... К А С С А Ц И О Н Н О Е ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе: председательствующего Тумакова А.А. судей областного суда Кравцовой Г.В. Петраковой Н.П. рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Тумакова А.А. 22 декабря 2011 года дело по кассационной жалобе М.Р.И. на решение Климовского районного суда Брянской области от 17 ноября 2011 года по делу по иску М.Р.И. к Государственному бюджетному учреждению Отдел социальной защиты населения Климовского района о признании права на получение ежемесячной денежной компенсации по жилищно-коммунальным услугам вследствие смерти М.П.Г., У С Т А Н О В И Л А : М.Р.И. обратилась в суд с иском ГБУ ОСЗН Климовского района о признании права на получение ежемесячной денежной компенсации по жилищно-коммунальным услугам вследствие смерти М.П.Г. и обязать ответчика производить начисление и выплату ежемесячной денежной компенсации по жилищно-коммунальным услугам, ссылаясь на то, что 11 апреля 2010 года умер ее муж М.П.Г. Причина смерти ее мужа была связана с воздействием радиационных факторов вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Решением Климовского районного суда от 08 июля 2011 года установлен юридический факт нахождения ее на иждивении М.П.Г. В настоящее время ей выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере 3493 рублей, как нетрудоспособному члену семьи гражданина, умершего вследствие радиационного воздействия. Кроме того, ею была получена единовременная компенсация за вред здоровью семье, потерявшей кормильца вследствие чернобыльской катастрофы в сумме 21025 рублей 62 копеек. При обращении к ответчику с заявлением по вопросу назначения ежемесячной денежной компенсации по жилищно-коммунальным услугам ей было отказано в указанной компенсации со ссылкой на то, что она не подпадает под действие ст.14 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС». Полагает, что в соответствии с указанным законом имеет права на льготы по жилищно-коммунальным услугам, а своим отказом ответчик нарушил ее право на эту выплату. В судебном заседании истец М.Р.И. настаивала на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснив, что ее муж до смерти был признан инвалидом 2 группы по общему заболеванию и в соответствии с законодательством об инвалидах получал льготы на жилищно-коммунальные услуги. Ей, как медицинскому работнику выплачивается ежеквартальная денежная выплата по оплате жилья и коммунальных услуг в сумме 750 рублей ГБУЗ «Климовская ЦРБ». Представитель ГБУ ОСЗН Климовского района Х.Т.А. исковое заявление М.Р.И. не признала, пояснив, что истцу было отказано в предоставлении льготы по жилищно-коммунальным услугам в связи с тем, что М.П.Г. при жизни указанной льготой не пользовался. Представитель ГБУ ОСЗН Климовского района К.О.М. так же возражал относительно удовлетворения искового заявления М.Р.И., пояснив, что при жизни муж истца М.П.Г. пользовался льготами, как инвалид 2 группы по общему заболеванию в соответствии с ФЗ «Об инвалидах». При жизни заболевание М.П.Г. не было связано с воздействием радиационных факторов. Только причина смерти была связана с указанным воздействием. Таким образом, в связи с тем, что по чернобыльскому закону мужу истца не предоставлялись льготы, она также не вправе претендовать на них после смерти М.П.Г. Кроме того, М.Р.И., как медицинский работник, является получателем ежеквартальной выплаты по оплате жилья и коммунальных услуг, а получение 2 льгот одновременно невозможно. Решением Климовского районного суда Брянской области от 17 ноября 2011 года в удовлетворении искового заявления М.Р.И. к ГБУ ОСЗН Климовского района о признании права на получение ежемесячной денежной компенсации по жилищно-коммунальным услугам вследствие смерти М.П.Г., отказано. В кассационной жалобе М.Р.И. просит об отмене решения суда, так как выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Указала, что суд сделал вывод о том, что она не имеет права на получение денежной компенсации по жилищно-коммунальным услугам, обосновывая это тем, что при жизни ее муж не получил заключение межведомственного экспертного совета об установлении причинной связи имеющегося у него заболевания, обусловившего возникновение у него инвалидности, с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, и следовательно она, как супруга не приобрела право на меры социальной поддержки, указанные в п.3 ст.14 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС». Полагает, что суд не учел того обстоятельства, что указанные меры социальной поддержки распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на ЧАЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с Чернобыльской катастрофой, а так же на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки. Заслушав доклад судьи областного суда Тумакова А.А., проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. Из материалов дела следует, что между М.П.Г. и К.(М.)Р.И. ... года был заключен брак, что подтверждается свидетельством о заключении брака ... Согласно справке серии МСЭ... 11 июня 2009 года М.П.Г. была установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию на срок до 01 июля 2010 года. ... 2010 года умер М.П.Г., что подтверждается свидетельством о смерти ... В соответствии со справкой ГБУ Отдел социальной защиты населения Климовского района от 08 ноября 2011 года в период с января 2010 года по март 2010 года М.П.Г. предоставлялась ежемесячная денежная компенсация по ЖКУ как ветерану труда, инвалиду общего заболевания. 10 марта 2011 года решением Российского межведомственного экспертного совета №... было установлено, что причина смерти М.П.Г. была связана с воздействием радиационных факторов вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Решением Климовского районного суда от 08 июля 2011 года был установлен юридический факт нахождения М.Р.И., ... года рождения, на иждивении у М.П.Г., ... года рождения, умершего ... 2010 года, до его смерти. Из справки ГБУ Отдел социальной защиты населения Климовского района от 23 сентября 2011 года №... следует, что М.Р.И. состоит на учете в ГБУ ОСЗН Климовского района с 20 июля 2011 года и получает следующие выплаты: ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью нетрудоспособным членам семьи граждан, умерших вследствие радиационного воздействия в сумме ... рублей, единовременную компенсацию за вред здоровью семье, потерявшей кормильца вследствие чернобыльской катастрофы в сумме ... Письмом ГБУ Отдел социальной защиты населения Климовского района от 15 сентября 2011 года №... М.Р.И. было отказано в получении ежемесячной денежной компенсации по жилищно-коммунальным услугам. Судебная коллегия соглашается с выводом суда об отказе в удовлетворении исковых требований М.Р.И. о признании права на получение ежемесячной денежной компенсации по жилищно-коммунальным услугам вследствие смерти М.П.Г. по следующим основаниям. Согласно п.п. 1 и 2 ч.1 ст.13 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, а так же инвалиды в следствие чернобыльской катастрофы. В соответствии с п.3 ст.14 указанного выше закона гражданам, указанным в п.п.1 и 2 ч.1 13 данного Закона, гарантируется оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы. В силу ст.14 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье. Из Определения Конституционного Суда РФ от 04 декабря 2007 года №960-0-П следует, что возникновение у членов семьи умершего права на предоставление мер социальной поддержки связано с наличием у кормильца правового статуса лица, здоровью которого был причинен вред в связи с радиационным воздействием, обусловленным чернобыльской катастрофой, что предопределило возникновение конституционной обязанности государства по его возмещению, а основаниями для выполнения государством названной обязанности перед конкретным лицом, которое оказалось в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, являются факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья и соответствующей чрезвычайной ситуацией. Поэтому приобретение специального правового статуса «инвалид вследствие чернобыльской катастрофы» осуществляется в рамках особой правоприменительной процедуры, которая предполагает установление межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями причинной связи между повлекшим инвалидность заболеванием и радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы. Судом было установлено, что при жизни М.П.Г. не приобрел статус «инвалид вследствие чернобыльской катастрофы», а был признан инвалидом 2 группы по общему заболеванию. Удостоверение, подтверждающее право на получение вышеуказанных мер социальной поддержки, М.П.Г. выдано не было. В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 16.12.2008 г. № 1085-О-П выдача удостоверения, подтверждающего право на возмещение вреда и получение мер социальной поддержки, является завершающим этапом правоприменительной процедуры и представляет собой формальное подтверждение специального правового статуса инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, установленного на основании документов, подтверждающих наличие юридических фактов, которые обусловливают возмещение вреда и предоставление предусмотренных законом мер социальной поддержки. Если названные юридические факты были подтверждены необходимыми документами, гражданину не может быть отказано в выдаче удостоверения. Соответственно, членам семьи умершего кормильца при наличии заключения межведомственного экспертного совета об установлении причинной связи заболевания, обусловившего возникновение у него инвалидности, с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы должно быть выдано удостоверение, дающее право на меры социальной поддержки, в том случае, когда кормилец при жизни не успел его оформить, при отсутствии иных установленных законом препятствий. Из материалов дела следует, что М.П.Г. при жизни не получил заключение межведомственного экспертного совета об установлении причинной связи заболевания, обусловившего возникновение у него инвалидности, с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, в связи с чем суд сделал правомерный вывод о том, что супруга М.П.Г. - М.Р.И. не приобрела право на меры социальной поддержки, указанные в пункте 3 статьи 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС». Кроме того, статьей 3 ФЗ №122 от 22 августа 2004 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» статья 3 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» была изложена в новой редакции. Согласно статье 3 в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки. При наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору. Если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное. Из приложенной в материалы дела справки №... от 01 ноября 2011 года, выданной ГБУЗ Климовская ЦРБ и пояснений М.Р.И., данных ею в судебном заседании 01 ноября 2011 года следует, что истец работает медицинским регистратором в ГБУЗ Климовская ЦРБ и ей предоставляется ежеквартально денежная выплата по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 750 руб. Указанная денежная выплата предусмотрена п.2 Положения о порядке и условиях предоставления денежной выплаты по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих в сельской местности или поселках городского типа на территории Брянской области (в редакции Постановлений администрации Брянской области от 03.08.2005 года №430, от 30.12.2005 года №711, от 18.01.2007 года №16), утвержденного Постановлением администрации Брянской области №104 от 16 марта 2005 года, согласно которому денежная выплата по оплате жилья и коммунальных услуг гражданам, указанным в пункте 1 настоящего Положения, в размере 2600 рублей в год (с последующей индексацией) предоставляется и выплачивается ежеквартально в размере 650 рублей. Таким образом, М.Р.И. право на предоставление мер социальной поддержки по получению компенсаций по жилищно-коммунальным услугам было реализовано путем получения в ГБУЗ «Климовская ЦРБ» ежеквартальной денежной выплаты по оплате жилья и коммунальных услуг, в связи с чем, она не имеет права на получение льготы по жилищно-коммунальным услугам в соответствии с ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». На основании изложенного судебная коллегия находит, что решение суда постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы, которые сводятся к переоценке выводов суда, не имеется. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : Решение Климовского районного суда Брянской области от 17 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу М.Р.И. - без удовлетворения. Председательствующий А.А. Тумаков Судьи областного суда Г.В. Кравцова Н.П. Петракова