взыскание соц выплат индексация чернобыль



Судья Хромина А.С.            Дело № 33-4172

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Гоменок З.И.,

судей областного суда Горбачевской Ю.В., Киселевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гоменок З.И.                     «22» декабря 2011 года дело по кассационной жалобе Гехтман Бориса Яковлевича на решение Советского районного суда Брянской области от «03» ноября 2011 года по иску Гехтман Бориса Яковлевича к Государственному бюджетному учреждению Брянской области «Отдел социальной защиты населения Советского района г.Брянска». Военному комиссариату Брянской области об индексации ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью, взыскании недополученных сумм возмещения вреда здоровью и судебных расходов,

УСТАНОВИЛА:

Гехтман Б.Я. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что является пенсионером МО РФ, с 24.03.2008 г. по 01.04.2013 г. ему установлена II группа инвалидности вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы, связанного с катастрофой на ЧАЭС. С 14.04.2008 года ему назначена и выплачивается ежемесячная денежная компенсация возмещения вреда здоровью в соответствии с Законом РФ № 1244-1 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Указанные выплаты в период с 14.04.2008 г. по 31.03.2011 г. производило ГБУ «Отдел социальной защиты населения Советского района г. Брянска», а с 01.04.2011г. и по настоящее время - Военный комиссариат Брянской области. Истец полагает, что размер выплачиваемой ему денежной компенсации возмещения вреда здоровью занижен, поскольку при назначении ежемесячной суммы к базовому размеру компенсационной выплаты не были применены ежегодные индексы роста величины прожиточного минимума в г.Брянске за период с 2002 г. по 2004 г.

Просил суд взыскать с ГБУ «Отдел социальной защиты населения Советского района г. Брянска» неполученные суммы в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на ЧАЭС, за период с 14.04.2008 г. по 31.03.2011 г., включительно, в размере 149 792 руб. 65 коп: взыскать с Военного комиссариата Брянской области недополученную сумму возмещения вреда, причиненного здоровью за период с 01.04.2011 года по 30.04.2011 года, включительно, в размере 4 834 руб. 80 коп; обязать Военный комиссариат Брянской области выплачивать с 01 мая 2011 года ежемесячно в возмещение вреда, причиненного здоровью, 11429 руб. 21 коп, с последующей индексацией в установленном законом порядке; взыскать с Военного комиссариата Брянской области расходы на оказание юридической помощи в размере 5 000 руб.

Суд в иске отказал.

В кассационной жалобе Гехтман Б.Я. просит отменить решение суда, ссылаясь по существу на доводы обращения в суд.

Заслушав доклад по делу судьи облсуда Гоменок З.И., проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Гехтман Б.Я. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и имеет право на получение ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью, установленных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

24 марта 2008 г. истцу впервые установлена вторая группа инвалидности в связи с заболеванием, полученным им при исполнении иных обязанностей военной службы и связанным с катастрофой на Чернобыльской АЭС.

С указанной даты истец получает выплаты в возмещение вреда здоровью исходя из твердой денежной суммы - 2 822,82 рублей, в последующем размер выплаты в возмещение вреда здоровью истцу ежегодно индексировался ответчиком (ГБУ «Отдел социальной защиты населения Советского района г. Брянска») исходя из установленного соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации уровня инфляции.

С 01 августа 2009 года Гехтман Б.Я. состоит на пенсионном учете в Военном комиссариате Брянской области и является получателем пенсии по линии Министерства обороны РФ по инвалидности.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правильно исходил из того, что установленная истцу в 2008 году ежемесячная денежная компенсация возмещения вреда здоровью, в силу статьи 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ) ежегодно индексируется исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Суд правильно указал, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств федерального бюджета..

Размеры выплат, установленных в твердой денежной сумме в соответствии с пунктом 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" индексируются с 19 июня 2002 г. исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ и Федеральным законом от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ. в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (статья 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ).

Постановлениями Правительства Российской Федерации определены коэффициенты индексации исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

Суд правильно указал, что согласно справки ГБУ «Отдел социальной защиты населения Советского района г.Брянска» № 3 от 08.04.2011 года истцу выплачивалась ежемесячная денежная компенсация возмещения вреда здоровью в соответствии с Законом РФ № 1244-1 от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в следующих размерах: с 14.04.2008 г. по 30.04.2008 г. в сумме 2 822 руб. 82 коп; с 01.05.2008 г. по 31.12.2008 г. в сумме 4 981 руб. 44 коп. ежемесячно с 01.01.2009 г. по 31.12.2009 г. в сумме 5 629 руб. 03 коп. ежемесячно с 01.01.2010 г. по 31.12.2010 г. в сумме 6191 руб. 93 коп, ежемесячно с 01.01.2011 г. по 28.02.2011 г. в сумме 6 594 руб. 41 коп, ежемесячно. С 01 марта 2011 года выплату ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью в размере 6 594 руб. 41 коп истцу производит Военный комиссариат Брянской области.

Выплата сумм возмещения вреда истцу осуществлялась ответчиками в соответствии с нормами действующего законодательства.

Следовательно, суд правильно указал, что доводы истца о необходимости индексации ему в ином порядке предусмотренных законом в твердой денежной сумме ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью, в частности, по инвалидности второй группы, основаны на неправильном толковании норм материального права, поскольку право истца на возмещение вреда здоровью возникло только в 2008 году, а не в 2002году, и на момент обращения его с настоящим иском законодателем был установлен порядок индексации указанных сумм исходя из уровня инфляции, в связи с чем применение ранее действовавшего порядка невозможно.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда Брянской области от 3 ноября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:                                                      З.И.ГОМЕНОК

Судьи облсуда:                  Ю.В.ГОРБАЧЕВСКАЯ

        Е.А.КИСЕЛЕВА