако ответчик не исполняет решение суда и не индексирует присужденные денежные выплаты.

            Истец просил суд признать требования к Военному комиссариату Брянской области в отношении компенсационных выплат за период с 01.01.2007 года по 31.12.2010 года законными и обоснованными; взыскать с ответчика в его пользу единовременно индексацию сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление за период с 01.01.2007 г. по 31.12.2010 г. в размере 18 981 руб. 91 коп.; восстановить ежемесячные и ежегодные компенсационные выплаты с учетом их индексации в связи с инфляцией по окончании каждого прошедшего года, начиная с января 2008 г. и заканчивая декабрем 2010 г. и установить новые выплаты с января 2011 г.; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

            В судебном заседании в порядке уточнения исковых требований, Г. просил суд произвести индексацию компенсационных выплат с 01.01.2007 г. по 31.10.2011 г.

            Представитель Военного комиссариата Брянской области Ш. иск не признала, пояснив, что все компенсационные выплаты по решению Советского районного суда г.Брянска от 15.10.2007 г. истцу выплачиваются и полном объеме. Индексация назначенных судом сумм денежных компенсаций ими не осуществляется, так как с 2005 года действуют Постановления Правительства РФ, которыми утверждены размеры компенсаций на питание и оздоровление с учетом их индексации по уровню инфляции

            Решением Советского районного суда г. Брянска от 2 ноября 2011 г. исковые требования Г. удовлетворены частично. Суд взыскал с Военного комиссариата Брянской области в пользу Г. индексацию денежных выплат на питание и оздоровление за период с 01.01.2008 г. по 31.10.2011 г. в размере 12024 руб.72 коп.

            Суд прекратил производство по делу по иску Г. к Военному комиссариату Брянской области об установлении новых компенсационных выплат на питание и оздоровление в связи с тем, что в этой части спор разрешен решением 2007 года.

           В остальной части исковые требования Г. оставлены без удовлетворения.

            В кассационной жалобе представитель Военного комиссариата Брянской области Ш. просит отменить решение суда, как постановленное с нарушением норм материального права. Указывает на то, что индексация сумм на питание и оздоровление производится с применением индексов инфляции в порядке, определяемом Правительством РФ. Поэтому у них отсутствуют основания назначать истцу выплату в иных размерах, нежели предусмотрено Постановлениями Правительства.

           На доводы кассационной жалобы были принесены возражения Г., который просит оставить решение суда без изменения.

             Заслушав доклад по делу судьи облсуда Горбачевской Ю.В., выслушав возражения на доводы жалобы Г., проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

              Судом установлено, что Г. является пенсионером Министерства обороны РФ и участником подразделения особого риска. Ему в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» выплачивается ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация на оздоровление.

               Решением Советского районного суда г. Брянска от 15.10.2007 г. Г. установлена с 01.01.2007 г. ежемесячная компенсация на питание в размере 835 руб.98 коп. и ежегодная компенсация на оздоровление в размере 1185 руб.34 коп. Указанные суммы решением суда былипроиндексированы по состоянию на 01.01.2007 г.

               Судом установлено, что Г. с 2007 г. по настоящее время получает ежемесячную компенсацию на питание в размере 835 руб.98 коп. и ежегодную на оздоровление в размере 1185 руб.34 коп.

     Разрешая исковые требования Г. об индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление и взыскивая в пользу истца задолженность по указанным выплатам, суд исходил из того, что индексация спорных выплат должна происходить, исходя из коэффициента индексации в связи с инфляцией по окончании каждого прошедшего года.

               Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

               Из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

              В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.

              Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда причиненного здоровью, входящих в объемвозмещения вреда, гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

                В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ) размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

            Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление был определен Федеральным законом от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах исходя из базовой суммы 100 рублей. При этом ст.3 Федерального закона от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ и ст. 4 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 года (т.е. исчисленных исходя из 83 руб. 49 коп), а с 1 января 2001 года - исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ в ст.ст. 15 и 40 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» внесены изменения, которыми гражданам, указанным в п. 3 ч.1 ст. 13 названного Закона, гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 200 рублей и ежегодная компенсация на оздоровление в размере 300 руб.

             Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 11-П указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление.

             Частью 3 статьи 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ( в ред. от 26.04.2004 г.) предусмотрено, что размеры выплат гражданам установленные настоящим законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 года № 326 утверждены Правилаиндексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 года гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 847, от 7 мая 2005 года № 292, от 25 апреля 2006 года № 246, от 21 марта 2007 года № 171 и от 21 декабря 2007 года № 914, от16 декабря 2009 г. №1024, от 21.12.2010 г. № 1079 утверждены Правила индексации размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации за соответствующий период.

             При этом то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация на оздоровление наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС, не означает, что порядок индексации указанных выплат не может бытьразличен. Так, названные компенсации индексируются путем повышения фиксированного размера исходя из базовой суммы.

            Таким образом, поскольку вышеназванные постановления Правительства РФ, определяющие порядок индексации указанных выплат, являются действующими, а проиндексированные решением суда от 2007 г. истцу выплаты превышают размер выплат, если бы они индексировались из твердой денежной суммы, оснований для индексации этих выплат в настоящее время не имеется.

С учетом вышеизложенного, решение суда как незаконное подлежит отмене.

            В связи с установлением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, судебная коллегия находит возможным принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Г., не передавая дело на новое рассмотрение.

                         Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

                                                       

                                                         ОПРЕДЕЛИЛА:

                Решение Советского районного суда г. Брянска от 2 ноября 2011 года отменить. Принять по делу новое решение. Отказать в удовлетворении исковых требований Г. к Военному комиссариату Брянской области об индексации денежных выплат.

Председательствующий                                                    Л.К. САМАНЦОВА

                                                                                            

Судьи областного суда:                                                     Т.И. ПАРАМОНОВА

                                                                                           

                                                                                             Ю.В. ГОРБАЧЕВСКАЯ